Составил А.А. Олейников |
|
Курс
лекций и семинарских занятий по
Интеллектуальной истории Европы входит в
число дисциплин
специализации «Историческая
культурология (история культуры)» в
образовательной программе по
специальности 520100 - «Культурология».
Данный курс предлагается магистрам
1 курса РАШ, специализации 520105 «Историческая
культурология (история культуры)».
Предметом курса является изучение новоевропейской интеллектуальной традиции, сделавшей опыт одной из главнейших категорий современной культуры, но также ответственной за превращение его в одно из «наиболее смутных понятий» (по словам Х.-Г. Гадамера), которым мы продолжаем пользоваться.
Целью
курса является
формирование у магистрантов способности к
критическому анализу той или иной
культурной прагматики, которая вызывает к
жизни понятие «опыт» и задает границы его
осмысленному употреблению. Курс призван
проблематизировать употребление этого
понятия в известных нам философских и
историко-культурных контекстах, но вместе
с тем и указать на возможность новых
подходов в его осмыслении.
Практические
задачи курса заключаются
в ознакомлении магистрантов с текстами
важнейших работ, созданных по теме
настоящего курса, и их обсуждении в ходе
семинарских занятий.
Новизна данного курса состоит в том, что в нем предлагается рассматривать опыт как категорию мышления с исторически изменчивым содержанием. Одним из принципиальных положений курса является то, что культура (и даже культ) опыта возникает в Новое время. Кроме того, обращается специальное внимание на религиозные истоки новоевропейской идеи опыта. Все это позволяет говорить, что предлагаемый курс выстраивается на основаниях, во многом противоположных феноменологической или экзистенциальной философии, инструментарий которых часто рассматривается как наиболее приспособленный для анализа границ и возможностей человеческого опыта. Однако в данном курсе в центре изучения находится не опыт сам по себе (что, в любом случае, есть спекулятивная конструкция), но традиция его смыслополагания и истолкования. Стоит также отметить, что замысел курса позволяет произвести культурологическую интеграцию тех дискурсов опыта (а именно, религиозного, эстетического и политического), которые традиционно относились к ведомству разных гуманитарных дисциплин (соответственно, религиоведения, эстетики и политологии).
Используемые в курсе организационные формы – лекции и семинарские занятия – обозначены в тематическом плане (см. раздел программы «Тематический план»).
Формы контроля включают в себя текущий контроль: доклады и участие в дискуссиях на семинарах, и итоговый контроль: итоговый реферат по избранной теме (см. «Формы текущего и итогового контроля»).
Критерии оценки работы студента по курсу «Опыт как тема философских и историко-культурных исследований Нового и Новейшего времени» приводятся в конце программы в разделе «Критерии оценки знаний, умений и навыков магистрантов».
Введение в общую проблематику курса: многозначность понятия опыта («внутренний» (Erlebnis) и «внешний» (Erfahrung) виды опыта); различение понятий «опыт» и «знание». Предпосылки, позволяющие рассматривать интеллектуальную рефлексию опыта в качестве отдельного предмета историко-философского и историко-культурного анализа. Представление различных теоретических подходов, сложившихся на сегодняшний день в данной проблематике: «опыт» в школе американской интеллектуальной истории (на примере книги Мартина Джея «Песни опыта: современные американские и европейские вариации на одну универсальную тему»); «опыт» в школе культурной антропологии (на примере сборника статей «Антропология опыта», вышедшего под редакцией Виктора Тёрнера); «опыт» в традиции философской герменевтики (на примере книги Ханса-Георга Гадамера «Истина и метод»). Методологические преимущества и ограниченность данных подходов. Предпосылки, позволяющие говорить об опыте как о категории исторического мышления.
Тема 2. Опыт как предмет современной исторической теории.
Понятие исторической теории. Ее отличие от спекулятивной философии истории и от прескриптивной методологии истории. Проблема тематического изучения опыта в рамках исторической теории: нарратологический подход к истории (исследования А. Данто, Л. Минка, Х. Уайта) и редукция темы опыта к вопросам, связанным с выяснением идеологической и риторической ангажированности исторических сочинений. Тезис Луи Минка: «история не переживается, но рассказывается» и полемика, вызванная им. Внимание к теме аутентичного исторического опыта среди теоретиков феноменологической ориентации (Д. Карр, П. Рикёр). Ограниченность феноменологического подхода. Восстановление значения категории опыта в работах Р. Козеллека и Ф. Анкерсмита. Франклин Анкерсмит как теоретик «возвышенного» (sublime) исторического опыта.
Тема 3. Тема опыта в литературе и теории познания Нового времени.
Проблема соотношения понятий «опыт» и «познание» в античной и нововременной традиции. Размышления Джорджо Агамбена над этой проблемой. Влияние античного скептицизма на формирование нововременного представления об опыте. Рождение литературного жанра эссе и рефлексия над опытом у Мишеля Монтеня. Опыт-эксперимент в философии Фрэнсиса Бэкона. Превращение опыта в инструмент познания внутри традиции европейского эмпиризма. Окончательное познавательное переопределение функции опыта в трансцендентальной философии Иммануила Канта.
Тема 4. Религиозный опыт.
Опыт в мистериях и обрядах инициации, «лименальный опыт». Гностические обертоны новоевропейского рационализма. Опыт веры в протестантской традиции. Религия как моральный опыт в философии Канта. Пиетизм и его влияние на немецких контрпросветителей. «Религия сердца» Фридриха Шлейермахера и немецкий романтизм. Психология религиозного опыта в работах Уильяма Джеймса. Нуминозный опыт и предметность сакрального в работах Рудольфа Отто. Тема «внутреннего переживания» (Erlebnis) в работах Мартина Бубера.
Тема
5. Эстетический опыт.
Европейское просвещение и рождение эстетической теории. Аналитика эстетического суждения в «третьей критике» Канта. Тема происхождения и различения чувств «прекрасного» и «возвышенного» в философии Эдмунда Бёрка и Иммануила Канта. «Опыт» в «Письмах об эстетическом воспитании» Фридриха Шиллера. Романтики об эстетическом опыте. Проблема предметности эстетического опыта. «Искусство как опыт» Джона Дьюи. «Опыт» в «Эстетической теории» Теодора Адорно.
Тема 6. Опыт как предмет политической теории.
Э. Бёрк и тема политического опыта в консервативной традиции. Майкл Оукшот и неогегельянская критика политического рационализма. Влияние консервативной традиции истолкования политического опыта на британский марксизм. Раймонд Уильямс и гуманистическое течение в марксистской политической теории и культурной критике. Эдвард Томпсон и идея «классового опыта» в его исторических работах. Критика концепции опыта Уильямса и Томпсона со стороны «альтюссерианских» марксистов. Значение работ Жоржа Сореля и Карла Шмитта для теории политического опыта.
Тема 7. Суверенность индивидуального опыта? Аргументы «за» и «против» в философии и теории гуманитарного знания XX века.
Значение понятия «переживания» (Erlebnis) в философии и эпистемологии истории Вильгельма Дильтея. Культ понятия «переживание» в немецкой литературе первой четверти XX века. Критика этого понятия в работах Вальтера Беньямина. Беньяминовская концепция опыта. Кризис ценности индивидуального переживания в европейской интеллектуальной культуре послевоенного времени. Работа В. Беньямина «Опыт и нищета». Проблема передачи травматического опыта в исторических и художественных сочинениях. Джоан Скотт и ее критика модернистской идеологии в работе «Очевидность опыта». Дискредитация модернистской идеи опыта в работах Жана-Франсуа Лиотара и Жака Деррида.
Тема 8. Тематизация пограничных и трансгрессивных видов опыта в новейшей интеллектуальной культуре.
Изучение сакрального во французском Коллеже Социологии. «Сакральное» в работах Роже Кайуа и Жоржа Батая. Концепция «внутреннего опыта» у Ж. Батая. Тема взаимосвязи опыта и сообщества в работах Ж. Батая, Жана-Люка Нанси и Мориса Бланшо. «Возвышенное» в работах Ж.-Л. Нанси и Филиппа Лаку-Лабарта. Мишель Фуко о пограничных видах опыта. «Опыт» в «Детстве и Истории» и «Человеке сакральном» Джорджо Агамбена.
Источники
и литература к отдельным темам
1. Анкерсмит Ф. Феноменология исторического опыта. // Анкерсмит Ф. Взлет и падение и метафоры. М., 2003.
2. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001
3. Барт Р. Эффект реальности. // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989
4. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
5. Беньямин В. Рассказчик. Опыт и скудость. // Беньямин В. Озарения. М., 2000.
6. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
7. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.,1993.
8. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., 1998.
9. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
10. Бэкон Ф. Новый Органон. // Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт., т. 1, М., 1977-78.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
12. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1997.
13. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
14. Дильтей В. Введение в науки о духе // Соч.: В 6 т. М., 2000. Т.1.
15. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.
16. Жирмундский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб. 1997.
17. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003.
18. Кант И. Критика эстетической способности суждения. // Кант И. Критика способности суждения. т. 5. Соч. в 8 тт. М., 1994.
19. Кассирер Э. Философия просвещения. М., 2004.
20. Коллеж социологии. СПб., 2004.
21. Маккинтайр А. После добродетели. Екатеринбург, 2000.
22. Меннингхаус В. Между подчинением и сопротивлением: Сила и насилие в теориях возвышенного Лонгина и Канта. // Немецкое философское литературоведение наших дней. СПб., 2001.
23.
Монтень М. О раскаянии. Об опыте. //
Монтень М. Опыты. Соч. в 3-х тт., т.
24. Оукшот М. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002.
25. Фрейд З. Жуткое. // Фрейд З. Художник и фантазирование, М., 1995.
26. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
27.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом
воспитании человека. Собр. соч., т.
28. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1994.
29. Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.
30.
31.
32.
Ankersmit,
F.R. Sublime Historical Experience. Stanford, 2005.
33.
The Anthropology of Experience,
ed. by Victor W. Turner and Edward M. Bruner.
34.
Dewey, John. Art
as Experience. N-Y., 1998.
35.
Jay, Martin. Songs
of Experience. Modern American and Europian Variations on a Universal
Theme. UP of
36.
Koselleck,
Reinhart. Transformation of Experience and Methodological Change. //
The Practice of Conceptual History: Timing History, Spacing Concepts.
Stanford, 2002.
37.
White,
Heiden. The Modernist Event. // Figural Realism: Studies in the Mimesis
Effect (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1999)
Дополнительные
источники и литература
Аристотель.
Никомахова этика.
Поэтика.
// Аристотель.
Соч. в
4-х тт., т.
Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.
Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
Батай. Ж., Пеньо К., Сакральное. М., 2004.
Батай Ж. Проклятая доля. М. 2003.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. М., 1992.
Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
Гинзбург К. Приметы: уликовая парадигма и ее корни. // Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М., 2004.
Декарт
Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. в
2-х тт., т.
Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.
Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.
Катасонов В. Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Религиозно-философские истоки науки Нового времени. М., 1997.
Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1-2. СПб., 2000.
Тернер В. Символ и ритуал. М, 1983.
Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.
Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997.
Штирле, К. История как exemplum – exemplum как история: К вопросу о прагматике и поэтике повествовательных текстов. // Немецкое философское литературоведение наших дней. СПб., 2001.
Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 1998.
Probing
the Limits of Representation: Nazism and ‘Final Solution’,
ed. by Saul Friedlander. Harvard, 1992.
Примерные
темы рефератов
1. Опыт и предрассудок. Понятие «герменевтического опыта» у Х.-Г. Гадамера.
2. «Лименальный опыт» у В. Тёрнера.
3. Исторический опыт в трактовке Ф. Анкерсмита.
4. Специфика жанра эссе и размышления М. Монтеня об опыте.
5. Ф. Бэкон об опыте.
6. Опыт веры в пиетизме и в трактовке Ф. Шлейермахера.
7. Э. Бёрк и И. Кант о возвышенном.
8. Тема сакрального у Р. Кайуа и Ж. Батая.
9. Пограничный опыт в трактовке М. Фуко
10. Травматический опыт и его репрезентация.
– не менее двух докладов на семинарских занятиях
– участие в семинарских дискуссиях
– реферат по избранной теме
Итоговая
оценка складывается из ста (100) баллов. 5
баллов за посещение занятий в семестре, 50
баллов за текущую работу в форме докладов
и семинарских дискуссий, и не менее 45
баллов за итоговую аттестационную работу (реферат
по выбранной теме).
Баллы за текущую работу по курсу текущего контроля распределяются следующим образом:
Доклад – 20 баллов
Текущая работа на семинарах – 30 баллов.
Критерии итоговой оценки:
90-100%
- отлично
75-90% - хорошо
60-74% - удовлетворительно
ниже 60% - неудовлетворительно
№ |
Название
темы |
Количество
аудиторных занятий |
||
Лекций
(часов) |
Семинаров
(часов) |
Всего
часов |
||
1.
|
Опыт как
специфическая категория
новоевропейской мысли. |
2 |
2 |
4 |
2. |
Опыт как предмет
современной исторической теории. |
2 |
2 |
4 |
3.
|
Тема опыта в литературе и теории познания Нового времени. |
2 |
2 |
4 |
4. |
Религиозный опыт. |
2 |
2 |
4 |
5. |
Эстетический опыт. |
2 |
2 |
4 |
6.
|
Опыт как предмет политической теории. |
2 |
2 |
4 |
7. |
Суверенность
индивидуального опыта? Аргументы «за»
и «против» в философии и теории
гуманитарного знания XX
века. |
2 |
2 |
4 |
8.
|
Тематизация
пограничных и трансгрессивных видов
опыта в новейшей интеллектуальной
культуре. |
2 |
2 |
4 |