Ирина ПротопоповаСновидение и
res extensa,
|
1. Во второй песни
Илиады есть такой эпизод. Зевс призывает к
себе персонажа по имени Онейрос и велит ему
явиться во сне вождю ахейцев Агамемнону в
облике старца Нестора, чтобы внушить мысль
выступить против троянцев. Онейрос
исполняет. Агамемнон на совете
рассказывает об этом, и сам мудрый Нестор
толкует этот сон как пророческий – потому
что приснился он царю. На самом деле это
была чистейшей воды провокация, своего рода
шутка Зевса, обернувшаяся для ахейцев
серьезными проблемами.
Кто же такой этот
Онейрос? Этим словом по-гречески
обозначалось и состояние,
в котором появляется некоторое сновидение,
и содержание этого
сновидения (в отличие от Гипноса, который
обозначает просто сон как некоторое состояние
погружения в бессознательное, где не
обязательно присутствуют образы). Но что
значит содержание сновидения для греческой
архаики? Это некая фигура, персона, которая
приходит к спящему
и встает у его изголовья. Подчеркнем: эта
фигура отнюдь не располагается, так.сказать,
в душе сновидца, она приходит извне и
совершенно от спящего не зависит. Онейрос
у Гомера – это персонификация таких
сновидений-фигур. При этом, что вполне
логично, в «Илиаде» он абсолютно никак не
описывается, лишь выполняет свою функцию --
это функция чистой метаморфозы, ноль
собственного содержания, не имеющий образа
носитель образов или их материал, из
которого боги лепят что хотят в целях
определенного воздействия на людей и
события. Итак, зафиксируем эти два свойства
сновидения, как оно понималось в греческой
архаике: оно совершенно независимо от
спящего (т.ск., объективно) и является всегда
в чьем-то облике.
А теперь вспомним «Одиссею».
Там в 19 песни Пенелопа видит сон, о котором
Одиссей, живущий у нее в доме под видом
странника, уверенно говорит как о
совершенно ясном, понятном и пророческом (действительно,
толкование дается внутри самого сна). Но
Пенелопа скептична. Именно в этом месте в
речи Пенелопы появляется знаменитое
рассуждение о снах, которые истинны или
лживы в зависимости от того, сквозь какие
ворота проходят: роговые или из слоновой
кости. Если через первые – сновидение
истинное, через вторые – лживое. Несмотря
на такое разграничение, Пенелопа вообще не
склонна доверять снам. В другом месте, когда
ей снится Одиссей, она говорит, что не может
поверить этому сну – а вдруг он послан ей
каким-нибудь злонамеренным демоном?
И действительно,
скепсис Пенелопы оправдан: нет никакого
верного критерия для отличения истинного
сновидения от обманчивого; если даже мы его
как-то истолкуем, источник сновидения – бог
его посылает или злонамеренный демон –
определить невозможно. Более того, мы знаем,
что если даже боги посылают сновидения, то
могут это сделать во вред нам: они
могут «подшутить» над человеком,
посылая ему якобы истинное пророчество,
примером чему служит обманчивый сон
Агамемнона.
Итак, сновидение
абсолютно независимо от сновидца: это то, что к
тебе приходит, и ты на это повлиять не
можешь. Но оно не только не верифицируемо в
силу своей абсолютной независимости, но и
опасно – ведь и якобы истинное и якобы
ложное сновидения имеют одну и ту же
субстанцию, неуловимую и всегда открытую
превращению, всегда иную – а потому
способную наводить на человека морок
неразрешимой двусмысленности.
2. Платон.
А теперь обратимся к философии. «Всегда
воспринимая все, она никогда и никоим
образом не усваивает никакой формы, которая
была бы подобна формам входящих в нее вещей.
Она по сути своей такова, что принимает
любые оттиски, находясь в движении и меняя
формы под действием того, что в нее входит, и
потому кажется, будто она в разное время
бывает разной; а входящие в нее и выходящие
вещи – это подражания вечносущему,
отпечатки по его образцам, снятые удивительным
и неизъяснимым способом». (Тим.50с)
Это
пишет Платон о третьем из основных трех
родов сущего. По Платону, этот самый
странный род существует наряду с
умозрительным первообразом («отцом») и его
зримым отражением, «отпечатком» (ребенком). Платон
подчеркивает, что этот род, приемлющее
начало, само должно
быть лишено каких-либо форм, иначе через
отражение проглянут его собственные черты.
Он обозначает это начало ее как некий
невидимый и бесформенный вид,
всепринимающий, каким-то
совершенно непонятным образом причастный
умопостигаемому и
совершенно неуловимый. Этот странный
род бытия, который Платон называет воспринимающим
началом, матерью
рождения, а Аристотель впоследствии
назовет хюлэ,
известен нам под именем
материи. Как видим, описание восприемницы-материи
вполне подошло бы описанию Онейроса-сновидения
– это абсолютно пустая «подкладка» любых
образов. Немного дальше в «Тимее» Платон
говорит об этот третьем роде, называя его хора
(пространство): «оно
не схватывается ощущением, мы прикасаемся к
нему посредством некоего
незаконнорожденного логоса,
и поверить в него почти невозможно. Мы видим
его как бы во сне…»
(52b).
Таким образом, здесь Платон сам
сопоставляет хору-материю с сонными
грезами и говорит о хоре примерно следующее:
образ не имеет в себе причину собственного
рождения, он -- всегда призрак (фантасма)
чего-то иного и по необходимости рождается
всегда в ином. Это вечно Иное, в чем
рождается образ, и есть материя (52с).
Итак, представления о
сновидении и философские описания материи
практически идентичны. В этом нет ничего
удивительного – метафора «сон-материя»
весьма популярна и в западной и в восточной
философских традициях. Почему это так,
можно говорить отдельно – скажем лишь, что
во сне, который представляет собой как бы
узаконенное место метаморфоз, вечно
изменчивая материя словно ближе к
собственной а-субстанциальной сути; можно
сказать, что сон –
жилище материи. Но меня здесь интересуют
прежде всего те инверсии, которые
претерпевало это соотношение в европейской
мысли. Чтобы ввести начало некоей
гипотетической линии, на которой
располагаются эти инверсии, давайте
представим, что Пенелопа – философ, который,
высказываясь о сновидении, формулирует
представление о материи. Это представление
можно выразить примерно так: материя – это не зависящая от меня
реальность, данная всегда в каком-то
обличье, исходящая неизвестно откуда (от
бога или демона) и появляющаяся
во сне (зд. можно говорить о миражах,
оборотнях и видениях яви, но это другой
разворот темы).
С Платоном это будет
совпадать в том, что сновидение-материя –
это только обличье чего-то иного. Но как
быть с вопросом об источнике сновидения и о
возможном обмане богов?
В
«Государстве» Платон с неодобрением
отзывается о вышеупомянутой провокации
Зевса и заявляет, что бог не может быть
обманщиком: «Боги не колдуны,
чтобы изменять свой вид и вводить нас в
обман словом или делом» (Гос. 383е). Итак, бог
неизменен, вечно же изменяется только
материя, значит, именно она виновата в
обмане. Здесь употребляется слово gÒhj.
Gohtevw
-- значит «околдовывать, зачаровывать,
обольщать», Gohteja
–
обольщение: т.е. материя нас обольщает и
вводит в заблуждение. Что говорит об
этом Платон -- это мы сейчас оставим за
скобками и обратимся к другому персонажу,
который исследовал вопросы сновидения и
материи и пытался понять, не обманщик ли Бог.
Это Декарт.
3. Декарт. Как мы
помним, для него существуют только две вещи:
непротяженная res
cogitans (вещь
мыслящая, я сам как мыслящий, чувствующий и
т.д.) и res
extensa
– протяженность. Говоря о ней, Декарт
приводит в пример воск: вот, он меняется у
меня на глазах, меняются его цвет, запах,
плотность – и одновременно вместе с воском
меняется мое чувственное восприятие.
Изменчивые ощущения не могут ничего мне
сказать о сущности воска – от которой не
остается ничего, кроме некой протяженности,
гибкости, изменчивости. Что же это такое,
эта протяженность, которая кажется самой
сущностью воска, поскольку остается некой «подкладкой»
его метаморфоз? Как я могу ее схватить? Ведь
с непреложной достоверностью,
непосредственно, я схватываю только свой
непротяженный дух, свое когито – а ее я не
могу схватить ни непосредственно, ни с
помощью чувственных ощущений, т.к. они тоже
мои. Что я могу познать в этом воске? В этой
изменчивости постоянными и достоверными
для меня остаются только фигура, величина,
количество и подобные «универсальные вещи»
-- которые являются идеями опять-таки моего
собственного ума. Таким образом, я могу
познать не саму реальную протяженность, а
некую интеллектуальную квази-протяженность.
Здесь Декарт, по сути, вводит т.н. материю
геометров, или, как говорил Прокл,
воображаемую материю (фантастикэ хюлэ),
которая у неоплатоников существовала
наряду с умопостигаемой и чувственной
материей -- именно с этой воображаемой
материей работают математики. Для Декарта
эта воображаемая материя оказывается некой
мембраной, которая разъединяет когито и
реальную материю.
Но ведь и чувственные
ощущения и геометрические объекты я
воспринимаю одинаково и наяву и во сне. Так
может, никакой разницы между сном и явью нет?
Есть только мое сознание, мои ощущения, мои
умопостигаемый идеи – а никакой реальной
протяженности не существует? И
вот Декарт продолжает волновавшую и
Пенелопу, и Платона тему колдуна, который
обольщает мороком то ли объективной, то ли
призрачной реальности: «Может, существует
некий неведомый мне обманщик, чрезвычайно
могущественный и хитрый, который всегда
намеренно вводит меня в заблуждение?» --
спрашивает Декарт (Размышления о первой
философии с. 21). Он даже решается на
кощунственное допущение – может, это не
злокозненный демон, а сам Бог обманывает
меня?
Мы не будем приводить
достаточно схоластические доказательства
того, что Бог не обманщик – примем как вывод,
что Декарт, апеллируя к идее совершенного, а
значит правдивого Бога, просто постулирует
существование реальной, независимой от
духа и непознаваемой протяженности. Это
нужно ему для того, чтобы не оказаться
единственным персонажем беспредельного
сновидения.
Итак, сновидение и
материя обольщают и Пенелопу и Декарта, но
между этими видами обольщения есть разница.
У Пенелопы: сплю вроде бы я, а сновидение –
это не я, а нечто чуждое, от меня не
зависящее и неуловимое. В этом опасность –
я не знаю, чего оно от меня хочет и чего от
него можно ожидать. У Декарта: сновидение,
как и явь – это я, и морок в противоположном:
существует ли объект моего восприятия
как нечто реальное, от меня не зависящее?
Есть ли кто-нибудь, кроме меня? Единственной
гарантией того, что я не одинок, т.е. не
перманентно сплю, у Декарта оказывается
признание того, что в яви существует
реальная непостижимая протяженность, или,
как скажут впоследствии, «вещь в себе»,
которая именно своей непостижимостью
обеспечивает реальность
мира. Таким образом, для Декарта мир
отличается от сна, поскольку в нем есть
нечто независимое от духа и принципиально
непознаваемое. Получается, что реальная материя Декарта – это
сновидение, которого боится Пенелопа. Сон
для Пенелопы – это явь для Декарта, но и ее и
его обольщает практически одно и то же, лишь
названное по разному: ее -- Онейрос, его -- рес
экстенса.
А теперь обратимся к
третьему персонажу, для которого важны как
сновидение, так и материя, получившая
у него название бессознательного, -- к
Фрейду.
4.Фрейд.
В «Толковании сновидений» Фрейд дает такую
формулировку бессознательного: «Бессознательное
– есть истинно реальное психическое, столь
же неизвестное нам в своей внутренней
сущности, как реальность внешнего мира, и
раскрываемое данными сновидения в столь же
незначительной степени, как и внешний мир
показаниями наших органов чувств» (557).
Как видим, это
абсолютно картезианский ход.
Непосредственные образы сновидений – это
аналог чувственных восприятий в
бодрствовании, и сами по себе они нам ничего
не открывают. Психическая реальность,
которая за ними стоит, или бессознательное,
абсолютно непознаваема, как и реальная
материя внешнего мира. Что же можно узнать
из сновидения? Чтобы придать сновидению
статус познаваемости, Фрейд, как и Декарт,
вводит некий воображаемый экран – только у
Декарта это геометрическое пространство, а
у Фрейда – некое квази-пространство
бессознательного. О том, что Фрейд
прекрасно осознает двойственность понятия
бессознательного, говорят такие, например,
слова: «Признавать ли за бессознательными
желаниями значение реальности и в каком
смысле, я пока сказать затрудняюсь» (564). В
итоге получается, что есть как бы два
бессознательных: первое– эта некая
непостижимая «психическая реальность»,
второе – это, так сказать, ее модусы – желания.
Таким образом, как у
Декарта есть две материи – материя сама по
себе, нами не познаваемая, и протяженность,
воспринимаемая интеллектуально, так и у
Фрейда – есть бессознательное как
абсолютно непостижимое, и есть
бессознательное, с которым можно работать
практически. Но если Декарт работает с
такими модусами своей рес экстенса, как
фигура, число, величина, то модусы т.н. «второго»
бессознательного – это желания и
способы их существования. Декарт работает
со своей воображаемой материей как геометр,
с помощью формул и геометрических фигур,
Фрейд – как герменевт, который
разрабатывает правила интерпертации
метафор и метонимий, т.е. высказываний по
сходству и смежности (его правила сгущений,
смещений и т.д. в сновидении).
Картезианство,
распространяя представление о
воображаемой материи на строение вселенной,
порождает, по сути, все успехи
нововременной математики и физики и,
соответственно, механики и техники – т.е.
воздействует на мир практически,
вынося за скобки его реальность. Фрейд же практически
воздействует на пациентов
– при этом т.н. «психическая реальность»
сама по себе, или первое бессознательное,
остается за кадром. Но если в этом вопросе
Фрейд все же колеблется, то его знаменитый
последователь, Лакан, намеренно вводит в
свою триаду психического, наряду с «воображаемым»
и «символическим», понятие «реального» --
характеризуя его, Лакан постоянно
употребляет кантовский термин вещь-в-себе.
Он считает, что Реальное - это самая
сокровенная часть психики, всегда
ускользающая от образного представления и
от словесного описания; пытаясь выразить
реальное, мы теряем его, поскольку это то,
что мы никогда окончательно не сможем
узнать.
(В связи с этим не
удивительно, что один из авторитетных
представителей современной эго-психологии
Дж. Арлоу отрицает саму значимость понятия
«психическая реальность», считая его
анахронизмом. Гораздо более полезно, с его
точки зрения, исследовать в каждом случае
конкретные переплетения влечений и защит,
фантазий и внешнего восприятия,
воспоминаний и мыслительных представлений.)
Забавно,
что Лакан издевается над Декартом,
противопоставляя ему Фрейда. "Cogito
ergo sum"
для Лакана
- воплощение
пошлой "самоуверенности
дантиста", уверенности в том, что
сознание прозрачно для самого себя. По
Лакану, либидо, открытое Фрейдом,
превратило дантиста в творца. Однако анализ
показывает, что по сути
своего метода -- введения воображаемой
материи между непознаваемой реальностью и
т.н. «вторичными качествами» – Фрейд самый
настоящий картезианец. Существенная
разница в другом. Вспомним Пенелопу: для нее
непостижимая реальность -- это сновидение.
Для Декарта, наоборот, сновидение прозрачно,
а непостижимая реальность располагается в
яви. Фрейд же постулирует присутствие этой
реальности и в сновидении и в яви – но не вне
меня, а внутри.
Поэтому по методу Фрейд – картезианец, а
относительно признания непостижимой
реальности оказывается отчасти
последователем Пенелопы – или Гомера.
5.Бодрийяр и Исида.
Если продолжить
античную тему, можно вспомнить, что Фрейд
сравнивает бессознательные желания с
Титанами греческих мифов. Однако в «Толковании
сновидений» есть и такая, отнюдь не
античная, метафора: дневная мысль играет
для сновидения роль предпринимателя,
которому нужен капитал. Таким капиталом
являются желания из сферы бессознательного.
Предприниматель – дневная деятельность –
пользуется капиталом – бессознательным
желанием, и тогда сновидение оказывается
продуктом производства, суть которого –
работа цензуры, смещений, сгущений и т.д. (с.
507). Возникновение сновидения оказывается
капиталистическим производственным
процессом, где прибылью является
извлеченный из сновидения смысл. Эта
метафора показывает, насколько прагматично
относится Фрейд к сновидению, стараясь
избавиться от его обольщений.
Одно из главных
стараний современной, прежде всего
французской, философии – попытка
избавиться как раз от подобной прагматики и
признать власть обольщения, соблазна. Это
значит, что нужно убрать интеллектуальную
мембрану -- поставщика смыслов и сущностей,
снять разделение на глубину и поверхность и
утвердить власть видимости, симулякра –
говоря языком классической философии,
власть чувственных образов и вторичных
качеств. Необходимо отказаться от поисков т.н.
подлинных смыслов – ведь даже
бессознательные желания в свете таких
поисков оказываются всего лишь
капиталистическими инвестициями.
Бодрийяр в «Соблазне»
так описывает обольстительницу: «Обольстительница,
подобно истеричке, прикидывается
бессмертной, вечно юной, знать не знающей
никакого завтра… выживает она как раз
потому, что остается вне психологии, вне
смысла, вне желания. Людей больше всего
убивает и грузит смысл, который они придают
своим поступкам – обольстительница же не
вкладывает никакого смысла в то, что делает,
и не взваливает на себя бремени желания.
Даже если она пытается объяснить свои
действия теми или иными причинами и
мотивами, с сознанием вины или цинично, --
все это лишь очередная ловушка – последняя
же ловушка заключается в ее требовании
разъяснений относительно себя самой: «Скажи
мне, кто я такая», когда она никто и ничто,
безразлична к тому, кто и что она есть, когда
она существует имманентно, без памяти и без
истории, а сила ее как раз в том, что она
просто есть, ироничная и неуловимая, слепая
к собственному существу… – «Я бессмертна»,
иными словами неуемна (с. 158-159).
Это описание
обольстительницы очень похоже на описание
той колдуньи-материи, которую рисует нам
платоническая традиция. Плутарх называет
эту обольстительницу-материю Исидой – она
всегда под покрывалом, она -- властительница
над видимостями -- всегда в обличье, она
никогда не показывает своего лица, она
неуловима и бессмертна… И одновременно так
можно описать сновидение и положить это
описание в основу нового фундаментального
трактата о снах – но это будет не «Толкование
сновидений», а «Обольщение сновидением».