Гуманистика
в XXI веке: Аннотация курса. |
|
Этот курс, рассчитанный на 3 занятия, рассматривает ситуацию в гуманитарных науках после постструктурализма и очерчивает дальнейшие пути гуманитарного сознания в 21-ом веке. Особый упор делается на ценностные и творческие аспекты научного мышления, на гуманитарные технологии, преобразующие те предметные сферы, которые данными науками изучаются. Задача курса - системное освоение "возможностных" понятий, терминов и методологических подходов, расширяющих границы существующих гуманитарных дисциплин и генерирующих новые проблемные и дисциплинарные области (например, экофилология, транслингвистика, технософия, стереоэтика).
Первое занятие посвящено общей характеристике современной ситуации в гуманитарных науках, в частности, понятиям научности и гуманитарности, а также теоретической проблеме универсальных ценностей, открытости и взаимодействия культур. Второе занятие акцентирует филологическую проблематику: как с появлением новых информационных технологиий меняются понятия текста и методы интерпретации. Третье занятие сосредоточено на философской проблематике обновления гуманитарных наук, смене модальностей мышления и языка.
Занятие 1. Познавательная и творческая специфика гуманистики. Гуманитарные науки и технологии.
Соотношение знания и мышления в науке. Концептивизм - метод зачинающих понятий. Ситуация в гуманитарных науках на исходе постструктурализма и постмодернизма. Что приходит после "пост-". Гуманитарные технологии и культуроника - практическое измерение гуманитарных теорий. Трансдисциплины, преобразующие то, что они изучают. Ценностный потенциал теорий. Модели взаимоотношения культур. Глобальная культура - мультикультурализм - транскультура. От плюрализма - к диалогу и критической универсальности.
Занятие 2. Текст в эпоху интернета. От анализа к синтезу языка.
Текстоиды, надтексты, мегатексты... Перформативность интерпретации. Трансформативные и контраформативные высказывания и их важность для гуманитарного дискурса. Стереотекстуальность, взаимодополнительность языков в тексте. Текст и внетекстуальная среда. Знаки пробелов и экология текста (экофилология). Частотный словарь и философская картина мира. Проективный словарь и виртуальное состояние языка. Транслингвистика, транспоэтика, творческая филология.
Занятие 3. Философские предпосылки новой гуманистики.
Три эпохи философского развития. Модальности гуманитарного дискурса. Специфика и задачи современного этапа в развитии философии. Переход от аналитизма к синтезу. Роль гипотезы. Чем интересные теории отличаются от неинтересных. Новая гуманитарная методология: потенциация vs деконструкция. Возможностная этика и культурология. Техника и софия. Как рождаются новые гуманитарные дисциплины. Гуманология - наука о трансформациях человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума.
Литература:
М. Эпштейн. Философия возможного. СПб, Алетейя, 2001.
Проективный философский словарь. Новые термины и понятия, под ред. Г.Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб., Алетейя, 2003.
М. Эпштейн. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., Новое литературное обозрение, 2004.
См. фото.
Купить продукты Фаматек Трейд