на главную

 

ПРОГРАММА

для поступающих в магистратуру
по направлению 520100 «Культурология»,
магистерской программе 520105
«Историческая культурология (история культуры)»


 
Авторы-составители:

Академик Иванов Вяч. Вс.
д.и.н., проф. Зверева Г.И.
к. культурологии, доц. Протопопова И.А.
к. филол.н. Земскова Е.Е.
к.и.н., доц.  Пчелов Е.В.

Утверждено на заседании
Ученого совета РГУУ от 26.06.2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительного экзамена в магистратуру Института «Русская антропологическая школа» по направлению «культурология» (магистерская программа «историческая культурология») разработана для поступающих (бакалавров или специалистов), имеющих профессиональные знания в различных гуманитарных науках (истории, филологии, культурологии, философии и пр.). В связи с этим на вступительных испытаниях поступающий обязан продемонстрировать прежде всего общие знания по теории и истории культуры. Он должен иметь представление  

  • о месте исследований культуры в современном гуманитарном знании

  • о сущности культуры, ее структуре и функциях

  • о языках культур, роли  знаков и символов в культуре

  • о генезисе культуры 

  • о методах исследования культуры современной наукой 

Поступающий доложен продемонстрировать знание основных этапов в развитии мировой и русской культуры. Он должен уметь выделить основные черты

  • культуры первобытной эпохи

  • культуры Древнего Востока

  • культуры древней Греции и Рима

  • культуры европейского Средневековья

  • европейской культуры Нового времени

  • современной европейской культуры

  • древнерусской культуры

  • культуры Российской империи

  • советской культуры

  • современной культуры России

Поступающий должен продемонстрировать понимание роли  и значения для истории культуры таких областей человеческой деятельности, как

  • материальная культура

  • политика 

  • философия

  • историческая наука

  • литература и эстетика

  • изобразительное искусство

  • естествознание и точные науки

  • религия

Поступающий также должен уметь ориентироваться в научной литературе по истории и теории культуры, знать основные направления, школы и методы исследования культуры в отечественной и зарубежной науке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ 1.  ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.  БАЗОВЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ.

Интегративные тенденции современного гуманитарного знания, их воплощение в культурологии и истории  культуры. Понятия «культура» и «цивилизация».

Основные подходы к определению понятия «культура»: описательные (перечислительные), аксиологические (культура как ценность), нормативные (культура как норма и образец), генетические (культура как результат адаптации и приспособления к окружающей среде), социально-исторические (культура как аккумуляция социального опыта), психологические (культура как научаемое поведение), культурантропологические (культура как образ жизни, порождающий особый тип ментальности), семиотические (культура как способ  смыслополагания и коммуникации).  Культура как сфера самодетерминации личности.

Представления о структуре культуры. Варианты выделения подсистем культуры (научная культура,  религиозная культура,  художественная культура, технологическая культура; обыденная, массовая и  элитарная  культуры; профессиональные, статусные и возрастные  субкультуры и  т.д.). Культурные формы и элементы. Соотношение структуры и функций культуры.

Принципы типологии культуры в культурологических исследованиях.

Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной культурологии. Культура и природа человека. Способы отношения человека к природе в различных культурах. Человек и природа в архаических и традиционных культурах.

Пространство и время  как  категории  культуры. Архетипы восприятия пространства. Ориентационные системы древних культур – от хаоса к космосу: первичная организация пространства. Символы и модели сакрального пространства в культуре. Страны света в системе символической классификации. Время и культура. Настоящее, прошлое и будущее в темпоральных представлениях разных культур. Проблема времени в исторической антропологии.

Культурогенез  как одна из ключевых проблем теории культуры, ее  связь с вопросами антропогенеза, возникновения  религии,  искусства, систем власти  и других подсистем культуры. Коммуникация как базовый механизм социокультурной динамики, накопления и трансляции социального опыта. Традиция как механизм передачи культуры. Межкультурная коммуникация. Диалог культур и проблема культурной вненаходимости. 

Культура и язык. Язык как специфический способ хранения, переработки и трансляции культурной информации. Классификации языков. Язык и культура как соотносимые понятия (система язык-этнос-культура). Знаковые системы, изучаемые семиотикой, лингвистикой, культурной семантикой.

Полярность в культуре и ее исследование в семиотике культуры. Исследование двоичных кодов культуры в рамках тартусско-московской семиотической школы (Вяч.Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский) Универсальный характер бинарных оппозиций. Бинарная символическая классификация. Двоичные коды культуры. Парные символы в культуре. Дуализм восприятия и культурного освоения человеком пространства, дуализм в социальных, этических и религиозных представлениях человека.

ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУР ДРЕВНОСТИ

Тема 1. АНТРОПОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ.

Современные представления об антропогенезе и становлении  различных элементов ранней культуры: основные факторы антропогенеза и расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры.

Ранние формы религиозной культуры, их осмысление в религиоведении, этнологии и культурологии. Миф как универсальная структура первобытного сознания, его разновидности и основные функции. Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс). Роль «первичного монотеизма», истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание «священного» и «мирского» пространства и времени в архаических ри­туалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти. Картина мира и система ценностей человека первобытной эпохи.

Тема 2. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ  ДРЕВНЕГО  ВОСТОКА.

Материальные основания культур Древнего Востока: «неолитическая революция» и первые «речные» цивилизации Древнего Востока. Общие черты древневосточных культур: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Религиозные формы сознания. Проблема соотношения политеизма и монотеизма. Основные черты и особенности культур Древней Месопотамии, Древнего Египта и Передней Азии. Общая характеристика культур Древней Индии и Древнего Китая. Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру (Финикия, древнееврейская культура и др.).

Тема 3. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ.

Образ античности в современных историко-культурных исследованиях. «Греческое чудо» как культурологическая проблема. «Гомеровская эпоха» и её роль в процессах перехода от мифа к логосу. Древнегреческая картина мира и её воплощение в античной культуре. Древнегреческая мифология как система. Эпос. Архетипы античной культуры. Дионисийское и аполлиническое начала. Мистерии. Культура и древнегреческий полис. «Полисный менталитет». Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Культура и афинская демократия. «Золотой век» Перикла. Игровое начало античной культуры. Роль авторства, «запрета на плагиат».

Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и «философский монотеизм». Основные школы, направления и имена древнегреческой философии: Милетская школа, Пифагор, софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др. Древнегреческая наука и её связь с философией.

Основные явления древнегреческой литературы. Появление различных жанров. Древнегреческая лирика. Басня. Рождение театра, дренегреческая трагедия и комедия. Начало античной историографии. Искусство классической Греции. Архитектура и скульптура. Музыка в античности.

Эпоха эллинизма в античной культуре: основные особенности и явления.

Культура Древнего Рима. Общие черты и различия древних греческой и римской культур. Религия и жречество в Риме, римский «моральный кодекс». Эллинизация Рима. Римская поэзия, историография, театр. Римская наука. «Золотой век» Августа. Античная культура поздней Римской империи. 

ЧАСТЬ 3. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Возникновение христианства. Религиозно-культурный переворот. Раннее христианство в поздней античности: переход к новой картине мира. Основные особенности раннехристианской культуры. Религиозно-философские противоречия. Византийская культура и православное мировосприятие. Понятие об иконе и «обратной перспективе» как воплощении средневековой картины мира.

Культура европейского Запада в эпоху Средневековья. История формирования современных представлений о Средних веках. Социально-экономические аспекты эпохи. Архетипы и символы культуры средневековой Европы. Отношения христианства и «варварства». Система духовных ценностей средневековой культуры. Модель мира и человека: понятия о микрокосме и макрокосме. Циклическое и эсхатологическое время (по А.Я. Гуревичу). Особенности картины мира человека западного Средневековья.

Взаимоотношения культуры и церкви. Средневековая наука. Роль университетов  и схоластики. Средневековый «энциклопедизм». Роль ритуала и жеста. Официальная, «куртуазная» и народная «карнавальная» культура. Городская культура средневековой Европы. Культура европейского рыцарства. Средневековый роман. Поэзия вагантов и трубадуров. Мейстерзингеры. Церковная музыка, хоровое пение. Романская и готическая архитектуры. «Карнавальная» культура и Ф. Рабле. Явления культуры «осени средневековья» (И. Хёйзинга). Роль алхимии и  астрологии  в истории формирования нового типа личности.

Культура Запада и Востока: встреча в эпоху Крестовых походов и взаимодействие. Исламская культура и её особенности. Влияние исламской традиции на трансляцию античного наследия в средневековую Европу. Понятие «мусульманский Ренессанс».

Тема 5. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Понятие о Ренессансе. Итальянские гуманисты и эпоха Возрождения как переход к культуре Нового времени (смена культурных парадигм). Основные особенности мировосприятия человека эпохи Возрождения.

Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Роль научных достижений в формировании человека Нового времени. Выдающиеся открытия европейской науки. Начало книгопечатания как культурный поворот.

Искусство итальянского Ренессанса. Живопись, скульптура, архитектура. Возрождение в Северной Европе, особенности культуры и искусства.

ТЕМА 6. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКИЙ КУЛЬТУРЫ

Зарождение буржуазных отношений. Основные перемены в «культуре повседневности» к началу ХVII века. Роль Реформации и Контрреформации в культурных процессах XVI-XVII вв. Рождение Протестантской Европы.

Содержание и формы «научной революции» конца XVI – XVII в. Картезианство как философская парадигма раннего Нового времени. Семнадцатый век в культуре Европы. Закат Ренессанса в Италии. Маньеризм. Культура елизаветинской эпохи в Англии. Испанская литература и театр первой половины XVII в. Барокко как специфический тип культуры ХVII века, его воплощения в искусстве. Фламандская и голландская школы живописи в сравнительном освещении. Барокко в музыке. Новые архитектурные формы. Итальянская скульптура. Караваджо и караваджисты.

Социально-исторические основания и особенности системы ценностей культуры классицизма. Основные черты эстетики и искусства классицизма. Теория классицизма (Буало) и её культурные воплощения (французский театр и др.). Французский абсолютизм и искусство классицизма. Классицизм в Европе конца XVII в.

ТЕМА 7.  КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА 

Европейский абсолютизм. Придворная культура европейских монархий. Салонная культура и идеал «учтивости» и «вкуса». Развитие академий и новый образ «учёного».

Искусство стиля рококо.

Просвещение как общеевропейский феномен. Основные проблемы философии Просвещения.  Критика религиозного сознания: Вольтер. Тема «естественного человека»: Руссо. Энциклопедизм. Литература эпохи: становление новоевропейского романа и мещанской драмы. Сентиментализм.

Влияние идей Просвещения на события Великой Французской революции. Реакция на события в революционной Франции в других европейских странах.

ТЕМА 8. КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Наполеоновские войны и эпоха реставрации. Развитие национальных идеологий. Искусство ампира.

Романтизм как тип мышления и направление в искусстве. Специфика романтизма в Германии, Великобритании и Франции.  Место гения-художника в эстетике романтизма. Концепт «другого» и рождение историзма в романтической культуре. Роль фольклора в романтической культуре конца XVIII – первой  трети XIX в. Возвышение и эстетизация средневековья. Критика просветительского рационализма. Романтизм и немецкая классическая философия. Романтизм в литературе, историографии, художественной и музыкальной культуре.

Тенденции развития культуры второй половины XIX века.  Идея единства индустриального мира: всемирные промышленные выставки. Взаимоотношение западного мира и колониальных культур. Культурные аспекты империализма.  

Позитивизм в естественно-научном и гуманитарном знании. Проблема физиологического и социального детерминизма. Реализм как направление художественного творчества, его национальные особенности. Феномен европейского романа. Психологизм в искусстве. Соотношение реалистических и романтических тенденций в европейской и северо-американской культурах.

Неоромантические тенденции в художественной культуре последней трети столетия. Символизм и импрессионизм во французской культуре.  Возникновение модернизма.

ТЕМА 9. КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Влияние первой мировой войны на коллективные представления в западном мире. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре, мотив «потерянного поколения» в литературе и искусстве. Идея кризиса европейской цивилизации: Шпенглер. Формирование новых теорий, концепций, подходов к изучению человека, общества и культуры: М.Вебер. Г.Зиммель. Э.Кассирер. Х. Ортега-и-Гассет и др.  Психоанализ З.Фрейда и К.Юнга.

Поиск новых форм в искусстве начала века. Художественный авангард в театре, литературе, изобразительном искусстве. Кино как новый вид искусства. Развитие массовой культуры.

Становление тоталитарных режимов и феномен массовой идеологии. Псевдоклассицизм в тоталитарном искусстве. Вторая мировая война и ее осмысление в европейской культуре. Экзистенциализм.

Новые феномены послевоенной культуры: консюмеризм, индустрия развлечений, развитие СМИ. Новые тенденции в философии: структурализм, экзистенциализм, герменевтика. Неореализм и абстракционизм в искусстве. 1968 год и радикальные молодежные движения. «Новые левые», феминизм.  Стирание границы элитарной и массовой культуры.

Культура последней трети двадцатого века. Феномен «современного искусства». Формирование постмодернистских концепций в гуманитарном знании - философии, психологии, лингвистике, антропологии, историографии - и в сфере литературы и художественной культуры. Поздний структурализм и постструктурализм: основные концепции и понятийный аппарат. Р.Барт. Ж.Деррида. М.Фуко. Ж.-Ф.Лиотар.

ЧАСТЬ 4. КУЛЬТУРА РОССИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

«Внекультурные» основания культуры: влияние природы, пространства и хозяйственного уклада на культуру Древней Руси.

Культура восточных славян: основные особенности по данным археологии и этнографии. Картина мира славянского язычества. Славянская мифология и фольклор. Влияние скандинавского и хазарского компонентов на культуру языческой Руси.

Религиозно-культурный переворот конца X века – принятие христианства византийской традиции. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Формирование новой картины мира. Проблема «двоеверия» и рудиментов язычества в культуре русского Средневековья.

ТЕМА 11. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование древнерусской культуры как культуры письменной. Древнерусский и старославянский языки (проблема «двуязычия» культуры). Древнерусская книжность и литература. Древнерусское летописание как специфический «жанр» культуры. Религиозная «составляющая» ранней русской литературы. Возникновение различных жанров и направлений. Дискуссия о «Слове о полку Игореве». Древнерусская культура между Западом и Востоком. Тюркское влияние на древнерусскую культуру.

Древнерусская архитектура и иконопись в историко-культурном развитии: византийские истоки и национальное своеобразие. Местные «школы» древнерусского искусства. Ремесленная культура Древней Руси. Бытовая культура Древней Руси. Мировосприятие и система ценностей «русских» людей домонгольского времени.

ТЕМА 12. КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

Монгольское нашествие и ордынская власть как факторы, повлиявшие на изменения в древнерусской культуре. Историографические дискуссии о роли этих факторов в истории культуры России. Новые ориентиры и установки средневековой русской культуры. Изменения в картине мира средневекового человека. Идеологические и политические особенности, модель православного царства, формирование религиозно-мессианской идеи Московской Руси. Религиозные «дискуссии». Становление российского самодержавия, взаимодействие политических и культурных аспектов. Религиозно-культурные основания политики Ивана Грозного.

Литература Московской Руси конца XV – XVI вв. Просвещение и грамотность. Начало книгопечатания. Архитектура. Иконопись. – Основные особенности и стили.

Смутное время и его влияние на русскую культуру. Культура Московской Руси XVII в. Картина мира русского человека XVII в. Культурные доминанты идеологии московского царства времён первых Романовых. «Обмирщение» русской культуры в контексте историографии. Основные «ипостаси» культуры Московской Руси XVII в.: литература, музыка, архитектура, иконопись, появление новых жанров и направлений: светский портрет, театр. Западноевропейское влияние. Идеи об общности форм и стилей – «московское барокко».

Культура повседневности Московского царства XVI-XVII вв.

ТЕМА 13. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

Роль петровских преобразований в культуре, политике, экономике. Идеал «регулярного государства» и «общего блага» на русской почве. Изменения в языке и культурном самосознании, обновление быта, разрыв со «стариной». Строительство Петербурга как столицы Российской империи и изменения в картине мира. Появление новых культурных институций (Академия, Кунсткамера и пр.). Противостояние светской и религиозной культуры.

Эпоха дворцовых переворотов и особенности культуры русского абсолютизма. Фаворитизм. Развитие науки, литературы и искусства в Елизаветинское царствование. 

Русская рецепция идей европейского Просвещения. «Философ на троне»: Екатерина Вторая и европейские просветители (Вольтер, Дидро, Гримм). Законодательные проекты и Комиссия по составлению нового уложения. Становление русской журналистики: деятельность Новикова и Карамзина. Русское масонство. Реакция на события Французской революции: случай Радищева и др.

Развитие языка в России XVIII века: от церковнославяно-русской диглоссии  к русскому литературному языку нового типа. Язык и литературная практика: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.

Сентиментализм в литературе и искусстве. Живописный портрет (Левицкий, Боровиковский). Развитие архитектуры: итальянские мастера в России.

Изменения в повседневной жизни. Разрыв дворянской и крестьянской культур: франкофония и дворянское воспитание. Роль и место литературы в культуре конца   XVIII – начала XIX века: жизнь по книге. Роль женщины в дворянской культуре.

ТЕМА 14. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Россия в условиях послереволюционной Европы -  Наполеоновские войны, национальное самосознание. Идеология Священного союза: конструирование роли России в Европе.

Споры о языке и литературе: «архаисты» и «карамзинисты». Пушкин и развитие литературного языка. Специфика русского романтизма: романтические жанры в литературе, романтизм в живописи, стили в архитектуре. Начало русской классической музыки.

Движение декабристов и культурная ситуация николаевской эпохи. Славянофилы и западники: споры об истории и пути России.

Эпоха Великих реформ и её влияние на развитие культуры России. Феномен «интеллигенции» в пореформенной России. Разночинцы: демократическая парадигма русской культуры. Радикализм. Консервативная мысль. 

Реализм в искусстве: «натуральная школа» в литературе (основные имена), передвижники и академисты – споры о путях русского искусства. Музыка. «Могучая кучка». Русский классический роман: Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский. Толстой и толстовство. Русский театр второй половины XIX в. Чехов.

Духовные искания конца XIX века: Н. Фёдоров, К. Леонтьев, В.С. Соловьев.

ТЕМА 15. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Ландшафт русской науки и культуры первой трети столетия. Развитие искусства: модернизм в литературе, архитектуре, живописи. Развитие естествознания, достижения науки. Психология. Русская религиозная философия. Русский символизм в литературе, живописи, музыке. «Мир искусства». Декаданс. Модерн. Псевдо-русский стиль. Художественный авангард и русская революция: Маяковский, Кандинский, Малевич.

Культура двадцатых – начала тридцатых годов. Начало русского кино и творческий метод С.М. Эйзенштейна. Формальный метод  в литературоведении: Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум. Философская эстетика М.М. Бахтина. Ранний период деятельности Р. Якобсона и развитие современной лингвистики.

Сталинский режим и состояние культуры: роль массовых репрессий. Унификация культурной деятельности: создание творческих союзов. «Социалистический реализм» - псевдоклассика в советской литературе, изобразительном искусстве, кино, архитектуре. Атеизм и марксизм как составляющие тоталитарной идеологии.

Великая отечественная война и изменения культурной ситуации. Роль русской православной церкви. Изменение официальной риторики: от «пролетарского интернационализма» к советскому патриотизму.

Двадцатый съезд КПСС и критика «культа личности»: последствия в сфере культуры. Культура «Оттепели»: деревенская и военная проза, кино 1960-х годов, «Новый мир» и творчество Твардовского. Молодежь шестидесятых: стиляги, битники. Развитие культуры потребление и массовой культуры.

Поэзия: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава. Феномен бардовской песни. «Бульдозерная выставка» и возникновение неофициального искусства: абстракционизм, концептуализм, соц-арт. События 1968 года и появление «диссидентского движения». Культура самиздата. Официальная (подцензурная) и неофициальная культуры 1970-х – начала 1980-х годов. Рок-музыка в СССР.

Эпоха «перестройки» и «гласности»: общественные дискуссии второй половины восьмидесятых годов и обращение к культурному наследию дореволюционной России и первых лет советской власти.

Культура постсоветской России. Развитие СМИ, индустрии потребления, популярной культуры. Рецепция западной философии. Возникновение новых (частные издательства, музеи, культурные центры) и распад или трансформация советских культурных институтов. Современное «почвенничество» и «официальное» искусство.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1994.

  2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. 1978.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

  4. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991. 83 с.

  5. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Ч. 1-2.

  6. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Гл. 1, Заключение.

  7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

  8. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. М., 1987.

  9. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М. 1995.

  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  11. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М. 1988.

  12. Гайденко П.П. Эволюция понятий науки (XVII-XVIII в.в.). М. 1985

  13. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М. 1993.

  14. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1996. Гл. 1-4.

  15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991.

  16. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

  17. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

  18. Из истории русской культуры. Т. 1 - 5. М., 1996 - 1997.

  19. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.

  20. Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. М., 1986

  21. Кун Т. Структура научных революций. М. 1977.

  22. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1-2.

  23. Леви- Строс К. Первобытное мышление. М., 1985.

  24. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

  25. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1. Таллинн. 1992.

  26. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века // Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). М., 1996.  С. 13-349.

  27. Лотман Ю.М. Успенский Б.А. Миф - имя - культура. Тарту, 1973.

  28. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1999.

  29. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  30. Структурализм: "за" и "против". М. 1975.

  31. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  32. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

  33. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.

  34. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  35. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1995.

  36. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Гл. 1,3.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.       История Европы. Т. 1 - 4. М., 1998 - 1994.
2.      
История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.
3.      
Краткий словарь по эстетике. М., 1991.
4.      
Культурология. ХХ век  Энциклопедия. Т. 1-2, Спб. , 1998.
5.      
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997
6.      
Мифы народов мира. Т. 1 - 2. М., 1980, 1982.
7.      
Современная западная философия. М., 1991.

Используются технологии uCoz