Методология современного литературоведения Программа курса Составила
Е.В. Глухова |
|
Курс
лекций и семинарских занятий «Методология
современного литературоведения» входит
в число дополнительных дисциплин
специализации «Историческая
культурология (история культуры)» в
образовательной программе по
специальности 520100 - «Культурология».
Данный курс предлагается магистрам
1 курса РАШ, специализации 520105 «Историческая
культурология (история культуры)».
Предметом
изучения является методология российского
литературоведения, в соотнесении с
развитием современного западно-европейского
литературоведения.
Целью курса является формирование у
магистранта навыков литературоведческого
анализа текста, что позволит
специалисту работать не только с
текстом литературного произведения, но и
оперировать методикой анализа любого
письменного текста. Магистрант также
ознакомится с историей формирования
различных направлений в науке о литературе.
Практические
задачи курса – в сжатой форме
познакомить слушателей с проблемным полем
и исследовательским аппаратом
литературоведения с учетом истории и
современного состояния дисциплины в
отечественной и зарубежной науке;
выработка навыков анализа художественного
текста; интерпретация
научных текстов, посвященных
литературоведческой практике.
Новизна
данного курса состоит, в частности, в том,
что методология современного
литературоведения рассматривается не в
рамках общего курса “Теория литературы»,
как это обычно практикуется на
филологических факультетах гуманитарных
вузов, а включает в себя несколько аспектов:
соотнесение достижений отечественного
литературоведения с западно-европейской
проблематикой смежных дисциплин: как науки
о литературе, так и философии; умение
анализировать любой письменный текст в
рамках разных методологических
направлений в литературоведении. Таким
образом данный курс включается в широкий
контекст смежных гуманитарных дисциплин,
таких как история и теория литературы,
история языка и история культуры. В
качестве материала для изучения избран
корпус текстов как русской, так и античной
литературы. В курсе рассматриваются не
только теоретические аспекты методологии
литературоведения, но и вырабатываются
навыки анализа текста.
По
окончании работы над
курсом магистрант
должен приобрести общее
представление о методологии современного
литературоведения. Он должен приобрести и
укрепить умения и
навыки филологического анализа текста.
Используемые
в курсе организационные формы – лекции и
семинарские занятия – обозначены в
тематическом плане (см. раздел программы «Тематический
план курса «Методология современного
литературоведения»).
Формы
контроля
включают в себя текущий
контроль: доклады и участие в дискуссиях на
семинарах, и итоговый
контроль: итоговый реферат по избранной
теме (см. «Формы
текущего и итогового контроля»).
Критерии
оценки работы
студента по курсу «Методология
современного литературоведения»
приводятся в конце программы в разделе «Критерии
оценки знаний студентов».
Тема 1.
Развитие науки о литературе.
Сравнительно-историческое направление. А.А.
Веселовский.
Литературоведение
и смежные научные дисциплины: лингвистика,
история, психоанализ, эстетика, семиотика,
типология культуры. Зарождение науки о
литературе в середине 19 в. Культурно-историческая
школа (И.Тэн, Ф. Брюнетьер, А.Н. Пыпин, Н.С.
Тихонравов) – установка на исторический
субъект литературы; литература как
отражение состояния общества, позитивизм.
Сравнительно-историческое
направление: А.А. Веселовский. Зарождение
истории «всеобщей» литературы. Фольклор и
этнография. Теория бродячих сюжетов (теория
заимствования). Форма произведений:
сюжетность, образность, стилистика. Сюжет и
мотив. Психологический параллелизм.
Тема 2. Теоретическая
поэтика А.А. Потебни.
Философия
языка А.А. Потебни. Теоретическая поэтика:
язык художественных произведений.
Семиотическая проблематика:
взаимоотношение языка и искусства;
соотношение языка и мышления. «Внутренняя
форма» («представление», «знак») слова и
художественного произведения. Проблема
двух типов мышления: мифического и
поэтического. Значение теории Потебни для
модернистской литературы начала 20 в. (А.
Белый, Вяч. Иванов: теория слова-мифа).
Тема 3. Формальный
метод в литературоведении.
Формальный
метод в литературоведении. ОПОЯЗ.
Исследования в области звуковой природы
стиха. Подтекст, интертекст. «Поэтическая
семантика» (Тынянов). Литературный факт и
литературная эволюция. Понятие материала в
ОПОЯЗе. Художественный прием. Персонаж,
герой (Тынянов). Сюжетное построение и
мотивировка (Якобсон, Томашевский).
Тема 4. В.Я. Пропп:
морфология волшебной сказки.
Опыт
структурного подхода к изучению
фольклорного материала: морфология
волшебной сказки В.Я. Проппа. Система
мотивов. Возможности приложения
структурного исследовния волшебной сказки
к другим литературным жанрам (роман).
Пространственно-временная модель сказки и
ее аналогии в текстах художественной
литературы. Жанры сказки: волшебные,
новеллистические, кумулятивные, о животных.
Вариации сюжетной типологии сказки.
Тема
5. М. М. Бахтин о проблемах поэтики Ф.М.
Достоевского.
Работы
М. М. Бахтина: автор и герой в художественном
тексте. Понятие полифонии и контрапункта в
романах Ф.М. Достоевского. Иерархия
сюжетных функций и иерархия высказываний.
Система персонажей как способ выражения
авторской позиции. Пространство и время
текста. Уровни понимания в гуманитарных
науках: «свое» и «чужое» слово в тексте.
Разрушение поэтики: от Бахтина – к
поструктурализму (Ю.Кристева).
Тема
6. Тартуско-московская семиотическая школа
и анализ поэтического текста.
Семиология Ф. де Соссюра. Язык и речь. Синхрония и диахрония. Значение и значимость. Парадигматика и синтагматика. Коннотативные семиотики и метаязыки. Структура знака по Л. Ельмслеву (материал, субстанция и форма; план содержания и план выражения).
Понятие текста в семиотике тартуской школы. Работы Ю.М. Лотмана. В.Н. Топоров, В.М. Живов).Текст культуры. Семиотическая неоднородность текста. Текст в тексте. Соотношение системы (кода) и текста (сообщения). Особенности структуралистской методики анализа текста.
Тема 7.
Текстология и генетическая критика во
Франции.
Понятие текста в современной
текстологии и французской генетической
критике (А. Грезийон, Ж.Левайан, Ж. Бельмен-Ноэль).
Анализ рукописей и генезис произведения.
Понятие гипертекста. Авантекст.
Генетический метатекст.
Источники
1.
Апулей. Золотой
осел. (любое издание)
2.
Ф.М. Достоевский.
Идиот (по
академическому собр. Соч.)
3.
Ф.М. Достоевский.
Преступление и наказание (любое издание).
Общие
работы
Бахтин
М. Проблемы поэтики Достоевского.(любое
издание).
Веселовский А.А. Психологический
параллелизм и его формы в отражениях
поэтического стиля.// Веселовский А.А.
Историческая поэтика. М., 1989.
Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.,1974.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.,1984.
Генетическая
критика во Франции: Антология. М., 1999.
Жирмунский
В.М. Теория стиха (Введение в метрику; рифма,
ее история и теория; композиция лирических
стихотворений). Л.,1975.
Лотман
Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970.
Лотман
Ю.М.
Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 39 - 103.
Материалы
к словарю терминов Тартуско - Московской
семиотической школы. Tartu Semiotics Library 2. Tartu 1999.
Потебня
А.А. Из лекций по теории словесности//
Потебня А.А. Теоретическая поэтика.М., 1990.
Пропп
В.Я. Морфология сказки (любое издание).
Пропп
В.Я. исторические корни волшебной сказки (любое
издание).
Структурализм:
“за" и “против”. М.: Прогресс, 1975. С. 203 - 206,
215 - 228.
Семиотика.
М.,1983.
Тынянов Ю.М. Проблемы стихотворного языка. М.,1964. Или по изданию: Тынянов Ю.М. Литературный факт. М.,1993.
Тынянов
Ю.Н. Теория литературы. Поэтика. Кино. М:
Наука, 1978.
Хализев
В.Е.
Композиция. Значение термина. Повторы и
вариации. Мотив // Хализев
В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа,
1998. С. 262 - 268.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М.,1972. Или: СПб.,1996.
Шкловский
В. Гамбургский счет: Статьи-воспоминания-эссе
(1914-1933). М: Советский писатель, 1990.
Эткинд
Е.
Приращение смысла // Эткинд
Е. Материя стиха. М.: Гуманитарный союз,
1998. С. 16 - 38.
Дополнительная
литература.
Гаспаров
М.Л. «Анализ поэтического текста» Ю.М.
Лотмана: 1960–1990-е годы //Лотмановский
сборник
Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра: к семантике русского трехстопного ямба // Лингвистика и поэтика. М.,1979. С.282 - 308.
Гаспаров
М.Л. Ритмический словарь и ритмико-синтаксические
клише // Проблемы структурной лингвистики -
Гаспаров
М.Л. Фет безглагольный // Литературная учеба.
1979. № 4. С.216 - 220. Или по изданиям: Ново-Басманная,
Гинзбург
Л. О
структуре литературного персонажа //
Искусство слова. Сб. ст. к 80-летию Д.Д.
Благого. М.: Наука, 1973. С. 376 - 388.
Томашевский
Б.В.
Фабула и сюжет // Томашевский
Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.:
Аспект пресс, 1996. С. 179 - 190.
Гаспаров М.Л. К анализу композиции лирического стихотворения // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.
Якобсон
Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии //
Семиотика. М.,1983. С.462 - 482.
Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворения: 1. “Воспоминания» Пушкина // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 26 - 45.
Барт
Р.
Введение в структурный анализ
повествовательных текстов // Зарубежная
эстетика и теория литературы XIX - XX веков. М.,
1987. С. 387 - 422.
Тема 1. Понятие мифа и
слова в теории поэтики А. А. Потебни.
Вопросы
к тематическому обсуждению:
1.
Мышление
поэтическое и мифическое;
2.
Характер
мифического мышления;
3.
Миф и слово;
4.
Об участии языка в
образовании мифов.
Литература.
Потебня
А.А. Из лекций по теории словесности//
Потебня А.А. Теоретическая поэтика.М., 1990.
Белый
А. Мысль и язык.
Белый
А. Жезл Аарона.
Тема
2. Жанр оды в литературе.
Вопросы
к тематическому обсуждению:
1.
Анализ композиции оды в 18 в. (Ломоносов,
Державин); в 19 в. (Пушкин); в 20 в. (Мандельштам).
Литература:
Ю.
Тынянов. Ода как ораторский жанр// Тынянов Ю.Н. Теория
литературы. Поэтика. Кино. М: Наука, 1978.
Тема 3. Структура
волшебной сказки
Вопросы
к тематическому обсуждению:
В
романе Апулея «Золотой осел» найти
мотивные структуры волшебной сказки.
Какие
тексты современной литературы имеют
подобную мотивную организацию волшебной
сказки?
Литература.
Апулей.
Золотой осел.
Пропп
В. Я. Морфология волшебной сказки.
Пропп В.Я. Русская сказка.
Тема 4. Звуковой анализ
поэтического текста. Семантический ореол
метра.
Вопросы
к тематическому обсуждению:
1.
Анализ звуковой
семантики стихотворных текстов (Бальмонт,
Блок, Мандельштам).
2.
Семантический
ореол метра.
Литература.
Ю.
Тынянов. Проблема стиховой семантики.
Тынянов
Ю.М. Проблемы стихотворного языка. М.,1964. Или
по изданию: Тынянов Ю.М. Литературный факт.
М.,1993.
Гаспаров
М.Л. Семантический ореол метра: к семантике
русского трехстопного ямба // Лингвистика и
поэтика. М.,1979. С.282 - 308.
Эткинд
Е. Приращение смысла // Эткинд Е. Материя стиха. М.:
Гуманитарный союз, 1998. С. 16 - 38.
Жирмунский
В.М. Теория стиха (Введение в метрику; рифма,
ее история и теория; композиция лирических
стихотворений). Л.,1975.
Тема
5. Структуралистский анализ поэтического
текста. Лингвистический анализ.
Вопросы
к тематическому обсуждению:
Уровни
поэтического текста и их взаимодействие.
Композиция
стихотворения.
Повторы
в поэтическом тексте: их виды и
смыслообразующие функции.
“Автоматизация”
и “деавтоматизация” как механизм
создания смысла поэтического текста.
Литература.
Гаспаров
М.Л. К анализу композиции лирического
стихотворения // Целостность
художественного произведения и проблемы
его анализа в школьном и вузовском изучении
литературы. Донецк, 1977.
М.Л.
Гаспаров. «АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА» Ю. М. ЛОТМАНА:
1960–1990-е годы //Лотмановский сборник
Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворения: 1. “Воспоминания» Пушкина // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 26 - 45.
Лотман
Ю.М.
Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 39 - 103.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М.,1972. Или: СПб.,1996.
Жирмунский
В.М. Теория стиха (Введение в метрику; рифма,
ее история и теория; композиция лирических
стихотворений). Л.,1975.
Тема 6. Авантекст и его
составляющие. Текст-генезис.
Вопросы
к тематическому обсуждению:
Черновики
Ф.М. Достоевского к роману «Идиот»
Эволюция
авторского замысла: от замысла романа о
Христе – к роману о чудаке Мышкине.
Особенности
имени главного персонажа (черновики и
роман).
Литература.
Генетическая
критика во Франции: Антология. М., 1999.
Темы
рефератов.
Андрей
Белый о Потебне.
Композиция
поэтического произведения.
Уровни
поэтического текста.
Фабула
и сюжет в формализме.
Особенности
структуры художественного текста.
Ю.
Кристева о методе М.Бахтина.
Типология
русской сказки по В.Я. Проппу.
Основные
понятия генетической критики во Франции.
Формы
текущего контроля
–
не менее двух
докладов на
семинарских занятиях
–
участие в
семинарских дискуссиях
Формы
итогового контроля
–
реферат по
избранной теме
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ
Итоговая оценка складывается из ста (100)
баллов. 5 баллов за посещение занятий в
семестре, 50 баллов за текущую работу в форме
докладов и семинарских дискуссий, и не
менее 45 баллов за итоговую аттестационную
работу (реферат по выбранной теме).
Баллы
за текущую работу по курсу текущего
контроля распределяются следующим образом:
Доклад
– 20 баллов
Текущая
работа на семинарах – 30 баллов.
Критерии итоговой
оценки:
90-100%
- отлично
75-90%
- хорошо
60-74%
- удовлетворительно
ниже
60% - неудовлетворительно.
Тематический план
№ |
Название
темы |
Количество
аудиторных занятий |
||
Лекций
(часов) |
Семинаров
(часов) |
Всего
часов |
||
1.
|
Развитие
науки о литературе. Сравнительно-историческое
направление. А.А. Веселовский |
2 |
|
2 |
2. |
Теоретическая
поэтика А.А. Потебни |
2 |
2 |
4 |
3. |
Формальный метод в
литературоведении |
2 |
2 |
4 |
4. |
В.Я. Пропп: морфология
волшебной сказки |
2 |
2 |
4 |
5.
4 |
М. М. Бахтин о проблемах поэтики Ф.М.
Достоевского |
2 |
|
2 |
6. |
Тартуско-московская
семиотическая школа и анализ
поэтического текста |
2 |
4 |
6 |
7. |
Текстология и генетическая критика во
Франции |
2 |
2 |
4 |
|
Итого |
|
|
26 |