участники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Ю. Рыбина

Некоторые особенности детской речи и мышления

 

Матери только что появившихся на свет детей, как правило, не разговаривают с ребёнком так же, как с взрослым,  а «агукают», ведь известный факт, что в первые месяцы своей жизни малыши реагируют не столько на слова, сколько на интонации, на эмоциональный настройречи взрослого. Ребёнку становится интересно слушать взрослых именно  потому, что у каждого из них своя палитра настроений, особые интонации, тон голоса.

Через несколько месяцев дети начинают агукать. При этом агуканье у детей с разных концов света звучит примерно одинаково. Благодаря агуканью у ребёнка возникает обратная связь с окружающим миром и самим собой, он слышит не только речь окружающих, но и звуки своего собственного голоса. С этим связано то, что глухие дети, которые до 5-6- месяцев агукают так же, как и остальные дети, не получая отдачи перестают издавать какие-либо звуки.

Язык ребёнка, в его обыденном понимании начинается с первого слова. Ппри этом оно может быть произнесено 1) в той ситуации, когда и должно произносится; 2) спонтанно, в качестве подражания взрослым; 3) или в его произнесении можно будет уследить момент понимания.

Но как же ребёнок может выучить свой родной язык? – это самый интересный вопрос в изучение детской речи. Ведь для того, чтобы научиться говрить, для того, чтобы суметь правильно обращаться с речью, необходимо иметь определённо настроенную психику, с помощью которой можно было бы расслышать, воспринять, понять язык. Разве это не удивительно, что ещё слабо развитые в интеллектуальном отношении маленькие дети могут выучиться такой сложной системе знаков, как человеческий язык.

На этот вопрос многие исследователи стараются ответить. В данное время существует две противостоящие теории: теория нативистов и эмпиристов. По одной из них ребёнок уже рождается с речевыми способностями и к. Другая же группа исследователей считает, что ребёнок воспринимает и имитирует язык окружающих. Но повторение это происходит не механически, а прорисходит отбор и сортировка слов. Подражание это тоже своего рода активный процесс, который частично руководится мозгом, остальное  довершает общество и культурная наследственность. Как же это происходит этот процесс?

Первую грамматику ребёнок усваивает довольно быстро, так постоянно слышит речь окружающих его людей. Гораздо более сложную проблему для него представляет семантика слов. Почему? Самый простой ответ на это вопрос – потому что для того, чтобы понять значение слов необходимо знать достаточно много об окружающем мире. При этом задачу осложняет так же и то,ч то у слов есть комплекс значений, при этом многие из них обстрактные, что значительно затрудняет процесс прознания для ребёнка. А третьей проблемой с которой сталкивается он – это синонимия, которая при этом совсем не влечёт за собой сходность граматических форм или наоборот слова имеют сходныен грматические признаки и совершенно разные значения.

Рассмотрим на небольшом примере. Двухлетний ребёнок узнаёт слово «кукла» - она, как правило, ассоциируется для него с определённой куклой, которую ему подарили или которую он видел и играл с ней. Поле того, как у него сформировалось своё понятие о кукле, он начинает 1) делить мир на «куклы» и «не-куклы», 2) различать индивидуальные черты различных кукол 3) а затем воспринимает сходства между разными куклами и формирует набор обстрактных признаков присущих кукле.

Это один пример, однако на этот вопрос существует два различных взгляда: 1) ребёнок узнаёт общее понятие, а затем пробирается к значениям, которые в нём содержаться 2) ребёнок узнаёт сначинает с конкретного слова и дальше узнаёт его обстрактные значения.

1. Ням-ням/ пища
2. фрукт – овощ
3. апельсин, яблоко, абрикос – капуста, морковка, помидор
4. красный апельсин, белый.

В этой схеме возможны изменения стадий познания, так например ребёнок может сначале узнать яблоко, а потом  столкнуться с понятием фрукт. И т.п.

Интересным с точки зрения изучения познания детьми обстрактных понятий эксперимент , полставленный в Дании: сказали детям выбрать зелёный, красный, жёлтый, синий и оранжевый цвета.

Другой эксперимент был проведён в США.его задачей было определитть насколько тяжело для детей дать определение психологического значения прилагательных которые используются и для описания повседневных предметов: тяжёлы, холодный, мягкий, глубокий, тёплый. Для детей дошкольного возраста в Росии этот эксперимент тоже вызвал затруднения.

Когда вы слышете слова стол, каким он вам представляется? А какие другие слова ассоциируются у вас со словом стол?

Пока мы говорили с вами о познаниии человеком семантики слов, вы, наверное, уже заметили, что речь человека неотделима от процесса мышления. За этим следует другой вопрос: а можем ли мы думать не зная языка? Может ли ребёнок, который ещё не умеет говорить – думать? Этот вопрос сначтоящее время являетс одним из центральных в исследовании психологов, лингвистов.

Исследование руссского учёного А.Р. Луриа двух однояйцевых близнецов детей дали интересные результаты. Дети были физически и ментально нормальными. Но при этом сильно задерживались в развити речи отчасти из-за того, что они общались только между собой и отчасти из-за того, чтоим недоставало других товарищей по играм иобщения со взрослыми. Когда исследователи начали их изучать их языковове общение с другими было весьма ограничено. Они понимали лишь самуе простые фразы. сами они так же ограничивались в предложениях лишь действиями и предметами, которые существовали самостоятельно. Их речь была неотделима от происходящих событий.

Луриа решил изменить ситуацию и каждый из детей был послан в детский сад, где он стал общаться с другими детьми. Таким образом у них возникала языковая тренировка: дети начинали отвечать на вопросы, повторять услышанное, описывать картинки и уже через три месяца этого эксперимента показатель обстарктности их предложений, то есть отрыв их от конкретной ситуации повысился с 20% до примерно 80%, через десять месяцев стали показатели равны уже 100%. Таким образом новая языковая среда детей высвободила их способыность к мышлению из оков конткретных ситуаций.

Ещё одно интересное наблюдение было проведено российскими учёными. Ребёнка возрастом 2 года просили подать рыбу, он начинал тянуться за ней, но очень быстро отвлекался на какой-то другой, более интересный предмет, и не выполнял прсьбу. Таким образом становится понятоно, что в первый момент он начал выполнять предназначенные ему инструкции к действию, но потом эта мысль потерялась среди других импульсов, которые ему подавал мозг.

Однако, если дети не всегда могут легко общаться со взрослыми, понимают ли они друг друга? В америке был проведён эксперимент, когда двух человек поставили рядом, межды ними находилась непрозрачная перегородка. Цу каждого из них были картинки, где были изображены сюжеты, которые надо было описать товарищу, чтобы он среди своего набора картинок нашёл подходящую.

Взрослые в этой совместной игре оказались практически 100-процентно удачливы, у детей это получилось хуже, несмотря на то, что они поняли правила игры. Дело в том, что они отвечали, не выбирая. 13-летние дети дали 50% правильных ответов. Взрослые же понимали описания детей хуже, чем дети понимали инструкции взрослых. Описания детей были менее подробные и более личные. Так например ребёнок сказал: «Это выглядит, как мамино платье». Некотрые пятилетние дети даже умудрились показать свою картинку, что было нарушением правил.

Исследование швейцарского ученого Пиаже подтверждают сделанные до этого выводы. Он попросил рассказать сказку, а затем дать объяснение водопроводного крана. (расскажу суть эксперимента). Из этого эксперимента следует, что дети понимают взрослых лучше, чем своих сверстников, что понимание зависит от возраста и что объяснение понимается лучше, чем форма сказки. Дети понимают своих сверстников хуже в связи с тем, что большинство из них по мнению Пиаже являются эгоцентричными и на окружающий мир у них есть свой, особый взгляд, не схожий ни с чьим больше. Поэтому те образы, которые рисует один ребёнок, так и остаются не понятыми другим. Понимание же детей друг другом приходит примерно в 7-8 лет.

Деление функций языка на эгоцентрическую, социализированную и внутренний голос. 

Используются технологии uCoz