Bubo
на главную
страницу

Когнитивные проблемы антропологии

ОБ УЧАСТНИКАХ СЕМИНАРА

 


 NB: страница имеет историческое значение и не обновляется с лета 2003 года (официального образования Института РАШ; см. страницу его сотрудников). Однако из материалов, опубликованных на сайте до этого, ссылки продолжают вести именно сюда.


 

| Вяч. Вс. Иванов | T. Антипова |  В. Колотаев |  А. Ожиганова | А. Олейников |
|  А. Перлов | Е. Полякова |  И. Протопопова | И. Прошлецова |  Е. Пчелов |
| И. Романова | А. Сосланд | Д. Торшилов |
 Е. Улыбина |  Ю. Филиппов |

 

это не Протопопова,
это фрагмент ее портрета
 работы В. Якупова


Ирина Александровна ПРОТОПОПОВА

Философ; культуролог
Главный интерес: античная философия (особенно досократики и вся платоническая традиция); время от времени интересными становятся самые разнообразные вещи – от древнерусской иконы до истории абсента.
Образование: МГУ им. Ломоносова, философский факультет; канд. культурологии.
Основное место работы: РГГУ, каф. истории и теории культуры; также преподает в Институте журналистики и литературного творчества.
Преподает древнегреческий и латинский языки, историю философии, историю мировой культуры, античную литературу, культурологию, риторику.

Основные публикации:

  • «Греческий роман» в хронотопе двадцатых // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995, № 4 (13).

  • Аполлоний Молон. Александр Полигистор. Апулей. Артемидор. Прокл. Дамаскин и др. (переводы с др/греч., латинск., англ.) // Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т.I-III.Часть первая. Москва-Иерусалим. 1997-2002.

  • Культура античности // История мировой культуры. Наследие запада. М., 1998 (в соавторстве с Г.С. Кнабе).

  • «Запрет и ослушание» в «Книге Бытия» и детских «страшных историях» (статья) // «Архетипы в мировой культуре». Спб, 1998.

  • Точное знание и способы его передачи в философско-эзотерич. школах и нововременной европейской гуманитаристике (тезисы доклада) // «Точное знание в современной гуманитарной науке». М.,1999.

  • Метафора лестницы в текстах о «восхождении души» // Россия и гнозис. М., «Рудомино», 2000.

  • Субъект у Лакана и Плотина: присутствие Другого // Полигнозис. 2001, № 3 (15). (в соавторстве с Е.Э. Ханпирой).

  • Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001.

  • Сновидения у Гомера и Платона: ONEIROS И CHORA // Сны и видения в народной культуре M., 2002.

  • Афина-Коронида и «третья птица» в драме Еврипида «Ион» // Arbor Mundi № 1, 2002.

  • Образовательные программы в аспирантуре Российского государственного гуманитарного университета (тезисы доклада) // Материалы II Всероссийской конференции «Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Н.Новгород, 2002 (в соавторстве с Л.Н. Простоволосовой, О.М. Медушевской, М.Ф. Румянцевой)

На нашем сайте:
И. Протопопова. Сновидение у Гомера и Платона: oneiros и chora
И. Протопопова. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида «Ион»
И. Протопопова. Философская аллегория, поэтическая метафора, мантика: сходства и различия
И. Протопопова. Метафора у О.М. Фрейденберг и современные теории.
И. Протопопова. Время как метафора тела (фильм Гаспара Ноэ «Необратимость»)

Программы: Введение в философию сознания
Введение в когнитивную теорию метафоры

См. также:
Вяч. Вс. Иванов, И. А. Протопопова.
"Русская антропологическая школа": антропологический подход в подготовке аспирантов РГГУ

 


 


это не Прошлецова, это точка
(см. подробнее статью)

Ирина Львовна ПРОШЛЕЦОВА
Математик

Интересы: история математики, распознавание образов, цвет
Смежные интересы
: семиотика жеста; символ в семантическом поле;
Степень
: кандидат физико-математических наук.
Curriculum vitae: закончила механико-математический факультет МГУ в 1990 году; в 1995 защитила  кандидатскую диссертацию «Учение о кривых в античности».

На нашем сайте:
И. Прошлецова. Точка: необходимость и достаточность..

Программа: Знак и число (когнитивные проблемы социокультурного означивания)

Ср. публикацию на сайте Семинара по философии математики

 


Евгений Владимирович ПЧЕЛОВ

Историк, источниковед, специалист в области «вспомогательных исторических дисциплин»
Степень: кандидат исторических наук (1997).
Интересы: когнитивные вопросы исследовательского поля «в.и.д.»; грамматология; алфавитные системы; проблемы изучения символа, знака, эмблемы; геральдика и эмблематика; системы родства; генеалогия и генетика; фоносемантика; синестезия; восприятие времени в различных культурах; ономастика. 
Curriculum vitae: появился на свет не то что в старый, а даже в древний Новый год - 1 сентября (это, может быть, и обусловило интерес к древности). Выпускник Историко-архивного института РГГУ (кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин). Главный учитель - профессор Ольга Михайловна Медушевская, привившая любовь к источниковедческому анализу и широту взгляда в гуманитарном познании. В области «вспомогательных исторических дисциплин» ученик проф. Елены Ивановны Каменцевой. Преподаю на той же кафедре как в.и.д. в целом, так и палеографию, геральдику, генеалогию, ономастику, древнерусский язык. Член ряда научных обществ - от Русского Генеалогического до Русского Географического.
Опубликовал много разных работ и даже стал одним из призёров конкурса «Самый молодой активный учёный России - 2002» Института «Открытое Общество». Интерес к Древней Руси дохристианского времени вылился в диссертацию и книгу о первых русских князьях (начиная с Рюрика). После этого некоторые коллеги, мыслящие категориями XVIII века, сочли автора «норманистом». Генеалогические штудии породили множество статей и несколько книг, в том числе дилогию о Рюриковичах и Романовых. На «Романовской» ниве (возделывание которой во многом обязано интересу к личности Николая II) появился и подробный генеалогический справочник по этой династии (автор всегда тяготел к энциклопедической и справочной литературе), а другая любимая наука - геральдика - привела к школьному учебнику по государственной символике России (герб, флаг и гимн). Кроме того написал учебники для школы и по отечественной истории (до XIX в.). Поскольку в фамилии «Пчелов» буквы «ё» нет (ударение падает на последний слог), а многие упорно пытаются её поставить, активно занялся «ёфикацией» нашей страны, опубликовав в соавторстве книгу о невинно угнетаемой букве, где проследил всю её двухсотлетнюю историю (это, кажется, единственная в России книга, посвящённая только одной букве алфавита). Кстати, обнаружил, что впервые эту букву напечатал не Н.М. Карамзин и не в 1797 г., а И.И. Дмитриев в 1795 г. в книге «И мои безделки». Всякого рода палеографические, хронологические, геральдические и прочие «безделки» исторической науки интересны теперь прежде всего в широком антропологическом и культурологическом контексте, потому и оказался близок к когнитивным проблемам. Нереализованные интересы в области астрономии, биологии и живописи тоже способствуют «интердисциплинарности».

На нашем сайте:
Программы:
Когнитивная семантика: знак, цвет, эмблема
Когнитивная антропология: генеалогический аспект
Когнитивный подход в изучении «хронотопа»: пространство, время и их восприятие

См. о Пчелове на сайте кто есть кто в РГГУ
а также: Два века русской буквы ё
Генеалогическая страница и др.

 

(Фото А. Подосинова)


Ирина Михайловна РОМАНОВА

Кредо: добро, творчество, созидание.
Самое желанное, но всегда труднодостижимое – понимание.
Огонь вода и медные трубы уже были, погремушки власти больше не беспокоят.
Бывала бита, но – мертвою водою, потом живою – срослась.
По формальным (подтверждаемым документально) параметрам:
Системный аналитик, культуролог, искусствовед, дизайнер, возможно, еще методолог
Член ассоциации искусствоведов и Союза фотохудожников РФ

Образование:

  • аспирантура Института высших гуманитарных исследований РГГУ (теория и история культуры),
  • Институт европейских культур (культурология)
  • АНХ при Правительстве РФ и efmd (AMDP-programme) (Strategy Management & Marketing in Art)
  • Уральский госуниверситет (искусствоведение)
  • МИСИ им. В.В.Куйбышева (автоматизированные системы управления)
В настоящее время: методист Управления аспирантурой и докторантурой РГГУ.
К научно-педагогической деятельности только подступаюсь, однако, как оказалось, некоторый опыт в этой сфере накопился:

Работа в области высшего и постдипломного образования:

  • Вычислительный центр МИСИ им.В.В.Куйбышева, кафедра Прикладной математики – инженер группы АСУ-МИСИ (информационная поддержка учебного процесса);
  • АНХ при Правительстве РФ, Лаборатория новых методов обучения – тренер интерактивных семинаров для преподавателей в системе переподготовки кадров АНХ;
  • Университет истории культур  проректор, координатор заочного отделения (очень недолго, на этапе разработки концепции дистанционного образования)
  • ЛИНК, Московское отделение тренер интерактивных семинаров разработчиков программ
  • РГГУ, Школа современного искусства: руководитель семинара «Перформанс как актуальная форма современного искусства», из которого выросла художественная группа «Лето»

 Другая деятельность:

Организация выставок, конференций, семинаров в сфере архитектуры, дизайна, строительства; галерейная и выставочная, кураторская, проектная и художественная  деятельность в сфере современного и актуального искусства.

Порожденные тексты:

  • Диссертация:
    «Семиология вещи Марины Цветаевой» (в стадии, приближающейся к завершению)
  • Основные дипломные сочинения:
    «Трансформация смыслов в культуре ХХ века: «Задача переводчика» В.Беньямина и ее интерпретации П.де Маном и Ж.Деррида  (ИЕК, 1998 г.)»
  • «Деятельность Отдела Изо Наркомпроса: Татлин, Малевич, Кандинский, Шагал – комиссары советской власти» (УрГУ, 1995)

Научные публикации:

  • Трансформация смысла: проблема адекватности перевода в контексте гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа // Вопросы теории и практики перевода. Пенза, 1998. С. 101-106
  • М.Цветаева: Психея. Опыт семиотического подхода // Текст в гуманитарном знании. Материалы межвузовской научной конференции. М., 1997. С. 241-251
  • М.Цветаева – К.Родзевич: «Поэма Конца» (Телесность и словесность, вещь и жест) //Марина Цветаева: личные и творческие встречи, переводы ее сочинений. Восьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция. Дом-музей М.Цветаевой. М., 2001. С. 75-84
  • Дом и мир Марины Цветаевой: конструктивно-пространственные элементы и семантические трансформации (на материале поэм 20-х годов) // Марина Цветаева в русской культуре ХХ века. Х Международная научно тематическая конференция.М., 2003 (в процессе публикации)
  • Генетическая критика как метод исследования творчества Марины Цветаевой. Материалы Российско-французского коллоквиума, М.:ИМЛИ, 2003 (в процессе публикации)

Мультимедийные издания:

  • АРТ ИНФО (CD-ROM, 1994) – участие в разработке концепции и подборе материала
  • АРТ-2 (CD-ROM, 1995) (Разделы: Русское искусство, Искусство ХХ века, тексты обзорных экскурсий, подбор иллюстративного материала и тексты к другим разделам)

Сегодняшние интересы:

Непрерывное расширение поля познания и круга интеллектуального и творческого общения. Собираюсь жить сто лет, непрерывно молодея, поэтому надеюсь сочетать поиски новых интеллектуальных оснований на пересечении гуманитарного и актуального естественно-научного знания с  активным чувственным  постижением многообразия и безграничности мира.

В рамках когнитивно-антропологического семинара (и за ними) вижу для себя основные направления поиска:

  • методологический: разработка и проведение интерактивной программы семинара с условным названием: Школа логики и понимания

  • социо-культурологический открытый исследовательский проект: Тезаурус метафорики становящегося сознания нового века(вербальные, визуальные, естественно-научные, математические метафоры и пр.)

  • прикладной: «схватывание образов» «физиономии моего личного окружения»

  • теоретический: «от трансформации смыслов» к «вибрациям мыслей» – с вытекающей из этого задачей поиска (формирования) нового «языка описания» актуальная практическая задача: на пересечении «социологии духовной жизни»/ «экологии культуры» и психологической «анималогии» – созидание нового языка общения и невербальных языков смысловых и чувственных взаимодействий

Все это следует конкретизировать и актуализировать в динамических алгоритмических  моделях – и воплотить в жизнь, не так ли?

На нашем сайте:
Программа
Школа логики и понимания

 

 

это Сосланд

это отзывы
на его книгу

а это стихи,
которые он написал
к официальному открытию РАШ


Александр Иосифович СОСЛАНД

Психолог, психотерапевт

1957 г.р., кандидат психологических наук.
Доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета.
Член Европейской Ассоциации Психотерапии.
Практический опыт консультирования – 20 лет.
Чтение лекционных курсов, ведение семинаров и тренингов:
Психологический ф-т МГУ, Академия практической психологии при психологическом ф-те МГУ, Психологический ф-т Еврейского университета в Москве, Институт психологии и педагогики, Психологический ф-т ун-та им. П. Дашковой, Московский гештальт-институт, Восточно-Европейский гештальт-институт, Центр практической психологии «Катарсис», компания «Бизнеслэнд», международная программа «Лидеры в области окружающей среды и развития».
Участник ряда международных конгрессов и конференций.

Интересы:
Общая теория психотерапии – первый большой проект.
Анализ привлекательности гуманитарного текста (аттрактив-анализ) – второй проект (в работе).
Главный интерес во всех областях исследования – производство оригинальных концептов.
Другие увлечения – музыка.

Публикации:

  • Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 3. С. 152 - 191.
  • Структурный анализ психотерапевтической теории: диахронический раздел // Логос, № 1, 1998. С. 276 – 321.
  • Психотерапевтический текст // Психологическое образование контексты развития. Белорусский государственный университет. Минск, 1999. С. 83 – 94.
  • Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М., 1999.
  • Удовольствие от Апокалипсиса // Логос, 2000, № 3-4, с. 108-115.
  • Что годится для бреда? // Московский психотерапевтический журнал, 1, 2001.
  • Смысл смысла // VI симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни и акме», Москва, 2000 (в печати).
  • Чем привлекателен экзистенциалистский текст? // I-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений.  М., 2001. C. 7 – 10.
  • Путин: разгадка секрета // Логос, 2000, № 2, с. 22 – 27.
  • The state of psychotherapy in Moscow // International Journal of psychotherapy, vol. 2, NO 2, 1997. P.229-233.
  • Kainerasty – a new concept in the psychology of motivation // 8-th International Conference on Motivation (Workshop on Achievement and Task Motivation). Abstracts. Moscow, 2002. P. 119-120.

На нашем сайте:
А. Сосланд. Кайнэрастия.

Программы семинаров:
Фундаментальная структура психотерапевтического метода

Технология производства идеологии. Идеобаллия.
Введение в аттрактив-анализ философского и психологического текста
Прагматика метафоры или метафорическое сознание

См. также:
1. «ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
«ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОТЕРАПИИ»

2. Харизматический тренинг
3. Структурный анализ психотерапевтической теории: диахронический раздел
4. Путин: Разгадка секрета

 

Дмитрий Олегович ТОРШИЛОВ
Филолог-классик
Степень: кандидат филологических наук
Интересы: сегодня - веб-дизайн; вообще бывают разные
Публикации (любимые):
  • Воспоминания двоечников, или Страх перед латинистом (Классическая гимназия глазами художественной литературы) // Лицейское и гимназическое образование, No 3 (4), 1998.
  • А. Белый. Москва (драма, 1-ая ред.) (публикация) // Театр, 1991,
    No 2.

  • Гигин. Мифы (предисловие, перевод, комментарий). Изд. 2-е, исправленное. СПб, 2000.
  • Гесперийско-русский словарь // Гесперийские речения. СПб, 2000.

На нашем сайте:
Программа Историческое введение в когнитивную лингвистику



Юрий ФИЛИППОВ
Ждем
ждем информации

На нашем сайте:
Программа Религии и религиозность (когнитивные аспекты)

 

начало страницы участников                     написать вебмастеру

В оформлении использован шрифт, сделанный на основе рукописных книг 
Василия Якупова

Топитоп . Аттестация рабочих мест в Москве дёшево от профессионалов
Используются технологии uCoz