Модули
образовательной программы для
аспирантов |
Когнитивные аспекты языкознания и культура
Ментальные репрезентации в культуре
Когнитивная психология: проблемы коммуникации и психологии воздействия
Антропология социально-практических видов знания
Здесь предлагается вариант образовательной программы для аспирантов РГГУ по специальности «История и теория культуры». Методологическая новизна программы определяется ее «модульностью»: это значит, что аспиранты имеют возможность выбора из нескольких образовательных модулей , каждый из которых построен по определенному содержательному принципу и преследует специфические научно-дидактические цели. Каждый модуль содержит 280 аудиторных часов, количество часов по каждому курсу может варьироваться. Помимо этого, программа в целом предполагает работу научно-методологического семинара, которые посещают аспиранты независимо от выбранного модуля.
При составлении модулей мы руководствовались тем, что в РГГУ уже читаются курсы, близкие проекту «Русская школа антропологии» по методологической направленности и содержательному наполнению; в первую очередь учитывались «антропологическая» и «когнитивная» составляющие программ. Аспиранты, обучающиеся по данной программе, могут посещать выбранные курсы в соответствии с общим учебным планом и конкретными темами собственных исследований.
Были выделены следующие программы курсов:
1. История
ментальностей и культуры повседневности
История ментальностей (Борисенок Т.В., Центр
Марка Блока).
История культуры повседневности в Европе (Неклюдова
М.С., кафедра истории и теории культуры).
Массовая культура Европы (Гавришина О.В.,
кафедра истории и теории культуры).
Массовая культура России (Гавришина. О.В.,
кафедра истории и теории культуры).
Данные курсы соотносятся с темой «ментальные
репрезентации» в программе «Русская школа
антропологии».
2. Семиотика и семантика
Семиотика (Федорова Л.Л.,
Институт лингвистики).
Семантика (Кронгауз М.А., Институт
лингвистики).
Теория невербальной коммуникации (невербальная
семиотика) (Крейдлин Г.Е., Институт
лингвистики).
Содержание этих курсов освещает
определенные проблемы семиотики и
семантики в когнитивном ключе.
3. Когнитивные аспекты психологии.
Психофизиология (Марютина
Т.М., Институт психологии им. Л.С. Выготского).
Когнитивная психология (Евграфова С.М., Институт
лингвистики).
Зоо- и сравнительная психология (Шабельников
В.К., Лукьяненко С.А., Институт психологии им.
Л.С. Выготского).
В этих курсах рассматриваются многие важные аспекты когнитивных проблем психологии, а курс «Когнитивная психология» может стать общим, вводным курсом для аспирантов, специализирующихся по психологической тематике в рамках программы «Русская школа антропологии».
4. Психолингвистика и проблемы коммуникации в когнитивном аспекте.
Психология и язык (Базжина
Т.В., Институт лингвистики).
Лингвистическая антропология (Подлесская В.И.,
Институт лингвистики).
Теория речевой коммуникации (Федорова Л.Л.,
Институт лингвистики).
Коммуникация с текстом (Новикова-Грунд М.В.,
Ин-т психологии им. Л.С. Выготского).
Первые три курса из названных могут стать базовыми для таких направлений программы, как «когнитивная лингвистика» и «когнитивные проблемы коммуникации», а практический курс М.В. Новиковой-Грунд может служить полем прикладной проработки некоторых аспектов этих направлений.
Наиболее удачным вариантом сопряжения названных курсов с программой «Русская школа антропологии» было бы предварительное знакомство с ними будущих аспирантов: это предполагает, что уже на старших курсах формируется группа будущих аспирантов, собирающихся заниматься по данной программе. Прослушав отмеченные выше курсы, аспиранты приступали бы к обучению уже в определенной степени подготовленными к восприятию когнитивной проблематики, являющейся содержательной основой программы.
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРА
Программа предназначена для аспирантов, желающих ознакомиться с современным состоянием языкознания и перспективами применения языковедческого анализа для исследований культуры. Включены курсы, показывающие общетеоретический фон когнитивной лингвистики (раздел 1), ее основные проблемы (2), принципиально важные для нее связи с психологией и теорией коммуникации (3).
Раздел 1. Проблемы семиотики и семантики
Семиотика (Федорова Л.Л.,
Институт лингвистики).
Семантика (Кронгауз М.А., Институт
лингвистики).
Когнитивная семантика: знак, цвет, эмблема (Е.В.
Пчелов).
Знак и число (когнитивные проблемы
социокультурного означивания) (И.Л.
Прошлецова).
Раздел 2. Когнитивная лингвистика и теория метафоры.
Историческое
введение в когнитивную лингвистику (Д.О.
Торшилов).
Введение в когнитивную теорию метафоры (И.А.
Протопопова).
Прагматика метафоры (А.И.
Сосланд).
Раздел 3. Психолингвистика и проблемы коммуникации.
Психология и язык (Базжина
Т.В., Институт лингвистики).
Лингвистическая антропология (Подлесская В.И.,
Институт лингвистики).
Теория речевой коммуникации (Федорова Л.Л.,
Институт лингвистики).
Коммуникация с текстом (Новикова-Грунд М.В.,
Ин-т психологии им. Л.С. Выготского).
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В КУЛЬТУРЕ
Образовательная задача модуля заключается в формировании знаний в области когнитивной теории восприятия и репрезентации информации в сознании, а также освещение основных проблем когнитивной антропологии. Важной составляющей модуля является тема ментальных репрезентаций – специфического отражения информации в различных культурах в разные исторические периоды.
Раздел 1. Общие проблемы сознания и познания в аспекте теории культуры.
Введение в философию
сознания (И.А. Протопопова).
Когнитивная психология сознания (Е.В.
Улыбина).
Раздел 2. Когнитивная антропология.
Методы
антропологического исследования (А.А.
Ожиганова).
Когнитивная антропология: генеалогический
аспект (Е.В. Пчелов).
Когнитивный подход в изучении «хронотопа»:
пространство, время и их восприятие (Е.В.
Пчелов).
Раздел 3. История ментальностей и культуры повседневности
История
ментальностей (Борисенок Т.В., Центр
Марка Блока).
История культуры повседневности в Европе (Неклюдова
М.С., кафедра истории и теории культуры).
Массовая культура Европы (Гавришина О.В.,
кафедра истории и теории культуры).
Массовая культура России (Гавришина О.В.,
кафедра истории и теории культуры).
Феноменология исторического опыта (А.А.
Олейников).
КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ:
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Данный модуль рассчитан на аспирантов, интересующихся психологическими аспектами культурологии. Предлагается раздел с фундаментальными психологическими курсами, имеющими важное значение для понимания основ когнитивного подхода, а также раздел, основное содержание которого определяется проблемами коммуникации и психологии воздействия. Логичным представляется введение в это модуль интерактивного практического курса, касающегося вопросов коммуникации и понимания.
Раздел 1. Когнитивные аспекты психологии.
Психофизиология (Марютина
Т.М., Институт психологии им. Л.С. Выготского).
Когнитивная психология сознания (Е.В.
Улыбина).
Когнитивная психология (Евграфова С.М., Институт
лингвистики).
Зоо- и сравнительная психология (Шабельников
В.К., Лукьяненко С.А., Институт психологии им.
Л.С. Выготского).
Раздел 2. Коммуникация и психология воздействия.
Теория речевой
коммуникации (Федорова Л.Л., Институт
лингвистики).
Теория невербальной коммуникации (невербальная
семиотика) (Крейдлин Г.Е., Институт
лингвистики).
Фундаментальная структура
психотерапевтического метода (А.И. Сосланд).
Технология производства идеологии.
Идеобаллия (А.И. Сосланд).
Введение в аттрактив-анализ философского и
психологического текста (А.И. Сосланд).
Религии и религиозность (когнитивные
аспекты) (Ю.В. Филиппов).
Практический интерактивный курс, посвященный проблемам логики и понимания (И. Романова).
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ВИДОВ ЗНАНИЯ
Отбор дисциплин в рамках данного модуля определяется задачей сформировать у аспирантов представление об антропологическом измерении в социально-практических видах познавательной деятельности. Предметами изучения являются: повседневное использование языка, различные фигуры речи, способы восприятия и осознания времени, разные виды чувственного опыта. Целью модуля является формирование у аспирантов знаний о когнитивных методах изучения культуры, навыков анализа современных научных теорий, способности применять полученные знания в практической исследовательской и преподавательской работе.
Раздел 1. Проблемы семантики и метафоры.
Когнитивная
семантика: знак, цвет, эмблема (Е.В. Пчелов).
Введение в когнитивную теорию метафоры (И.А.
Протопопова).
Прагматика метафоры (А.И.
Сосланд).
Раздел 2. Герменевтика языков искусства.
Проблемы языкового
мышления и язык искусства (Ницше и Деррида) (Е.А.
Полякова).
Когнитивные аспекты визуального языка
кинематографии (В.А. Колотаев).
Герменевтический анализ невербальных
языков искусства (Т.В. Антипова).
Этика как предмет, инструмент и среда
гуманитарного исследования:
художественная литература на исходе
модернити (А.М. Перлов).
Раздел 3. Антропология и проблема ментальности.
Методы
антропологического исследования (А.А.
Ожиганова).
Когнитивный подход в изучении «хронотопа»:
пространство, время и их восприятие (Е.В.
Пчелов).
Феноменология исторического опыта (А.А.
Олейников).
История культуры повседневности в Европе (Неклюдова
М.С., кафедра истории и теории культуры).