Курсы лекций Вяч. Вс. Иванова(апрель - май 2005 г.) |
Лекции будут прочитаны по вторникам, начиная с 19 апреля, до конца мая или начала июня 2005 г. В апреле-июне по каждой из тем будет проведен семинар с обсуждением прочитанной слушателями литературы, список прилагается.
Лекции состоятся в 14:30, в "аспирантской" аудитории (445; гл. корпус РГГУ, 4 этаж)
1. Дуальная организация и дуалистическая мифология. Работы французской социологической школы. Австралийские системы (19 апреля)
Антропологические
характеристики, сопряженные с двоичностью,
и характер их связи друг с другом.
Возможность строгой импликации: если в
обществе есть дуальная организация (наличие
двух экзогамных половин, связанных
брачными отношениями, шутовской или
ритуальной враждебностью и взаимным
обслуживанием), то с ней соотносится
дуальная мифология (в частности,
представление о двух божественных
близнецах-родоначальниках племени и/или
главных началах мироздания) и институт двух
священных царей (вождей). Существование
одной или двух таких характеристик без
полной строгой импликации создает
необходимость диахронической и
синхронической интерпретации «вырожденной»
(неполной) дуальной системы, при которой
есть только некоторые из перечисленных
черт и одна невыводима прямо из другой.
Краткая предыстория вопроса.
Работы французской
социологической школы – Дюркгейм и Мосс о
системах примитивной
классификации (1903). Австралийские системы
как классический
пример страны дуальных
половин (современный их анализ ведется в
терминах дискретной математики: алгебра
родства, см о системах с предписанным
браком Уайт 1973). Работа Эрца о преобладании
правой руки как проявлении религиозной
полярности (1909). Биологическое и культурно-историческое
понимание правшества и левшества: проблема
генетической передачи левшества.
Культурные зоны мира с инверсией
противопоставления правый-левый. Этимология названий рук в
разных языках: «правый» как «правильный,
верный»; замены терминов и табу.
2. Хокарт и типология дуальных этнологических структур.
Сведения о жизни, полевых исследованиях и трудах Хокарта. Хокарт как предшественник структурной антропологии. Понимание Хокартом лингвистики как модели точной гуманитарной науки (аналогия с А.А. Потебней), реконструкция в лингвистике, палеонтологии и антропологии. Хокарт на островах Фиджи как Гоген на Таити: примитивные культуры для него становятся точкой отсчета. Значение царского ритуала на Фиджи как архетипа у Хокарта. Работа Хокарта об островах Фиджи - опыт построения системы антропологии как точной науки (сопоставление с «Этикой» Спинозы) Использование структурной схемы в книге о царствовании (ритуал коронации в соотнесении с ритуалом инициации, сходство с ранними работами В.Я.Проппа). Чисто ритуальная роль священного царя и его «советников», идея позднего возникновения государственных структур и биологические аналогии (изменение функций уже существующих органов), сравнение с выводом о преодолении вожаческой тенденции у русского зоопсихолога Вагнера. Исследования (в том числе археологические) Хокарта на Шри Ланке и гипотеза возникновения каст из социальных рангов (сопоставление с гипотезами поэта Н.С.Гумилева и Дюмезиля). Сравнение разных обществ и систем двоичных признаков, в них используемых, в книге Хокарта «Короли и советники» (1936). История и современность у Хокарта, ориентация книги против тоталитаризма и преувеличенности функций современного государства. Позднее новое открытие Хокарта и переиздание его трудов (Р.Нидхем). Хокарт сегодня.
3. Близнечные мифологии. А.М. Золотарев.
А.М.Золотарев и идея первичности культа близнецов; книга Харриса (1913; в особенности замечательна глава о божественных близнецах в латышских дайнах-народных песнях) и развитие его идей Золотаревым; гипотеза Харриса о роли Фомы (=«Близнеца») и апокрифическое (гностическое) коптское евангелие от Фомы. Идея городов близнецов (древний Сухум- Диоскурия времени Страбона как один из возможных примеров). Гипотеза Великого Страха перед близнецами и ее подтверждение данными приматологии (Тих о страхе пр рождении близнецов в обезьяньей стае). Реконструкция древнего отношения к близнецам и их родителям. Хокарт и Золотарев, влияние первого и параллельный ход работ; общий вывод о взаимосвязи дуальной организации и наличия двух вождей. Исследование дуализма на каждом из континентов. Работы Золотарева и других отечественных авторов о дуализме народов Сибири. Двоичность в структуре шаманского бубна и исследования С.В.Иванова о сибирском искусстве. Золотарев о происхождении евразийского мифа о возникновении Земли (твердой суши). Судьба самого Золотарева и книги Золотарева и ее ненапечатанные части. Проблем дуализма римских обрядов (Лупрекалии), тонкий анализ древнеегипетского мифа о Хоре и Сете, совпадающий с новейшими его истолкованиями. В какой мере реконструкция Золотарева универсальна и приложима к разным обществам.
4. «Палеонтология любви и ненависти» (В.И. Абаев). М.М. Бахтин и двоичные оппозиции в карнавале.
Исследование иррационального в значениях слов; поток сознания у Джойса и подход к киноязыку у Эйзенштейна и к языковым значениям у работавших с ним ученых (Марр, «комплексное» мышление по Выгодскому и данные нейролингвистики, Лурия). Фрейд об амбивалентности символов подсознательного и отражении этого в семантике языка, критика этой гипотезы в статье Бенвениста о психоанализе. Антиномии языка по Гумбольдту и выражение антиномий в языке. Антиномии Канта и их осмысление у священника Павла Флоренского. Карнавал и буффонада в античности: Ф.Зелинский, Анненский и Адриан Пиотровский. М.М.Бахтин и двоичные оппозиции в карнавале: книга о Рабле. Понимание Средневековья у Бахтина, ле Гоффа и Хойзинги. Инверсия бинарной оппозиции в карнавале. Смех над смертью как пример сложной трансформации двоичных оппозиций: Бахтин, Богатырев, С.Я.Лурье, Р.Якобсон («Средневековая старочешская мистерия»).
«В зашиту числа «2». Фонологические противопоставления и соответствия им в других языковых и антропологических структурах. Привативные фонологические оппозиции по князю Н.С. Трубецкому и их отличие от других типов оппозиций. Понятия маркированности и нейтрализации противопоставления. Архифонема, возникающая при нейтрализации привативного противопоставления фонем, по учению Пражского Лингвистического Кружка (гиперфонема Московской фонологической школы) . Одинаковость оппозиций по палатализации согласных в евразийском языковом союзе. Перенос понятия бинарной оппозиции на морфологию. Работа Р.Якобсона о бинарных признаках падежей. Понятие нулевого падежа. Описание категорий глагола по Якобсону. Распространение идеи двоичного противопоставления на языковую семантику и на другие гуманитарные науки. Оппозиции, намеченные А.Ф.Лосевым в ранних работах. Исследования Якобсона по мифологии (в частности, славянской). Интерпретация западнославянских имен богов. Споры вокруг бинаризма Якобсона. Критерии реальности оппозиций. Афазии, обучение ребенка языку. Число элементов и количество членов в отношениях между элементами разных уровней. Их отражение в письме. Якобсон о симметрии дальневосточного стиха в свете работы физиков – нобелевских лауреатов Ли и Ян(г)а о китайском орнаменте.
6. Двоичные оппозиции в работах Леви-Строса.
Истоки идей Леви-Строса: влияние психоанализа и сюрреализма, соотношение рационального метода и иррационального материала. Полевые исследования в Бразилии, «Печальные тропики». Мейбери-Льюис о диалектике бразильских дуалистических систем. Воздействие на Леви-Строса лекций Романа Якобсона во время 2 –ой Мировой войны в Нью-Йоркской Вольной Школе Высших Исследований. Пропп и Леви-Строс: есть ли различие между поздним формализмом и ранним структурализмом? Праформы в понимании Гете: «працветок» и архетип волшебной сказки по Проппу (ссылка Леви-Строса на д’Арси Томпсона). Современное понимание морфогенеза (Моно, Рене Том). Исследование систем родства и алгебраическая модель А.Вейля. Универсальность запрета инцеста и происхождение экзогамных половин. Основные признаки человека по Якобсону и Леви-Стросу. Модель и реальность в работе Леви-Строса о дуальной организации. Геометрические схемы дуальных поселений с точки зрения членов разных половин племени. Противопоставления типа сырой-вареный, видимый-невидимый (параллели у Потебни, Проппа и Голосовкера), мед-табак в книге «Мифологичные». Характер формальной записи. Леви-Строс и Шпет : сходства и различия.
7. Тернер и современная африканистика.
Двоичность
и троичность как проблема (ср. работы
Дюмезиля по индоевропейской мифологии).
Дуальные системы классификации в Африке и
их изучение (Р.Нидхем, Бейдельман), роль
соспоставлений с древнеегипетским
бинаризмом (Зете, Моренц, Фрэнкфорт). Возможна
ли диффузия дуализма из Египта? Цветовая
символика обрядов ндембу в изложении
Тернера, предметный характер воплощения
оппозиции сперма-кровь=
белый-красный. Цветовые различия в свете
нейропсихологии и нейролингвистики.
Противопоставления основных цветов, их
универсальный характер и вероятная
генетическая предопределенность.
Нечеткие (размытые) множества и цвета.
Карнавал в английском флоте на Рождество по
Тернеру. Позднейшие работы Тернера,
антропология коммуникации и театр, влияние
философии Дильтея. Создание собственного
театра как антропологической модели и как
эксперимент. От антропологии обряда к
антропологии театра.
Изучение трудов предшественников. Бинарные оппозиции в понимании Эйзенштейна. Влияние на него книги Гране о древнекитайской мысли. Оппозиция инь-ян в китайской эстетике и ее использование Эйзенштейном. Чет и нечет у Хлебникова: уравнения человеческой истории в «Досках судьбы».Основные семиотические комплексы в понимании В.Н.Топорова. Развитие идей Леруа-Гурана о пространственных зонах верхнепалеолитических пещер и их символике. От ранних мифологических описаний к историческим. Эпоха мирового дерева по Топорову. Сравнительное изучение буддийской символики. Нумерология (в особенности символ Третьего в индоевропейских традициях) по Топорову и анализ ранних систем числительных (Фролов о графике Палеолита). Реконструкция славянской мифологии и универсальный набор оппозиций. Лотман и функциональная асимметрия мозга.
9. Проблема симметрии в антропологии.
Психофизиологические основы симметрических отношений. Структура человеческого тела и мозга, функциональное противопоставление правого и левого полушарий, правой и левой руки, правого и левого глаза и зрительных полей, правого и левого уха. Основанные на этом экспериментальные методы. Расщепленный мозг, труды Сперри и сотрудников; односторонние электросудорожные шоки, работы Л.Я.Балонова и В.Л.Деглина. Как симметрии индивида накладываются на симметрические отношения между дуальными половинами в обществе и их мифологическими проекциями в религии этого общества? Усложнение симметрических отношений. Важность принципа нейтрализации противопоставлений. Дуализм религии ессеев и его преодоление в раннем хрстианстве. Смысл высказывания «нет эллина, нет иудея». Принцип дополнительности Бора (свет как волна и одновременно как частица), боровский пример из истории религии- дополнительность актера и зрителя, преломление этого у Будды. Устойчивость двухпартийной системы и ее антропологическое объяснение. Карнавал как обеспечение устойчивости. Семантика полярных эпитетов типа правый-левый, белый-красный. Противопоставления в истории искусства по Вельфлину. Праницы применимости бинарных оппозиций и ограничения приложения структурных методов. Использование теории катастроф.
А.М.Золотарев.
Родовой строй и первобытная
мифология. М.: Наука, 1964.
Вяч.
Вс. Иванов.
Дуальная организация первобытных народов и
происхождение дуалистических космогоний (рец.
на кн. Золотарев 1964).- Советская
археология, 1968, № 4,
с. 276-287.
Вяч.
Вс. Иванов.
Заметки
о типологическом и сравнительно-историческом
исследовании римской и индоевропейской
мифологии // Semeiotike.
Труды по знаковым системам. Т.4. Тарту, 1969, с.44-75.
Вяч.
Вс. Иванов.
Двоичная символическая
классификация в африканских и азиатских
традициях // Народы Азии и Африки. М., 1969, №5, с.105-115.
Вяч.
Вс. Иванов.
Бинарные структуры в
семиотических системах // Системные
исследования. Ежегодник 1972. М., с. 206-236;
Системные исследования. Ежегодник 1973. М., с.
214-221.
Вяч.
Вс. Иванов.
Нечет и чет.- Избр.труды по
семиотике и истории культуры. Т.I, М., 1998,с.379-602.
Вяч.
Вс. Иванов, В.Н.Топоров.
1) Славянские
языковые моделирующие семиотические
системы (Древний период). М., 1965.
Вяч.
Вс. Иванов, В.Н.Топоров.
Исследования
в области славянских древностей.
Лексические и фразеологические вопросы
славянских древностей и реконструкции
текстов. М., 1974.
Вяч.
Вс. Иванов, В.Н.Топоров.
К описанию некоторых кетских семиотических
систем.- // Semeiotike.
Труды по знаковым системам II. (Уч. Зап. Тарт. Гос. Ун-та),
1965, с.116-143.
М.Мосс.
Общество, обмен, личность. Труды по социальной антропологии.
Природа
и человек в религиозных представлениях
Сибири и Севера. Л.
1976.
В.Н.Топоров.
К реконструкции некоторых мифологических
представлений на материале буддийского
изобразительного искусства.-Народы
Азии и Африки, 1964, № 3.
В.Н.Топоров.
Заметки
о буддийском изобразительном искусстве в
связи с вопросом о семиотике
космологических представлений. - Уч. Зап.
Тартуск. Ун-та, вып.181 Semeiotike,Труды по
знаковым системам.
В.Н.Топоров.
Статьи
в энц. Мифы народов
мира (о числах, о животных).
Х.Уайт.
Модели систем родства с предписанным
браком.- В кн. : Математические
методы в социальных науках.М. 1973.
Э.Эванс-Притчард.
Нуэр.
B.Beck. Peasant
Sociey in Konku. A Study of Right and Left
Subcastes in
M.Fortes and E.E.
Evans-Pritchard (eds.)
African Political Systems.
R.Fox. Kinship
and Marriage.
A.M.Hocart. Kings and Councillors,
A.M.Hocart.
The Divinity of the Guest.- in: A.M.Hocart.
The Life-giving Myth and Other Essays.
D.Maybury-Lewis, and
U.Almagor (eds.). The
Attraction of the Opposites. Thought and
Society in a Dualistic mode.
R.Needham
(ed.). Right and Left: Essays on Dual Symbolic
Classification.
P.Radin.
The Winnebago
Tribe.
U.Schneider. Yama
und Yami.-Indo-Iranian Journal,vol.10, 1967, N1, pp1-32.
V.Turner. The
Anthropology of Performance;
V.Turner. From
Ritual to Theatre. The Human Seriousness of
Play.
D.Ward.
The Divine Twins. An Indo-European Myth in
German Tradition.
Часть первая. Западно-семитские литературы
(курс продолжится в сентябре 2005 г.)
1. Лекция: Финикийская культура и ее значение для древнего Средиземноморья.
Ханаанейские народы и языки. Финикийская культура и ее значение для древнего Средиземноморья. Бродель о финикийцах как первой волне колонизаторов-мореходов в начале 1-го тыс. до н.э.: соотношение с греками и этрусками, сопоставление с Голландией XVII в.н.э. Финикийцы во время переселений народов моря. Пути по Средиземноморью, сферы влияния и завоевания. Особенности кораблей и морских путешествий по Атлантическому и Тихому океанам. Бразильская надпись: фальшивка или (скорее) след первого открытия Америки финикийцами (след в античной литературе, гипотеза Вернадского). Основные черты искусства, ремесла и торговли. Взаимовлияние финикийской и греческой культур. Чем финикийский консонантно-силлабический алфавит оказался нужным для греков, характер его изменения при заимствовании. Дискретный принцип и его отражение на письме. Логический дискурс и следы иррационального. Финикийская и пуническая мифология, возможный ее след в литературе. Главные боги и их имена.
Семинар: работы Тураева (переизданы), работы по истории алфавита (Дерингер,Фридрих) и по сравнительному изучению семитских языков (Дьяконов, Гранде).
2. Лекция: Карфаген и Рим: столкновение культур.
Финикийцы в Северной Африке и Испании, на островах (Сардиния, Корсика, Сицилия). Карфаген и Рим: столкновение культур. Пунические войны. Сравнение каждой из враждующих сторон с другой. Торговый характер финансового капитализма Карфагена и малая продуктивность экономической системы. Историческая обреченность Карфагена и проблема человеческих жертвоприношений. Африка и границы тогдашней цивилизации. Усвоение греческой культуры и его темпы. Что римская культура могла заимствовать из пунической? Греческий, этрусский, карфагенский и римский театр. Что осталось в Северной Африке после уничтожения Карфагена? Пуническо-латинское двуязычие, его отражение в надписях. Продолжение пунической традиции вплоть до Блаженного Августина. Августин о пуническиз войнах и разрушении Карфагена.
Семинар: Финикийско-пуническая часть текста комедии Плавта «Пуниец».
3. Лекция: Пуническо-(финикийско-)этрусский симбиоз в древней Италии.
Сопоставительная характеристика этрусков, финикийцев и римлян. Этнические группы и их соотношения. Пуническо-(финикийско-)этрусский симбиоз в древней Италии. Характер и имена богов. Этрусская письменность в сравнении с финикийской. Данные о финикийско-этрусском языковом взаимодействии. Что мы знаем об этрусском языке, религии и культуре? Северо-кавказская макросемья и языки, в нее входящие. Восточные черты этрусской религии и культуры.
Семинар: Финикийский и этрусский тексты билингвы из Пирги.
4. Лекция: Типология двуязычных надписей и текстов.
Языковая характеристика Северной Сирии рубежа 1-го и 2-го тыс. до н.э. Иероглифический лувийский язык и письменность, его функции. Следы воздействия ранней хеттской традиции. Монументальный стиль лувийских иероглифических надписей. Соотношение хеттского (северно-анатолийского), лувийского (южно-анатолийского) и финикийского.
Семинар: двуязычная финикийско-иероглифическая лувийская надпись из Каратепе.
5. Лекция: Финикийская литература: современные данные.
Финикийская литература: современные данные. Что мы знаем о финикийской поэзии и ее соотношении с другими семитскими традициями. Стилистика надписей. Сопоставление с угаритскими текстами и с Библией. Что могло исчезнуть из собственно финикийских и пунических литературных текстов? Источники, возможности и ограничения реконструкции. Теория и практика реконструкций в гуманитарных науках. Лингвистическая реконструкция. Сравнительно-историческая внешняя и внутренняя реконструкция. Реконструкция и абдукция (сравнение с детективом).
Семинар: разбор текстов.
Основные черты угаритского клинописного алфавита. Многоязычные словари и билингвы из Угарита. Угаритский миф в хеттском пересказе, типология его сюжета и пути распространения. Общесемитские и западно-семитские черты угаритской мифологии. Анат и сходные женские образы богинь в других ближневосточных традициях. Эпос о Данеле. Мотив орлов и его типология.
Семинар: чтение отрывков.
7. Лекция: Что такое древнеханаанский?
Соотношение аккадских, западно-семитских и древнеегипетских языковых и этнических слоев в документах Амарнского архива. Вероятные параллели с Ветхим Заветом. Гипотеза Шилейко. Пареомиологические реконструкции.
Семинар: отрывки писем из Амарны.
8. Лекция: Древнеханаанский и эблаитский. Гипотеза М.Дахуда.
Значение Эблы для изучения Древнего Ближнего Востока и для исследования Библии. На скольких языках говорили и писали в Эбле (статья Гельба). Гипотеза М.Дахуда о сопоставлениях эблаитской традиции с другими ханаанейскими. Мифология Эблы и ее происхождение. Жанры литературных текстов из Эблы. Ритуалы из Эблы.
Семинар: мифологические тексты из Эблы.
И.Гельб.
Западносемитские силлабарии // Тайны
древних письмен, ред. И.М.Дьяконов. М., 1976, с.263-300.
И.М.
Дьяконов. Cемито= хамитские языки. М.:Наука,1965.
И.М.
Дьяконов. Языки Древней Передней
Азии. М.:Наука,1967, с.179-262, 329-429 и 468,473.
И.М.
Дьяконов. Люди города Ура. М. 1990.
И.М.
Дьяконов. Пути истории. М. 1994.
Вяч.Вс.
Иванов. О
возможности реконструкции литературы как
совокупности текстов.//
.- Избр.труды по семиотике и истории
культуры. Т.III,
М., 2004, с.142-162 (литература в посткриптумах).
М.Паллотино. Проблема
этрусского языка.//Тайны древних письмен, c.
349-379.
Иоганнес
Фридрих. Дешифровка
забытых письменностей и языков"
М. 2003
Иоганнес Фридрих. История
письма. М. 2001
D.
Diringer. Early Hebrew Script Versus Hebrew
Script, Essays and Studies Presented to
Edward
L. Greenstein. Autobiographies in Ancient Western
William
W. Hallo. The Context of Scripture.
Shlomo
Israe'el. The Amarna Letters from
Joseph Naveh.
Early History of the Alphabeth.
Simon
B. Parker. The Literature of Canaan, Ancient
Israel and
William
D. Whitt.
The Story of Semitic Alphabeth // Jack M.
Sasson. Civilization of the Ancient Near East. New-York, 1995.
14 июня, 15:00, в клубе « Круглый стол
(Серпуховский вал. д. 17, вход со
двора)
«Роль психоактивных
веществ (ПАВ)
и измененных состояний сознания
(ИСС)
в культуре»
под руководством
Вячеслава
Всеволодовича ИВАНОВА
· ПАВ
и ИСС: Сущность и границы
· ПАВ
и ИСС: Типология и прагматика
· ПАВ
и ИСС в сакральных и обрядовых
практиках
· ПАВ
и ИСС в современном мире:
психотехника и зависимости.