Е.Л. ЖелтоваКультурные мифы вокруг авиации в России в первой трети ХХ века (тезисы) |
Когда в начале 20-ого века
аэропланы впервые полетели над Европой, они
привлекли внимание практически всех
знаменитых поэтов и писателей.
Аэроплан был очевидным знамением новой, еще
неразгаданной эпохи. Столетиями казавшийся
невозможным полет человека на крылатой
машине вдруг стал реальностью, и это не
просто возродило издавна овеянные
религиозно-мистическим ореолом мечты
человека о полете, но превратило их в
воображении людей из невозможных в
возможные. Вдохновленные этим
поразительным превращением многие поэты
устремились рисовать красочные картины
нового мира, в котором человек обрел
способность летать.
В России (как и в Европе) аэроплан побуждал к
творчеству очень разных поэтов и писателей.
Он легко вписался в символистскую поэзию
Валерия Брюсова, дал необычное разрешение
мистическим грезам Леонида Андреева,
вдохновил на развитие футуристических идей
о полете Игоря Северянина и Василия
Каменского, и в тоже время вызывал сомнения,
недоумения и даже протесты у Константина
Фофанова, Андрея Белого,
Александра Блока.
В период до начала Первой мировой войны в
русской культуре еще не было выработано
стереотипов отношения к полету на
аэроплане, и он оказался окутан
разнообразными фантазиями и мифами,
соответствовавшими взглядам и творческим
пристрастиям очень разных художников. С
началом первой мировой войны авиация
предстала миру, как неслыханно варварское
оружие. В этот период ведущие поэты России
сошлись во мнении, что аэроплан - это
безусловно посланник сил зла, а бросающие
бомбы летчики - безнравственные погубители
всего живого на земле (А. Блок, М. Волошин,
Н. Гумилев, В. Брюсов, И.Северянин ).
Тем не менее фантазии о чудесной будущей <авиа
жизни>, о летчике - сверхчеловеке в разных
формах и интерпретациях нашли отражение в
многочисленной дилетантской литературе об
авиации, издававшейся в военный период.
После революции 1917г., в период гражданской
войны, тема авиации в основном сходит со
сцены культурной жизни и лишь иногда звучит
у футуристов (В.Каменский, В.Маяковский).
Однако, в этот период в сознании
большевистских властей вызревает идея о
жизненной необходимости создания
Советской авиации.
После окончания гражданской войны
Советские власти проводят тотальную
мобилизацию нации для строительства
авиации. Советские политические лидеры,
пропагандисты и деятели искусства
создают советский миф об авиации, который
позволил мобилизовать страну на
строительство авиации не только физически,
но и духовно. Лишь отдельные голоса не
поддерживали рождавшийся миф (О.Мандельштам,
И.Северянин, М.Цветаева).
В докладе будут рассмотрены история
возникновения и содержание
обозначенных выше культурных мифов об
авиации.