на главную

 
Мимесис

Аналитическая антропология литературы

Программа курса

Автор-составитель  В. А. Подорога  

 

 

 

(1)

Элементы литературы

Первая часть курса

   

I.  Проблематизация

Философия и литература. Что произошло и почему сегодня ставится вопрос об антропологическом анализе литературного произведения ? Аналитическая (философская) антропология - не дисциплина, синтезирующая частные знания о человеке с опорой на тот или иной метод, претендующий на универсальную применимость, она  располагает набором аналитических инструментов, восходящих к ряду методов, чье успешное использование определяется особенностями избранного объекта (например, такие методы, как герменевтический или психоаналитический). Объект - это что-то подобное замку, который не открывается одним единственным ключом, но многими, в разных временных последовательностях. Превосходство объекта, экспансия метода и его ограниченность. Под литературой следует понимать  тотальный факт культуры (М.Мосс), в особенности, это относится к русской литературе периода становления (конца XIX-начала XX века), именно тогда литература начинает демонстрировать себя как национально-политический и религиозный миф, а также в качестве мировой. Собственно, философские, политические и теологические трактаты, как и образцы массовой литературы – все это часть литературы. Можно сказать, что литература перестает быть только "литературой", и становится основным источником формирования образцов поведения (миметических практик), необходимых обществу для удержания равновесия между приобретаемым опытом и способами его возможной репрезентации. В ней находят выражение наиболее влиятельные общественные и политические силы времени, собираются различные виды знания, идеи, проекты, она есть единственное, достаточно полное отражение состояния общества (гештальт).

Предложения В. Изера и новейшие методы аналитической работы.

 

2.  Что такое литература ? Возможность новых определений.

1.1. Читать/и/писать. Время чтения и скорости чтения: быстрое и медленное, очень быстрое и очень медленное. Воспоминания детства: образы и голоса. Урок  чистописания.  Убежище. Опыт Пруста. Границы визуализации  повседневного опыта. Литература в системе масс-медиа. Падение КНИГИ и новые области информационных событий. Ускорение. Отмена дисциплинарных границ, «смешения и размывания», неопределенность литературного опыта.

Политика литературы. Условия и принципы картирования. Литература как имперский миф, как метанарратив (Ф.Лиотар, Х.Уайт), как поле /операций с культурными знаками/ (П.Бурдье). Русская литература на рубеже столетий и взаимодействие двух литературных традиций: малая и великая литературы. Разбор на примере: Ф.Кафка и А.Платонов. Конфликт двух пространственно-временных образов: Imperium-пространство   R-пространство, резервное. Гео-политика и гео-графия далекого/близкого, линии и границы. 1881 - год рождения мировой русской литературы. Наброски к политическому анализу Пушкинской речи Достоевского. Идеи В.Соловьева и В.Розанова, Д.Мережковского и Д.Данилевского. К вопросу об экранизации классики («Мертвые души» Гоголя и «Идиот» Достоевского)?  

 

3.  Мимесис и элементный анализ литературы

Что такое элемент или элементная аналитика? И почему именно элемент берется в качестве единицы литературного опыта? Обсуждение работ З.Фрейда, К.Юнга, Ж.-П.Сартра, М.Мерло-Понти. Особое место комментарию к идеям Г.Башляра. Учение древних об элементах (4-х природных стихиях). Алхимическая матрица как основа литературной трансформации образа. Элемент как «материя», «образ» и «понятие». Примеры аналитической работы с элементами литературного произведения (произведения искусства). В задачу курса входит изучение по крайней мере трех групп элементов, занимающих различные уровни произведенческого комплекса, активно участвующие в литературном производстве миметических отношений:

2.1. К элементам первого уровня относится первоначальные или архетипические смеси (чувственности); или чуть иначе,  пред-образные и пред-категориальные, если угодно, пред-произведенческие переживания, без которых невозможна динамика и развитие идеи, по выражению Башляра, «сокровенная материальность» произведения (тот тип чувственности, который хотя и имеет ограничения в перцептивном механизме, тем менее, включает в себя и  «смешивает» все другие периферийные раздражения. Можно сказать, что все это очень похоже на «первоначальное касание мира» (М.Мерло-Понти о П.Сезанне). Это область наиболее витального слоя психики, и это даже не бессознательное, а такое глубинное миметическое отношение, без которого невозможно присутствие-в-мире.

2.2. Ко второму относятся те элементы, которые носят конструктивный характер, позволяющий произведению обрести собственную форму. Например: элемент движение в его бесконечном разнообразии и вариациях, то, что движет автором-мимом, или точнее, то, на которое он способен, но и то движение, что передается читателю, - остановки, взрывы, броски и скачки, танец, позы неподвижности, окаменения, и, конечно, общие, локальные, индивидуальные ритмы, соответствующие циркулярным);  далее, именно движение порождает плотность или разряженность, летучесть, распространенность или, напротив, плотность атмосферы, без которой его основное звучание было бы невозможно; потом мы обращаемся к теме тело/и/плоть, множество психо-телесных идентификаций, опознание жестикуляции и мимической пластики персонажей, что ведет к достаточно точной конкретизации облика, его «присвоения»; так появляется возможность опознания идеальных типов или фигур, причем, не отдельный персонаж - фигура, а тот, который является необходимым условием существования всей литературной системы персонажных масок, их игры, объявляемых целей, драматизации. В центре каждой философской или литературной системе пребывает, а активно часто неопознанным и тайным, такой вот идеальный персонаж, выводящий линию повествования на поверхность идентичности автор/читатель. (Примеры и комментарии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, А.Бейль, О.Бальзак, С.Беккет, П.Валери, Э.Юнгер и др.).

2.3. И, наконец, к третьему те, которые управляют процессом взаимоотношений произведения с так называемой Реальностью и другими произведениями (кстати, часто замещающими последнюю). Сюда относятся прежде всего такие элементы как внешний мимесис (имитация, подражание, следование, копирование и пр.) и все связанные с ним категориальные серии (страх, боль, сострадание/катарсис и др.)  Причем, они же также состоят из фокусных единств других, еще более малых элементов. Развертывание понятия мимесиса будет вестись на материале новейших теорий: мимесис как насилие (Ж.Батай, Р.Жирар,), мимесис как подражание действию (П.Рикер), мимезис как негативность (Т.В.Адорно, В.Беньямин); или тематизация страха, составляющий важный эмоциональный фон (где страх смешивается с миметическим переживанием): тревожность, боязнь, Realangst страх реальный или объектный, Ur-Angst: страх изначальный. Примеры и комментарии: готический роман, Э.По, А.Бирс, Г.Ф.Лавкрафт, Ст.Кинг.

 

Литература:

Первоисточники

Платон. Сочинения в трех томах. Институт философии РАН, «Мысль», 1972;

Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4,  «Мысль», Институт философии РАН, Москва, 1984;

Аристотель и античная литература. Москва, «Наука», 1978;

Э.Доддс. Греки и иррациональное, «Алетейя» Санкт-Петербург, 2000;

О.М.Фрейденберг. Миф и литература древности. Москва, «Наука», 1978;

 

К общей теории мимесиса

Т.В.Адорно. Философия новой музыки. Москва, "Логос", 2000;

Т.В.Адорно. Эстетическая теория. Москва, «Республика», 2001;

Т.В.Адорно. Негативная диалектика, Москва, Научный мир, 2003;

Э.Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе, «Прогресс», Москва, 1976;

А.Арто. Театр и его двойник. М., 1993;

Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., Прогресс, 1989;

Ж.Батай. Внутренний опыт. Санкт-Петербург, 1997;

Ж.Батай. Теория религии. Литература и зло. Минск, «Современный литератор», 2000;

Ж.Батай. Проклятая доля. М., «Гнозис-Логос», 2003;

Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Москва, 1997;

Р. Жирар. Насилие и священное. Новое литературное обозрение, М., 2000;

Н. Евреинов. История телесных наказаний в России.  Харьков, ПРОГРЕСС ЛТД, 1994;

Н. Евреинов. Демон театральности. Летний сад, Москва-Санкт-Петербург, 2002;

Н. Евреинов. Тайные пружины искусства. Статьи по философии искусства, этике и культурологи 1920-1950 гг. Москва, Logosaltera, 2004;

Ж.Лакан. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. Москва,  Русское феноменологическое общество, 1997;

К.Леинг. Расколотое «я». Анти-психиатрия. М., «Прогресс», 1986;

Э.Канетти. Масса и власть. М., Ad Marginem, 1997;

П.Рикер. Время и рассказ. Том 1,  Москва - Санкт-Петербург, Университетская книга, 2000;

П.Рикер, Время и рассказ. Конфигурации в вымышленном рассказе. Том 2, Университетская книга, Москва-Санкт-Петербург, 2000;

П.Рикер. Память, история, забвение. Москва, Издательство гуманитарной литературы, 2004;

П.Рикер. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Московский философский фонд, «Медиум» Москва, 1995;

 

Э.Тойнби. Постижение истории. Москва, «Прогресс», 1991;

Ц.Тодоров. Теории символа. Москва, Дом интеллектуальной книги, 1999;

 

Тематический анализ

Г.Башляр. Психоанализ огня. Москва, «Прогресс», 1993;

Г.Башляр. Вода и грезы. Опыт о  воображении материи. Москва, Изд. Гуманитарной литературы, 1998;

Г.Башляр. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. Москва, изд. Гуманитарной литературы, 1999;

Г.Башляр. Земля и грезы о покое.  Москва, Издательство гуманитарной литературы, 2001;

Г.Башляр. Избранное: поэтика пространства. Москва, РОССПЭН, 2004;

 

В.Беньямин. Происхождение немецкой драмы. «Аграф», Москва, 2002.

В.Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Эссе. Москва, «Медиум», 1996;

Ж.Бодрийяр. Символический обмен и смерть. Москва, «Добросвет», 2000;

Ж.Бодрийяр. Соблазн. Москва, Ad Marginem, 2000;

Ж.-П.Сартр. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. Москва, «Республика»,  Москва, 2000;

Ж.-П.Сартр. Слова. Москва, «Прогресс», 1966;

Ж.-П.Сартр. Ш.Бодлер. Москва, УРСС, 2004;

К.Г.Юнг. Психология и алхимия. Москва, «Рефл-бук», «Ваклер», 1997;

К.Г.Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. Восточно-европейский Институт психоанализа, Санкт-Петербург, 1994;

К.Г.Юнг. Психология бессознательного. Москва, «Канон», 1994;

 

Феноменология тела

А.Безант. Человек и его тела. «Амрита-Урал», Магнитогорск, 1996;

А.Бергсон. Творческая эволюция. М., «Канон-пресс», 1998; 

А.Бергсон. Смех. М., «Искусство», 1992;

Н.А.Бернштейн. Физиология движения и активность. М., «Наука», 1990; 

И.М.Быховская. Homo somaticos; аксиология человеческого тела. Москва, 2000;

В.М.Бехтерев. Объективная психология. Москва, «Наука», 1991;

М.Виттиг. Лесбийское тело. «Митин журнал», 2004;

Дж.Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988;

В.Касперавичус. Мистическая анатомия. М., «Современник», 1998;

К.Лоренц. Агрессия (так называемое “зло”). “Прогресс”, 1994;

А.Лоуэн. Язык тела. «Академический проект», СПб., 1997;

Д.Г.Лоуренс. Психоанализ и бессознательное.  Порнография и непристойность.

Г.Марсель. Быть и иметь. Метафизический дневник. (1928-1933). «Сагуна», 1994;

М.Мерло-Понти. Око и дух. М., «Искусство», 1992;

М.Мерло-Понти. В защиту философии. М., Издательство гуманитарной литературы, 1996;

М.Мерло-Понти. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург, «Ювента», «Наука», 1999;

Ж.Мишле. Ведьма. Киев, «Свенас», 1992;

Ж.-Л. Нанси. Corpus. Ad Marginem, 1999;

Б.Никитин. Психология телесного сознания. М., «Алетейя», 1998;

В.Райх. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. "Университетская книга" Аст, Санкт-Петербург-Москва;

П.Флоренс­кий. Органопроекция. — в: Русский космизм. М., 1993;

П.Флоренский. Иконостас. Москва, «Искусство»,1994;

З.Фрейд. »Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, «Мерани», 1991;

М. Холлъ. Оккультная анатомия человека. Таллинн, 1938;

 

В.Подорога. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Курс лекций. Ad Marginem, 1995;

В.Подорога. Выражение и смысл. Ad Marginem, 1995;

В.Подорога. Страсть к свету. Антропология совершенного. Материалы  к      исследованию философии Р.Декарта. - Совершенный Человек.  Теология и философия образа. М., "Валент", 1997;

В.Подорога. Словарь аналитической антропологии – «Логос», № 2, М ., 1999;

В.Подорога. Навязчивость взгляда. М.Фуко и живопись."Художественный журнал", М. 1999;

В.Подорога. Мастерская визуальной антропологии. Москва, «Художественный  журнал», 2000 г . (в соавт.);

В.Подорога. Второй экран. С.М.Эйзенштейн и кинематограф насилия.(Главы из  книги) – В.Подорога. Авто-био-графия. Москва, «Логос»,  2001 (в соавт.);

В.Подорога. Тело как оболочка.   Наброски к теории мнезических автоматов.  -   «Комментарии», 20, М ., 2001 г .;      

В.Подорога. Закон и суд.  Архитектура вины и литература Кафки. -«Отечественные  записки». Москва, № 10,  2003;

 

Философия  и литература

М.Бланшо. Пространство литературы. Москва, «Логос», 2002;

П.Бурдье. Практический смысл. Санкт-Петербург, «Алетейя», 2001;

Г.Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Москва, «Прогресс», 1988;

В.фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. Москва, «Прогресс», 1984;

Й.Л.Вайсгербер. Родной язык и формирование духа. Москва, Едиториал УРСС, 2004;

Ж.Деррида. О грамматологии. Москва, 2000(пер. Н.Автономовой).

Ж.Делез. Представление Захер-Мазоха (Холодное и жестокое). Венера в мехах. М., РИК «Культура», 1992;

Ж.Делез. Логика смысла. Theatrum philosophicum. М.-Екатеринбург, «Раритет-Деловая книга», 1998;

Ж.Делез, Ф. Гваттари. Что такое философия? «Алетейя», СПб., 1998;

Р.Ингарден. Исследования по эстетике. «Иностранная литература», Москва, 1962;

Ю.Хабермас. Философский дискурс о модерне. «Весь мир», Москва, 2003;

У. Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. «Петрополис», 1998;

 

Общая теория культуры и антропология

Ф.Арьес. Человек перед лицом смерти. Издательская группа «Прогресс»;

Р.Барт. Мифологии. М., Издательство имени Сабашниковых, 1996;

В.Беньямин. Московский дневник. Москва,  Ad Marginem, 1997;

М.Вебер. Избранные произведения. «Прогресс», 1990;

В.Изер.Что такое литературная антропология? Различие между объяснительным и исследующим видами вымысла. -  Логос,№2, 1999;

У.Р. Матурана, Фр. Варела. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. Москва, «Прогресс-традиция»,  2001;

М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Москва, «Восточная литература» РАН, 1996;

М.Мосс. Социальные функции священного. Евразия, Санкт-Петербург, 2000;

Ф.Ницше Сочинения в двух томах. Том 2 («К генеалогии морали. Полемическое сочинение».),  «Мысль», Москва 1990.

Х.Ортега-и-Гассет. Избранные труды. «Весь мир», М., 1997;

М.Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Ad Marginem Москва, 1999;

М.Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Магистериум-Касталь, М., 1996;

Х.Уайт. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX. Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 2002;

 

Теория литературы

Фр.Р. Анкерсмит. История и тропология: взлет и падение метафоры. Москва, Прогресс-традиция, 2003;

М.Бахтин. Проблема поэтики Достоевского. Москва, «Советский писатель», 1963;

М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле, . Москва, «Художественная литература», 1965;

М.Бахтин. Эстетика словесного творченства. Москва, «искусство», 1979;

М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва, «Художественная литература», 1975;

П.М.Бицилли. Избранные труды по филологии. Москва,  «Наследие», 1996;

А.Л.Бем. Исследования. Письма о литературе. Языки славянской культуры, Москва, 2001;

Х.Блум. Страх влияния. Теория поэзии. Карта перечитывания.  Екатеринбург,  Изд. Уральского университета, 1998;

Л.Гинзбург. О психологической прозе. Ленинград, «Художественная литература», 1977;

И.Д.Ермаков. Психоанализ литературы. НЛО, Москва, 1999;

Ж.Женетт. Фигуры. Том 1-2, Москва, изд.  им. Собашниковых, 1998;

П.Казанова. Мировая республика литературы. Изд. им. Собашниковых, Москва, 2003

А.Компаньон. Демон теории. Литература и здравый смысл. Москва, Изд. Собашниковых, 2001;

Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Ленинград, «Художественная литература», 1971;

Ю.М.Лотман. Структура художественного текста. Москва, «Искусство», 1970;

Поль де Манн. Аллегории чтения. Екатеринбург,  Изд. Уральского университета, 1998;

В.Набоков. Лекции по русской литературе. Москва, «Независимая газета», 1996;

В.Набоков, Лекции по зарубежной литературе. Москва, «Независимая газета» 1998;

В.Ф. Переверзев. Гоголь, Достоевский. Исследования. Москва, «Советский писатель», 1982;

А.М.Ремизов. Избранное. Москва, «Художественная литература», 1978;

И.П.Смирнов. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. Москва, «НЛО», 1994;

Ж.Старобинский. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Языки славянской литературы. Том 1-2, Москва, 2002;

А.Терц/А.Синявский. Избранное.  В тени Гоголя. Москва, «Аграф», 2001;

Ю.Тынянов. Проблемы стихотворного языка. Статьи. М., «Советский писатель», 1965;

Ю.Тынянов. Пушкин и его современники.  Москва, «Наука», 1969;

Ю.Тынянов. Пушкин. Ленинград, «Художественная литература», 1976;

Ю.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино, Москва, «Наука», 1977;

Ю.Тынянов. Кюхля. Рассказы. Москва, «Правда», 1981;

В.Шкловский. Гамбургский счет. Статьи-воспоминания-эссе (1914-1933), Москва, «Советский писатель», 1990;

В.Шкловский. Тетива. О сходстве несходного. Москва, «Советский писатель», 1970;

Б.Эйхенбаум. О прозе. Сборник статей.  Ленинград, «Художественная литература», 1969;

А.Эткинд. Хлыст. Секты, литература и революция. Кафедра  славистики Университета Хельсинки, НЛО, Москва, 1998;

 

J.Derrida. La verite en peinture. Paris, 1978;

M.Heidegger. Unterwegs zur sprache. Pfullingen, Nesce, 1969;

Th.W. Adorno. Asthetische Theorie. Suhrkamp, Fr\M, 1972;

T.W.Adorno. Minima moralia. Fr/M, 1962;

Th.W. Adorno. Prizmen.Fr/M, 1962;                                                                                                                              

G.Deleuze, F. Guattari. Kafka. Pour une literature mineure. P., 1976;

M. Merleau-Ponty. Signes. Paris, Gallimard, 1960;

Mimesis des articulations. P., Flammarion, 1975;

R.Girard. "To double busness bound". Essays on Literature, Mimesis, and Anthropology". The Athlone Press, London ;


Ср. лекцию В.А. Подороги "Философия и литература" в Билингве

Детские инвалидные коляски коляски детские.
Используются технологии uCoz