Программа
курса Автор-составитель
В. А. Подорога |
|
(1)
Первая
часть курса
I.
Проблематизация
Философия
и литература. Что произошло и почему
сегодня ставится вопрос об
антропологическом анализе литературного
произведения ? Аналитическая (философская)
антропология - не дисциплина,
синтезирующая частные знания о человеке с
опорой на тот или иной метод, претендующий
на универсальную применимость, она располагает
набором аналитических инструментов,
восходящих к ряду методов, чье успешное
использование определяется особенностями
избранного объекта (например, такие методы,
как герменевтический
или психоаналитический).
Объект - это что-то подобное замку, который
не открывается одним единственным ключом,
но многими, в разных временных
последовательностях. Превосходство
объекта, экспансия метода и его
ограниченность. Под литературой следует понимать
тотальный факт
культуры (М.Мосс), в особенности, это
относится к русской литературе периода
становления (конца XIX-начала
XX века), именно тогда литература
начинает демонстрировать себя как
национально-политический и религиозный
миф, а также в качестве мировой.
Собственно, философские, политические и
теологические трактаты, как и образцы
массовой литературы – все это часть
литературы. Можно сказать, что литература перестает быть только "литературой", и
становится основным источником
формирования образцов поведения (миметических
практик), необходимых обществу для
удержания равновесия между приобретаемым
опытом и способами его возможной
репрезентации. В ней находят выражение
наиболее влиятельные общественные и
политические силы времени, собираются
различные виды знания, идеи, проекты, она
есть единственное, достаточно полное
отражение состояния общества (гештальт).
Предложения
В. Изера и новейшие методы аналитической
работы.
2.
Что такое литература
? Возможность новых определений.
1.1.
Читать/и/писать. Время чтения и скорости
чтения: быстрое и медленное, очень быстрое
и очень медленное. Воспоминания детства:
образы и голоса. Урок чистописания.
Убежище. Опыт Пруста. Границы
визуализации повседневного
опыта. Литература в системе масс-медиа.
Падение КНИГИ и новые области
информационных событий. Ускорение. Отмена
дисциплинарных границ, «смешения и
размывания», неопределенность
литературного опыта.
Политика литературы. Условия и принципы
картирования. Литература как имперский миф, как метанарратив
(Ф.Лиотар, Х.Уайт), как поле
/операций с культурными знаками/ (П.Бурдье).
Русская литература на рубеже столетий и
взаимодействие двух литературных
традиций: малая и великая
литературы. Разбор на примере: Ф.Кафка и А.Платонов.
Конфликт двух пространственно-временных
образов: Imperium-пространство
R-пространство,
резервное. Гео-политика
и гео-графия далекого/близкого, линии и
границы. 1881 - год рождения мировой
русской литературы. Наброски к
политическому анализу Пушкинской речи
Достоевского. Идеи В.Соловьева и В.Розанова,
Д.Мережковского и Д.Данилевского. К
вопросу об экранизации классики («Мертвые
души» Гоголя и «Идиот» Достоевского)?
3.
Мимесис и элементный
анализ литературы
Что
такое элемент или
элементная аналитика? И почему именно элемент
берется в качестве единицы литературного
опыта? Обсуждение работ З.Фрейда, К.Юнга, Ж.-П.Сартра,
М.Мерло-Понти. Особое место комментарию к
идеям Г.Башляра. Учение древних об
элементах (4-х природных стихиях).
Алхимическая матрица как основа
литературной трансформации образа.
Элемент как «материя», «образ» и «понятие».
Примеры аналитической работы с элементами
литературного произведения (произведения
искусства). В задачу курса входит
изучение по крайней мере трех групп элементов,
занимающих различные уровни
произведенческого комплекса, активно участвующие
в литературном производстве миметических
отношений:
2.1. К элементам
первого уровня относится первоначальные
или архетипические смеси (чувственности);
или чуть иначе, пред-образные и пред-категориальные,
если угодно, пред-произведенческие
переживания, без которых невозможна
динамика и развитие идеи, по выражению
Башляра, «сокровенная материальность»
произведения (тот тип чувственности,
который хотя и имеет ограничения в
перцептивном механизме, тем менее,
включает в себя и «смешивает»
все другие периферийные раздражения.
Можно сказать, что все это очень похоже на
«первоначальное касание мира» (М.Мерло-Понти
о П.Сезанне). Это область наиболее
витального слоя психики, и это даже не
бессознательное, а такое глубинное
миметическое отношение, без которого
невозможно присутствие-в-мире.
2.2.
Ко второму относятся те элементы, которые
носят конструктивный характер,
позволяющий произведению обрести
собственную форму.
Например: элемент движение в его бесконечном
разнообразии и вариациях, то, что движет
автором-мимом, или точнее, то, на которое он
способен, но и то движение, что передается
читателю, - остановки, взрывы, броски и
скачки, танец, позы неподвижности,
окаменения, и, конечно, общие, локальные,
индивидуальные ритмы, соответствующие
циркулярным); далее,
именно движение порождает плотность или
разряженность, летучесть,
распространенность или, напротив,
плотность атмосферы,
без которой его основное звучание было бы
невозможно; потом мы обращаемся к теме тело/и/плоть, множество
психо-телесных идентификаций,
опознание жестикуляции и мимической
пластики персонажей, что ведет к
достаточно точной конкретизации облика,
его «присвоения»; так появляется
возможность опознания идеальных
типов или фигур, причем, не отдельный
персонаж - фигура, а тот, который является
необходимым условием существования всей
литературной системы персонажных масок,
их игры, объявляемых целей, драматизации. В
центре каждой философской или
литературной системе пребывает, а активно
часто неопознанным и тайным, такой вот
идеальный персонаж, выводящий линию
повествования на поверхность
идентичности автор/читатель. (Примеры и
комментарии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер,
А.Бейль, О.Бальзак, С.Беккет, П.Валери, Э.Юнгер
и др.).
2.3.
И, наконец, к третьему те, которые
управляют процессом взаимоотношений
произведения с так называемой Реальностью
и другими произведениями (кстати, часто
замещающими последнюю). Сюда относятся
прежде всего такие элементы как внешний
мимесис (имитация,
подражание, следование, копирование и пр.)
и все связанные с ним категориальные серии
(страх, боль, сострадание/катарсис и др.) Причем, они же также состоят из фокусных
единств других, еще более малых элементов.
Развертывание понятия мимесиса
будет вестись на материале новейших
теорий: мимесис как насилие (Ж.Батай,
Р.Жирар,), мимесис как подражание действию
(П.Рикер), мимезис как негативность
(Т.В.Адорно, В.Беньямин); или
тематизация страха,
составляющий важный эмоциональный фон (где
страх смешивается с миметическим
переживанием): тревожность, боязнь, Realangst
страх реальный или объектный, Ur-Angst: страх
изначальный. Примеры и комментарии:
готический роман, Э.По, А.Бирс, Г.Ф.Лавкрафт,
Ст.Кинг.
Первоисточники
Платон.
Сочинения в трех томах. Институт философии
РАН, «Мысль», 1972;
Аристотель.
Сочинения в четырех томах. Том 4,
«Мысль», Институт философии РАН,
Москва, 1984;
Аристотель
и античная литература. Москва, «Наука», 1978;
Э.Доддс.
Греки и иррациональное, «Алетейя» Санкт-Петербург,
2000;
О.М.Фрейденберг. Миф и литература
древности. Москва, «Наука», 1978;
К общей теории мимесиса
Т.В.Адорно.
Философия новой музыки. Москва, "Логос",
2000;
Т.В.Адорно.
Эстетическая теория. Москва, «Республика»,
2001;
Т.В.Адорно. Негативная диалектика,
Москва, Научный мир, 2003;
Э.Ауэрбах. Мимесис. Изображение
действительности в западноевропейской
литературе, «Прогресс», Москва, 1976;
А.Арто.
Театр и его двойник. М., 1993;
Р.Барт.
Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,
Прогресс, 1989;
Ж.Батай.
Внутренний опыт. Санкт-Петербург, 1997;
Ж.Батай.
Теория религии. Литература и зло. Минск, «Современный
литератор», 2000;
Ж.Батай.
Проклятая доля. М., «Гнозис-Логос», 2003;
Л.Н.
Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.
Москва, 1997;
Р.
Жирар. Насилие и священное. Новое
литературное обозрение, М., 2000;
Н.
Евреинов. История телесных наказаний в
России. Харьков,
ПРОГРЕСС ЛТД, 1994;
Н.
Евреинов. Демон театральности. Летний сад,
Москва-Санкт-Петербург, 2002;
Н.
Евреинов. Тайные пружины искусства. Статьи
по философии искусства, этике и
культурологи 1920-1950 гг. Москва, Logosaltera,
2004;
Ж.Лакан.
Инстанция буквы в бессознательном или
судьба разума после Фрейда. Москва,
Русское феноменологическое общество,
1997;
К.Леинг.
Расколотое «я». Анти-психиатрия. М., «Прогресс»,
1986;
Э.Канетти.
Масса и власть. М., Ad
Marginem,
1997;
П.Рикер.
Время и рассказ. Том 1, Москва
- Санкт-Петербург, Университетская книга,
2000;
П.Рикер,
Время и рассказ. Конфигурации в
вымышленном рассказе. Том 2,
Университетская книга, Москва-Санкт-Петербург,
2000;
П.Рикер.
Память, история, забвение. Москва,
Издательство гуманитарной литературы, 2004;
П.Рикер.
Конфликт интерпретаций. Очерки о
герменевтике. Московский философский фонд,
«Медиум» Москва, 1995;
Э.Тойнби.
Постижение истории. Москва, «Прогресс», 1991;
Ц.Тодоров.
Теории символа. Москва, Дом
интеллектуальной книги, 1999;
Тематический анализ
Г.Башляр.
Психоанализ огня. Москва, «Прогресс», 1993;
Г.Башляр.
Вода и грезы. Опыт о воображении
материи. Москва, Изд. Гуманитарной
литературы, 1998;
Г.Башляр. Грезы о воздухе. Опыт о
воображении движения. Москва, изд.
Гуманитарной литературы, 1999;
Г.Башляр.
Земля и грезы о покое. Москва,
Издательство гуманитарной литературы, 2001;
Г.Башляр. Избранное: поэтика
пространства. Москва, РОССПЭН, 2004;
В.Беньямин.
Происхождение немецкой драмы. «Аграф»,
Москва, 2002.
В.Беньямин.
Произведение искусства в эпоху его
технической воспроизводимости. Эссе.
Москва, «Медиум», 1996;
Ж.Бодрийяр.
Символический обмен и смерть. Москва, «Добросвет»,
2000;
Ж.Бодрийяр.
Соблазн. Москва, Ad
Marginem,
2000;
Ж.-П.Сартр.
Бытие и ничто. Опыт феноменологической
онтологии. Москва, «Республика»,
Москва, 2000;
Ж.-П.Сартр.
Слова. Москва, «Прогресс», 1966;
Ж.-П.Сартр.
Ш.Бодлер. Москва, УРСС, 2004;
К.Г.Юнг.
Психология и алхимия. Москва, «Рефл-бук», «Ваклер»,
1997;
К.Г.Юнг.
Либидо, его метаморфозы и символы.
Восточно-европейский Институт
психоанализа, Санкт-Петербург, 1994;
К.Г.Юнг.
Психология бессознательного. Москва, «Канон»,
1994;
Феноменология тела
А.Безант.
Человек и его тела. «Амрита-Урал»,
Магнитогорск, 1996;
А.Бергсон.
Творческая эволюция. М., «Канон-пресс», 1998;
А.Бергсон.
Смех. М., «Искусство», 1992;
Н.А.Бернштейн.
Физиология движения и активность. М., «Наука»,
1990;
И.М.Быховская.
Homo
somaticos;
аксиология человеческого тела. Москва, 2000;
В.М.Бехтерев.
Объективная психология. Москва, «Наука»,
1991;
М.Виттиг.
Лесбийское тело. «Митин журнал», 2004;
Дж.Гибсон.
Экологический подход к зрительному
восприятию. М., Прогресс, 1988;
В.Касперавичус.
Мистическая анатомия. М., «Современник»,
1998;
К.Лоренц.
Агрессия (так называемое “зло”). “Прогресс”,
1994;
А.Лоуэн.
Язык тела. «Академический проект», СПб., 1997;
Д.Г.Лоуренс.
Психоанализ и бессознательное. Порнография
и непристойность.
Г.Марсель.
Быть и иметь. Метафизический дневник.
(1928-1933). «Сагуна», 1994;
М.Мерло-Понти.
Око и дух. М., «Искусство», 1992;
М.Мерло-Понти.
В защиту философии. М., Издательство
гуманитарной литературы, 1996;
М.Мерло-Понти.
Феноменология восприятия. Санкт-Петербург,
«Ювента», «Наука», 1999;
Ж.Мишле.
Ведьма. Киев, «Свенас», 1992;
Ж.-Л.
Нанси. Corpus. Ad Marginem, 1999;
Б.Никитин.
Психология телесного сознания. М., «Алетейя»,
1998;
В.Райх.
Функция оргазма. Основные сексуально-экономические
проблемы биологической энергии. "Университетская
книга" Аст, Санкт-Петербург-Москва;
П.Флоренский.
Органопроекция. — в: Русский космизм. М.,
1993;
П.Флоренский.
Иконостас. Москва, «Искусство»,1994;
З.Фрейд.
»Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, «Мерани»,
1991;
М. Холлъ.
Оккультная анатомия человека. Таллинн, 1938;
В.Подорога.
Феноменология тела. Введение в
философскую антропологию. Курс лекций. Ad
Marginem,
1995;
В.Подорога.
Выражение и смысл. Ad Marginem,
1995;
В.Подорога.
Страсть к свету. Антропология
совершенного. Материалы
к исследованию
философии Р.Декарта. - Совершенный Человек.
Теология и философия образа. М., "Валент",
1997;
В.Подорога.
Словарь аналитической антропологии – «Логос»,
№
В.Подорога.
Навязчивость взгляда. М.Фуко и живопись."Художественный
журнал", М. 1999;
В.Подорога.
Мастерская визуальной антропологии.
Москва, «Художественный
журнал»,
В.Подорога.
Второй экран. С.М.Эйзенштейн и
кинематограф насилия.(Главы из
книги) – В.Подорога. Авто-био-графия.
Москва, «Логос», 2001
(в соавт.);
В.Подорога.
Тело как оболочка. Наброски
к теории мнезических автоматов.
- «Комментарии»,
В.Подорога.
Закон и суд. Архитектура
вины и литература Кафки. -«Отечественные
записки». Москва, № 10,
2003;
Философия и
литература
М.Бланшо.
Пространство литературы. Москва, «Логос»,
2002;
П.Бурдье.
Практический смысл. Санкт-Петербург, «Алетейя»,
2001;
Г.Гадамер.
Истина и метод. Основы философской
герменевтики. Москва, «Прогресс», 1988;
В.фон
Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию.
Москва, «Прогресс», 1984;
Й.Л.Вайсгербер.
Родной язык и формирование духа. Москва,
Едиториал УРСС, 2004;
Ж.Деррида.
О грамматологии. Москва, 2000(пер. Н.Автономовой).
Ж.Делез.
Представление Захер-Мазоха (Холодное и
жестокое). Венера в мехах. М., РИК «Культура»,
1992;
Ж.Делез.
Логика смысла. Theatrum philosophicum. М.-Екатеринбург,
«Раритет-Деловая книга», 1998;
Ж.Делез,
Ф. Гваттари. Что такое философия? «Алетейя»,
СПб., 1998;
Р.Ингарден.
Исследования по эстетике. «Иностранная
литература», Москва, 1962;
Ю.Хабермас.
Философский дискурс о модерне. «Весь мир»,
Москва, 2003;
У.
Эко. Отсутствующая структура. Введение в
семиологию. «Петрополис», 1998;
Общая теория культуры и антропология
Ф.Арьес.
Человек перед лицом смерти. Издательская
группа «Прогресс»;
Р.Барт.
Мифологии. М., Издательство имени
Сабашниковых, 1996;
В.Беньямин.
Московский дневник. Москва,
Ad Marginem, 1997;
М.Вебер.
Избранные произведения. «Прогресс», 1990;
В.Изер.Что
такое литературная антропология? Различие
между объяснительным и исследующим видами
вымысла. - Логос,№2,
1999;
У.Р.
Матурана, Фр. Варела. Древо познания.
Биологические корни человеческого
понимания. Москва, «Прогресс-традиция»,
2001;
М.Мосс.
Общества. Обмен. Личность. Труды по
социальной антропологии. Москва, «Восточная
литература» РАН, 1996;
М.Мосс.
Социальные функции священного. Евразия,
Санкт-Петербург, 2000;
Ф.Ницше
Сочинения в двух томах. Том 2 («К генеалогии
морали. Полемическое сочинение».),
«Мысль», Москва 1990.
Х.Ортега-и-Гассет.
Избранные труды. «Весь мир», М., 1997;
М.Фуко.
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Ad Marginem Москва, 1999;
М.Фуко.
Воля к истине. По ту сторону знания, власти
и сексуальности. Магистериум-Касталь, М.,
1996;
Х.Уайт.
Метаистория. Историческое воображение в
Европе XIX.
Екатеринбург, Изд. Уральского
университета, 2002;
Теория литературы
Фр.Р. Анкерсмит. История и тропология:
взлет и падение метафоры. Москва, Прогресс-традиция,
2003;
М.Бахтин.
Проблема поэтики Достоевского. Москва, «Советский
писатель», 1963;
М.Бахтин.
Творчество Франсуа Рабле, . Москва, «Художественная
литература», 1965;
М.Бахтин.
Эстетика словесного творченства. Москва, «искусство»,
1979;
М.Бахтин.
Вопросы литературы и эстетики.
Исследования разных лет. Москва, «Художественная
литература», 1975;
П.М.Бицилли.
Избранные труды по филологии. Москва,
«Наследие», 1996;
А.Л.Бем.
Исследования. Письма о литературе. Языки
славянской культуры, Москва, 2001;
Х.Блум.
Страх влияния. Теория поэзии. Карта
перечитывания. Екатеринбург,
Изд. Уральского
университета, 1998;
Л.Гинзбург.
О психологической прозе. Ленинград, «Художественная
литература», 1977;
И.Д.Ермаков.
Психоанализ литературы. НЛО, Москва, 1999;
Ж.Женетт.
Фигуры. Том 1-2, Москва, изд.
им. Собашниковых, 1998;
П.Казанова.
Мировая республика литературы. Изд. им.
Собашниковых, Москва, 2003
А.Компаньон.
Демон теории. Литература и здравый смысл.
Москва, Изд. Собашниковых, 2001;
Д.С.Лихачев.
Поэтика древнерусской литературы.
Ленинград, «Художественная литература»,
1971;
Ю.М.Лотман.
Структура художественного текста. Москва,
«Искусство», 1970;
Поль
де Манн. Аллегории чтения. Екатеринбург,
Изд. Уральского университета, 1998;
В.Набоков.
Лекции по русской литературе. Москва, «Независимая
газета», 1996;
В.Набоков,
Лекции по зарубежной литературе. Москва, «Независимая
газета» 1998;
В.Ф.
Переверзев. Гоголь, Достоевский.
Исследования. Москва, «Советский писатель»,
1982;
А.М.Ремизов.
Избранное. Москва, «Художественная
литература», 1978;
И.П.Смирнов.
Психодиахронологика. Психоистория
русской литературы от романтизма до наших
дней. Москва, «НЛО», 1994;
Ж.Старобинский.
Поэзия и знание. История литературы и
культуры. Языки славянской литературы. Том
1-2, Москва, 2002;
А.Терц/А.Синявский.
Избранное. В тени
Гоголя. Москва, «Аграф», 2001;
Ю.Тынянов. Проблемы стихотворного
языка. Статьи. М., «Советский писатель», 1965;
Ю.Тынянов.
Пушкин и его современники.
Москва, «Наука», 1969;
Ю.Тынянов. Пушкин.
Ленинград, «Художественная
литература», 1976;
Ю.Тынянов.
Поэтика. История литературы. Кино, Москва,
«Наука», 1977;
Ю.Тынянов.
Кюхля. Рассказы. Москва, «Правда», 1981;
В.Шкловский.
Гамбургский счет. Статьи-воспоминания-эссе
(1914-1933), Москва, «Советский писатель», 1990;
В.Шкловский.
Тетива. О сходстве несходного. Москва, «Советский
писатель», 1970;
Б.Эйхенбаум.
О прозе. Сборник статей. Ленинград,
«Художественная литература», 1969;
А.Эткинд.
Хлыст. Секты, литература и революция.
Кафедра славистики
Университета Хельсинки, НЛО, Москва, 1998;
J.Derrida.
La verite en peinture. Paris, 1978;
M.Heidegger. Unterwegs
zur
sprache. Pfullingen,
Nesce, 1969;
Th.W. Adorno.
Asthetische Theorie. Suhrkamp, Fr\M, 1972;
T.W.Adorno.
Minima moralia. Fr/M, 1962;
Th.W. Adorno. Prizmen.Fr/M, 1962;
G.Deleuze,
F. Guattari. Kafka. Pour
une literature mineure. P., 1976;
M.
Merleau-Ponty. Signes. Paris, Gallimard, 1960;
Mimesis
des articulations. P., Flammarion, 1975;
R.Girard.
"To double busness bound". Essays on Literature, Mimesis, and
Anthropology". The Athlone
Press,
Ср.
лекцию В.А. Подороги "