Конференция
|
(ср. фото в фотоархиве)
10.30. Открытие конференции.
11.00-11.30. Порус
В.Н. Метафора и поиски гибкой
рациональности.
11.30-12.00. Иванченко Г. В.
In vestigium и далее: топологические
трансформации метода и их метафоры сегодня.
12.00-12.30. Алексеев К. Метафора в
педагогическом процессе.
12.30-13.00. Протопопова И.А.
Метафора «тюпоса» и два пути греческой
философии.
Перерыв 13.00-14.00.
14.00-14.30. Еремеев В.Е.
«Зерновая метафора» в мировоззрении
династии Чжоу.
14.30-15.00. Колотаев В.А. «Заморозки»
Б. Пастернака и стихия материального
становления
15.00-15.30. Замятин Д.Н. «Холод и влага»:
образно-географический анализ
стихотворения Осипа Мандельштама «Декабрист».
15.30-16.00 Новикова-Грунд М.В. Метафора:
проблема произвольности порождения.
16.00 – 17.00. Обсуждение докладов
11.00-12.00. Сосланд
А.И. Прикладная
аттрактивистика.
12.00-13.00. Бакштейн И. Понятие
метафоры в современном визуальном
искусстве.
Перерыв 13.00-14.00
14.00-14.30. Улыбина
Е.В. Социальная реальность
как метафора.
14.30-15.00. Торшилов Д.О.
Метафоры высказывания и методы его анализа
в работах А. Белого.
15.00-15.30. Акимова М.В.
Биологическая метафора и методология
точного литературоведения Б.И. Ярхо.
15.30-16.00. Брагинская Н.В.
Биологические модели, термины и метафоры у
О.М. Фрейденберг.
Перерыв 16.00-16.15.
16.15-17.00. Круглый стол
17.00. Закрытие конференции
Тезисы
Иванченко Г. В. In vestigium и далее: топологические трансформации метода и их метафоры сегодня.
Колотаев В.А.
«Скверный снимок жизни» - фотографическая метафора в поэзии Б.Л. ПастернакаСосланд А.И.
Прикладная аттрактивистика.
Разрабатываемый автором аттрактив-анализа
(далее АА) является эпистемологическим
подходом к анализу текста с точки зрения
его привлекательности. Основные разделы
этого метода – фундаментальная, прикладная
аттрактивистика, а также аттрактивистская
рецепция. В прикладном АА анализируются
аттрактивистские объекты. Это могут быть
как, отдельные концепты, так и сложные
агрегаты: целостные культурные образования
(допустим Ренессанс, Серебряный век),
творчество одного автора в целом (допустим
Ницше) и т. д. В расчет берется образ объекта
в целом, а не подробности его творчества (если
речь идет об авторе, например). В докладе
рассматривается в качестве примера объекта
А.А. – феномен безумия. Речь идет не о
психопатологическом явлении, а о его
культурной репрезентации.
Улыбина Е.В.
Социальная реальность как метафора
Выступление было посвящено проблеме
исследования социальной реальности в
междисциплинарном пространстве. Было
отмечено, что, к сожалению, в гуманитарных
науках (по крайней мере, в них) она не
доступна напрямую и есть риск мнение
принять за факт, гипотезу за закон. Была
проведена аналогия с субъективной картиной
мира на уровне индивидуальной психики,
которая строится за счет интеграции данных
разной сенсорной модальности, прошлого
опыта и непосредственной деятельности. А
"реальный" первичный опыт сенсорных
процессов человеку просто недоступен. Было
высказано предположение, что и социальная
реальность видима только при отраженности
в плоскости нескольких дисциплин,
нескольких теорий. Что позволяет говорить о
метафорической природе гуманитарного
знания. Были приведены примеры такого
соответствия, имеющиеся в различных
психологических теориях. Так, феномен
психологической защиты, описанный в
психоанализе, подтверждается
существованием сенсорных защит,
исследованным в рамках психологии
познавательных процессов и феноменом
когнитивного диссонанса Л. Фестингера. И
если независимые, проводимые в разных
традициях исследования показывают, что
действительно существует тенденция в
определенных условиях искажать уже
имеющееся знание о мире, значит можно
говорить об этом как о факте. Но этот факт,
описанный в отдельной теории – всего лишь
метафора.
Торшилов
Д.О. Метафоры высказывания и методы его
анализа в работах А. Белого.
В 1917 году А. Белый, к тому времени
известный стиховед и теоретик литературы,
один из основателей формального
литературоведения, в статье «Жезл Аарона»
ищет более адекватных, чем существующие,
методов анализа произведения литературы.
Развернутое сравнение произведения с
организмом, с живым существом для него -
исходная точка; но этой статической
метафоре организма
Акимова М.В.
Биология и гуманитарные науки: Б. И. Ярхо
и терминология русского преструктурализма
Б. И. Ярхо (1889 — 1942), автор
оригинальной концепции изучения
литературы точными методами, был не только
первым филологом, который показал
возможность применения статистики для
анализа практически всех уровней
художественной формы, но и едва ли не
единственным ученым-гуманитарием, который
стремился последовательно строить свою
науку по образцу наук естественных, и в
частности биологии. Это для него означало,
по крайней мере, с точки зрения метаязыка,
пересмотр всей системы сложившихся
представлений о литературе: ее теории,
методологии и «номологии». Ученый
позитивистского склада ума, Ярхо подходил к
своему объекту как эмпирик и индуктивист,
что позволило ему сблизить литературное
произведение с природным организмом и
строить систематику художественных фактов
с оглядкой на различные типы биологической
классификации. Отсюда — перенос целого
ряда биологических терминов и понятий в
теорию и историю литературы (индивидуум,
вид, род, класс, колония, симбиоз, первичные
и вторичные признаки, ароморфоз, гомология
и аналогия и др.). Ярхо был убежден, что
литературе, как и живой материи,
свойственны множественность,
непрерывность и изменчивость. Таким
образом, метафорически именуя предмет
своего исследования и (пере)определяя его
свойства, Ярхо пытался включить науку о
литературе в парадигму
естественнонаучного знания.
Брагинская
Н.В. Биологические модели, термины и
метафоры у О.М. Фрейденберг.
В докладе рассматривалось проникновение
эволюционистского «кода» языка
биологической науки в теоретический
аппарат ученых гуманитариев. Было
указано также на длительный период, в
течение которого история и прочие
социальные науки, а также «науки о духе»,
обходились без понятия о развитии и
других метафор, сопровождающих
использование биологической модели
исторических образований, социальных
объектов и других квази-натуральных
сущостей. Однако к концу 19 в. эволюционизм
стал всеохватной системой описания любых
изменений и спустился на уровень школьного
образования, где сохраняется поныне. В 1920-е
годы внутри как биологической, так и
гуманитарной науки наступает реакция
отторжения. Для О.М.Фрейденберг
рассмотрение фактов истории и культуры в
дарвинистическом ключе было неприемлемо,
она находила отвечающие ее интуициям
категории в додарвинистских или
постдарвинистских учениях катасторфизма и
номогенеза (Кювье, Берг). В античной мысли
она открывает категории родственные тем,
которыми сама склонна была оперировать.
Такова категория METABOLE - резкого,
катастрофического переворота, ей посвящены
неопубликованные статья и тезисы доклада
Фрейденберг, с которыми докладчик
познакомил аудиторию.