|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметом лекционно-семинарского курса «Теория образа» является рассмотрение целого ряда современных теоретических и философских подходов к проблеме образа в рамках визуальной антропологии или того, что в западной традиции принято называть «исследованиями визуального».
Целью курса является формирование критической позиции в отношении предмета рассмотрения, попытка подойти вплотную к ответу на вопрос о том, какими образами окружен человек во все более виртуализуемой реальности и каковы наиболее адекватные (продуктивные) инструменты для анализа образа в современных нам условиях.
Практические задачи курса – знакомство слушателей с основными концепциями образа, как они намечались и формулировались теоретической мыслью ХХ века, выработка навыков анализа конкретных произведений на основе изучаемой методологии, развитие способности к интерпретации научных текстов, посвященных обозначенной проблеме.
Новизна данного курса состоит в том, что до сих пор не предпринималось систематического изложения взглядов на проблему образа в связи с тем интересом к этому последнему, который исходит из сегодняшнего дня – в частности, от формирующейся на наших глазах дисциплины с условным названием «теория медиа». В качестве материала для изучения выбран корпус текстов, принадлежащих феноменологической традиции, семиологии, постструктурализму, деконструкции и собственно медиа-теории. Именно интерес к невидимому в образе, его аффективная трактовка, интерпретация через подвижный знак, акцент на «образе в становлении» и позволяют уйти от традиционного анализа иконографии (=знаков) и рассмотреть образ в горизонте его исторической разделяемости, или совместности. Такой образ, надо заметить, уже не эквивалентен изображению, но является условием проявления – проступания – последнего.
По окончании работы над курсом студент должен приобрести общее представление о ключевых теориях образа, имеющих влияние сегодня. Он должен также научиться анализировать явления визуального ряда (фотография, кино, видео и т.п.) исходя из полученных навыков и с учетом социально-аффективного измерения любого образа.
Используемые в курсе организационные формы – лекции и семинарские занятия – обозначены в тематическом плане.
Формы контроля включают в себя текущий контроль: доклады и участие в дискуссиях на семинарах – и итоговый контроль: итоговый реферат по избранной теме.
Критерии оценки работы студента по курсу «Теория образа» приводятся в конце программы в разделе «Критерии оценки знаний студента».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в предмет курса и его проблематику. Различение образа и изображения. Определение предмета новых дисциплин – исследований визуального, медиа-теории. Методологические трудности при работе с образом, понимаемым как «развоплощенный».
Феноменологические истоки различения образа и изображения: проблема видимого и невидимого у М. Мерло-Понти в контексте разрабатывавшейся им феноменологии восприятия. Пути феноменологической мысли сегодня.
Жан-Люк Марьон и его понятие «насыщенного» феномена. Новое определение субъекта восприятия и самой феноменологии как «первой философии». Понятие дара. Роль картины и других изображений в рамках данного подхода.
Мари-Жозе Мондзэн и ее анализ истоков западного воображаемого. Образ в контексте «экономии». Коммуникативная составляющая образа. Значение спора между иконоборцами и иконопочитателями для сегодняшнего понимания образа.
Жан-Люк Нанси и его концепция образа «по ту сторону образа». Новое прочтение схематизма и воображения у Канта. Образ как находящийся в становлении, его «пульсация», ритм. Юрий Тынянов и понятие текстового эквивалента – динамизация формы через фигуру позитивного «отсутствия».
Жак Деррида и его трактовка телевидения. Понятия призрака и времени у Деррида. Диалог Деррида – Стиглер, диалог Деррида – Тынянов (завершение). Деррида о фотографии и сингулярности.
Ролан Барт и его классический анализ фотографии. Понятия studium’а и punctum’a. Валерий Подорога о «Светлой комнате» Барта. Полемика с Бартом сегодня: исторически определяемая коллективная аффективность в противовес вневременному punctum’у.
Понятие бесформенного у Розалинды Краусс и ее динамическая модель фотографии. Анализ фотографий Синди Шерман с упором на прерывание семиозиса. Американский постструктурализм и его трактовка образа.
Вилем Флюссер и его коммуникационный («дистрибутивный») анализ фотографии. Роль сообщества воспринимающих в современных концепциях образа. Флюссер и Маршал Маклюэн – возможные переклички.
Подведение итогов. Выделение базовых проблем, имеющих отношение к образу: 1) образ и изображение (повторно); 2) образ и аффект; 3) образ и история; 4) образ и событие; 5) образ и сообщество.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
К
определению дисциплины, изучающей образ
сегодня. Трудности, сопряженные с
выбором/формулированием подхода.
Обсуждение «Вопросника по визуальной
культуре» (“Visual
Culture
Questionnaire”),
опубликованного в журнале “October”.
Вопросы:
1) Какие основные дисциплины сегодня берут на себя ответственность за работу с образом и почему?
2) В чем проявляется консерватизм традиционного искусствоведения и можно ли найти способы его преодолеть?
3) Какую роль в современных исследованиях визуального играет история?
Литература:
Visual Culture Questionnaire // October 77, summer 1996, pp. 25–70.
Кримп,
Дуглас. Уорхол, которого мы заслуживаем
// Синий диван, 2003, № 3, с. 34–63.
Бак-Морс, Сьюзен. Глобальная контркультура? // Там же, с. 74–85.
Феноменологические подходы к истолкованию образа: Морис Мерло-Понти, Жан-Люк Марьон, Мари-Жозе Мондзэн.
Вопросы:
1) В чем сходство и различия рассматриваемых подходов? Какова интерпретация в них образа?
2) Что дает для понимания образного «проявления» понятие «экономия»?
3) Как новый субъект восприятия (у Ж.-Л. Марьона) коррелирует с самой стихией анонимных образов?
Литература:
Мерло-Понти, Морис. Око и дух. Пер. с фр., предисл. и комм. А.В. Густыря. М.: «Искусство», 1992.
Mondzain,
Marie-José.
Image, Icon, Economy. The Byzantine Origins of the Contemporary Imaginary.
Trans. Rico
Franses. Stanford:
Stanford
UP, 2004.
Деконструкция и образ: способы работы Жака Деррида и Жан-Люка Нанси. «Призракография» и образ «по ту сторону образа». Понятия следа, интервала (ср. с «эквивалентом» у Тынянова).
Вопросы:
1) Какую форму принимает «интервал» (différance) в критике – трактовке – образа?
2) Каким образом интерпретация Нанси позволяет выявить границы субъективности у Канта?
3) Что ценного можно извлечь из подхода Деррида для понимания природы телевидения?
Литература:
Derrida,
Jacques and Bernard Steigler.
Echographies of Television. Trans. Jennifer Bajorek.
4.
Фотография и ее современные истолкования:
Ролан Барт, Розалинда Краусс, Вилем
Флюссер.
Вопросы:
1) В чем интерпретацию Ролана Барта можно считать ограниченной его собственным методом (семиологией)?
2) В чем особенность интеграции Краусс постструктуралистских идей в ее эссе о Синди Шерман?
3) Можно ли историзировать анализ аффективного и/или «бесформенного»?
4) Какова роль коммуникации в понимании природы фотографического?
5) Почему эстетика, эстетический анализ работают «против» образа?
Литература:
Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., послесл. и комм. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997.
Краусс,
Розалинда. Холостяки. Пер. с англ. С.Б.
Дубина. М.: «Прогресс-Традиция», 2004.
Подорога,
Валерий. Непредъявленная фотография.
Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р.
Барта. – В кн.: Авто-био-графия. К вопросу о
методе. Тетради по аналитической
антропологии № 1. Под ред. В.А. Подороги. М.:
«Логос», 2001, с. 195–240.
Петровская,
Елена. Антифотография. М.: «Три квадрата»,
2003.
Flusser,
Vilém.
Towards a Philosophy of Photography. Trans. Anthony Mathews.
5. Образ и сообщество. Исторический и аффективный срезы образа. Анонимность.
Вопросы:
1) Чем историчен сегодняшний образ и как в нем преломляются «структуры чувства» (Р. Уильямс)?
2) Что мы можем почерпнуть из теории сообщества Нанси для решения нашей – «образной» – задачи?
3) Как функционирует образ, который охватывает сразу многих, и какого типа субъективности он соответствует?
Литература:
Аронсон, Олег. Изобретение чуда // Синий диван, 2004, № 4, с. 39–58.
Беньямин, Вальтер. О понятии истории // Новое литературное обозрение, 2000, № 46, с. 81–91.
Нанси, Жан-Люк. О со-бытии (пер. М.К. Рыклина). – В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: «Наука», 1991, с. 91–102.
Петровская,
Елена. Этика анонимности //
Художественный журнал, 2005, № 57, с. 31–35.
Kracauer,
Seigfried. The Mass
Ornament. Weimar
Essays. Trans., Ed., and with an Intro. by Thomas Y. Levin.
Каждое из указанных семинарских занятий может быть «двойным», то есть охватывать в общей сложности две академические пары.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
Темы рефератов
На основании прослушанного курса студентам предлагается написать реферат, где разбиралось бы одно из современных произведений визуального искусства – фильм, видео, телепрограмма, явление Интернет-культуры, выставка и пр. Предполагается, что разбор будет строиться на тех принципах анализа материала, которые были рассмотрены и освоены по ходу данного курса. Иными словами, реферат может носить характер аналитической рецензии. В силу специфичности такого задания заранее назвать список тем не представляется возможным. Можно лишь привести отдельные примеры:
Образы телевидения: невидимая общность.
Образ и его функционирование в массовой культуре.
Образы и субъекты восприятия: о визуальной культуре сегодня.
Образы: этика, история, аффект.
Фотография и образ.
Формы текущего контроля
–
не менее одного доклада на
семинарских занятиях
–
участие в семинарских дискуссиях
Формы итогового контроля
–
реферат по избранной теме
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ
Итоговая
оценка складывается из ста (100) баллов. 5
баллов за посещение занятий в семестре, 50
баллов за текущую работу в форме докладов
и семинарских дискуссий и не менее 45
баллов за итоговую аттестационную работу (реферат
по выбранной теме).
Баллы за
текущую работу по курсу текущего контроля
распределяются следующим образом:
Доклад –
20 баллов
Текущая
работа на семинарах – 30 баллов
Критерии
итоговой оценки:
90–100% –
отлично
75–90% –
хорошо
60–74% –
удовлетворительно
ниже 60% –
неудовлетворительно
ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
Избранная библиография:
Аронсон, Олег. Изобретение чуда // Синий диван, 2004, № 4, с. 39–58.
Бак-Морс, Сьюзен. Глобальная контркультура? // Там же, 2003, № 3, с. 74–85.
Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., послесл. и комм. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997.
Бельтинг,
Ханс. Образ и культ. История образа до
эпохи искусства. Пер. с нем. К.А. Пиганович.
М.: «Прогресс-Традиция», 2002.
Беньямин,
Вальтер. О понятии истории // Новое
литературное обозрение, 2000, № 46, с. 81–91.
Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М.: «РОССПЭН», 2005.
Диди-Юберман, Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Пер. с фр. А. Шестакова. С-Пб.: «Наука», 2001.
Краусс, Розалинд. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: «Художественный журнал», 2003.
Краусс, Розалинда. Холостяки. Пер. с англ. С.Б. Дубина. М.: «Прогресс-Традиция», 2004.
Кримп,
Дуглас. Уорхол, которого мы заслуживаем
// Синий диван, 2003, № 3, с. 34–63.
Мерло-Понти, Морис. Око и дух. Пер. с фр., предисл. и комм. А.В. Густыря. М.: «Искусство», 1992.
Мерло-Понти, Морис. Феноменология восприятия. Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999.
Нанси, Жан-Люк. О со-бытии (пер. М.К. Рыклина). – В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: «Наука», 1991, с. 91–102.
Петровская, Елена. Антифотография. М.: «Три квадрата», 2003.
Петровская,
Елена. Этика анонимности //
Художественный журнал, 2005, № 57, с. 31–35.
Подорога,
Валерий. Непредъявленная фотография.
Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р.
Барта. – В кн.: Авто-био-графия. К вопросу о
методе. Тетради по аналитической
антропологии № 1. Под ред. В.А. Подороги. М.:
«Логос», 2001, с. 195–240.
Фуко, Мишель. Это не трубка. Пер. с фр. Ирины Кулик под ред. Валерия Подороги. М.: «Художественный журнал», 1999.
Deleuze, Gilles. Francis Bacon. The Logic of Sensation. Trans. and with an Intro. by
Daniel W. Smith. Afterword by Tom Conley.
Derrida, Jacques and Bernard Steigler.
Echographies of Television. Trans. Jennifer Bajorek.
Flusser, Vilém.
Towards a Philosophy of Photography. Trans. Anthony Mathews.
Kracauer,
Seigfried. The Mass Ornament. Weimar
Essays. Trans., Ed., and with an Intro. by Thomas Y. Levin.
Mondzain, Marie-José. Image, Icon, Economy. The Byzantine Origins of the Contemporary
Imaginary. Trans. Rico Franses. Stanford: Stanford UP, 2004.
Visual
Culture Questionnaire // October 77,
summer 1996, pp. 25–70.
Тематический план
№ |
Название
темы |
Количество
аудиторных занятий |
||
Лекций
(часов) |
Семинаров
(часов) |
Всего
часов |
||
1.
1 |
Образ
как предмет нового дисциплинарного
анализа. |
2 |
2 |
|
2.
2 |
М.
Мерло-Понти: истоки различения образа
и изображения. |
2 |
2 |
|
3.
|
Понятие
«насыщенных» феноменов в философии Ж.-Л.
Марьона. |
2 |
2 |
|
4.
3 |
М.-Ж.
Мондзэн: византийские истоки
западного воображаемого. |
2 |
2 |
|
5.
4 |
«Образ
по ту сторону образа»: Ж.-Л. Нанси и его
деконструкция образа. |
2 |
2 |
|
6.
|
Ж.
Деррида о телевидении. «Интервал» (différance)
и тыняновский «эквивалент». |
2 |
2 |
|
7.
5 |
Ролан
Барт и его классическая интерпретация
фотографии. Современная полемика. |
2 |
2 |
|
8.
|
Фотография
как динамический знак у Розалинды
Красс. Краусс «читает» Шерман. |
2 |
2 |
|
9.
|
Вилем
Флюссер и его коммуникационный анализ
фотографии. Фотография как «дистрибуция». |
2 |
2 |
|
10.
|
Образ
и сообщество. Подведение итогов. |
2 |
2 |