ИЗ ОТЗЫВОВ «Фундаментальная
структура психотерапевтического метода (Москва: Логос, 1999) |
|
Отзывы: В.
Руднева -
|
В книге:
|
|
|
В.
Руднев. Не умерла наша
наука! // Московский психотерапевтический журнал, №3-4, 1999 г., с. 209-218. |
Последовательно и умно,
замечательная морфология, классная
фундаментальная структура...
Впервые дано научное структурное описание психотерапевтических школ. Много ли мы знаем таких описаний в науке вообще? Книга А. Сосланда... представляется чрезвычайно позитивным явлением в современной научной ситуации, а лучше сказать, исключением из этой ситуации безнадежного кризиса, а еще лучше - опровержением расхожего мнения,... что, дескать, русская наука умерла или умирает, и ничего более хорошего ждать не приходится. |
|
|
М. Калмыкова // «Ex libris НГ», 24. 06. 1999 | Общая теория
психотерапии - долгожданное событие.
Свой проект автор сравнивает с созданием «нотной грамоты» для всей области психотерапевтического знания или с идеей генеративной лингвистики Н.Хомского. ...возникает ощущение, что имеешь дело с текстом, который открывает в науке новые серьезные перспективы. |
|
|
С. Степанов // «Мы и мир», август 1999, 15/16, с. 6 | А. Сосланд
предпринимает смелую попытку
докопаться до заветных зерен.
Анализируя различные
психотерапевтические подходы, он не
акцентирует внимания на их специфике, а
пытается выделить ту квинтэссенцию,
которая является сущностью
психотерапии, как таковой.
...автор фактически поставил перед собой глобальную задачу отыскать психотерапевтический философский камень. |
|
|
А.
Хавин // «Журнал
практического психолога», № 3-4, март-апрель
2000, с. 248 |
Суть синтеза, произведенного А. Сосландом – в создании новой гуманитарной науки. Если литературоведение занимается анализом произведений литературы, искусствоведение – произведений искусства, то с помощью новой науки предстоит анализировать феномены психотерапии. |
|
|
Н.
Карпова, А. Копьев //
Вопросы психологии, 2000, №4, с.133-134
|
По сути задача, которую
ставит перед собой А. Сосланд, – это
критика (в классическом – кантовском
смысле) психотерапии как деятельности, а
не тех или иных конкретных школ и
концепций.
Бурный количественный и институциональный рост отечественной психотерапии должен был, обязан был ознаменоваться качественным прорывом в понимании психотерапевтической деятельности в целом. Книга А.Сосланда и явилась, на наш взгляд, таким знаменательным событием. Данный труд…проводит точную скрупулезную инвентаризацию базовых элементов психотерапевтического метода, десакрализирует его, позволяет взглянуть на любой метод трезво и непредубежденно. …Автор демонстрирует превосходную ориентацию в основных психотерапевтических школах, особый теоретико-аналитический склад ума, глубокую общегуманитарную эрудицию и недюжинные литературные способности. Отметим следующее: безупречно выстроенная структура работы, оригинально сформулированные основные положения книги, и последовательное решение поставленных задач, интересные и неожиданные гипотезы «виртуальных» школ представляют богатый материал для размышлений. |
|
|
А. Катков // Вопросы ментальной медицины и экологии, том 6, №1, 2000, с.112 | По сути, речь идет о том,
что в области «психотерапии, которая
никогда не существовала, как единая
наука» появляется инструмент,
позволяющий эффективно развивать науку,
но в еще большей степени (потрясающая
эвристика) – практику. Метафоры,
используемые автором, для демонстрации
предлагаемой генеративной модели
психотерапевтического метода – «универсальный
язык», «нотная грамота» - представляются
наиболее точными и отражающими суть
разрабатываемого подхода к такому
непростому делу, как формирование
научного базиса в психотерапии.
А. Сосланд может претендовать на то, чтобы его вклад в дело развития психотерапевтической науки и практики оценивался как значительный в полном смысле этого слова. Следует отметить впечатление от стиля изложения материала. Это, конечно, стиль искрящегося остроумием научно-методического триллера…» |
|
|
Д.
А. Леонтьев.
Психолог: личность и ремесло. В кн.:
Личность в современном мире: от
стратегии выживания к стратегии
жизнетворчества. Кемерово, 2002. C. 91-118. |
Одно из моих самых ярких впечатлений от книг за последнее время - вышедшая в прошлом году замечательная книга, которую я прочитал с колоссальным наслаждением и очень всем рекомендую: «Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии» Александра Иосифовича Сосланда. Это единственная встречавшаяся мне работа, посвященная рефлексии профессиональной деятельности психотерапевта именно как определенной структуры профессиональной деятельности, которая включает в себя не только саму работу с клиентом, но деятельность, направленную на продвижение себя, своей школы, своих подходов. |
|
|
И. Ермакова // Новая русская книга, № 4-5, 2000. C. 97 | При «экономном» расходовании свежих идей, представленных в книге, их могло бы хватить на несколько изданий средней руки. |
|
|
Полина
Кратова. Ловушка доктора Сосланда //
Независимый психиатрический журнал. № 4,
2002. C. 83 |
С молодым нахальством, позабытым в здешней культуре, он разработал не менее, не более, как нотную грамоту на манер Н. Хомского, введя в научный оборот совершенно новые понятия, устрашающие читателя звонкой латынью… Можно заметить, что в совокупности эти конструкты – фундаментальная структура психотерапевтического метода - способны образовать новое, осмысленное и изящное тело психотерапевтической теории, призванной преобразовать полушарлатанский промысел, ловко избегающий контроля над эффективностью своих методов, - вотчину властолюбивых нарциссов, - в почти приличное, освящаемое авторитетом объективной науки занятие. Строго говоря, это попахивает нешуточным переворотом, кардинальным прорывом в данной отрасли. |
|
|
Юрий
Кузнецов.
Идеоанализ // Популярная психология № 14,
2006. C. 68. |
Насчет научности лучше всех, наверное, выразился известный эрудит психотерапии А. Сосланд: «…В психотерапии всё, что угодно, соединяется со всем, чем угодно, каким угодно образом - правило «очень строгое», не допускающее никаких исключений…». В своей книге «Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии» (М., 1999) А. Сосланд свел психотерапевтические школы к неким универсальным абстракциям, и, может быть, вовсе не желая того, показал, что они настолько абсурдны и бессмысленны, насколько и вычурны - «эвольвенция», «обстанция», «эксквизиция», «транстерминация»... Труд А. Сосланда в психотерапии стал примерно тем же, чем в живописи явился «Черный квадрат» К. Малевича - манифестацией кризиса, жирной завершающей точкой, с которой можно спорить, но обойти уже невозможно. Ничего сущностно нового, прорывного, творческого нас на этой стезе уже не ждет, далее в психотерапии только игра в мозаику - эклектические примерки уже избитых устаревших методов в разных сочетаниях. Всё, что бы мы ни сделали, всё это когда-то, где-то уже было… |
|
обратно на страницу участников
плитка из ракушечника . Распродажа стройматериалов: двери межкомнатные эконом класса. . Цены на тканевые бесшовные натяжные потолки тканевые натяжные потолки цена.