Бандуровский К.В. Введение в классическую философиюПрограмма курса лекций |
Тема 1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии
Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия как «беспредпосылочное» мышление. Критицизм философии. Специфика философского вопрошания.
Время
и причины возникновения философии. Мифология
как предфилософский тип мировоззрения.
Отношение мифологии и философии. Институт
«мудрецов» и философия. Общие рационалистические
тенденции в философии, науке, политике
в Древней Греции.
Тема 2. Античная философия. Досократики и Сократ
Натурфилософия досократиков. Проблема «первоначала» и ее аспекты. Представления о «первоначалах» у философов милетской школы, Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора. Диалектика Гераклита. Космогония и космология досократиков. Натурфилософия досократиков и современное естествознание.
Онтология элеатов. Постановка вопроса о бытии в школе элеатов. Мир бытия и мир становления. Истинное познание и мнение. Дедуктивное строение рассуждения у Парменида и Мелисса. Характеристики бытия в системах Парменида и Мелисса, их сходство и различия. Защита учения о бытии Зеноном (апории Зенона).
Софисты
и Сократ. «Гуманистический поворот» в
древнегреческой философии. Социально-политические
предпосылки возникновения софистики.
Гносеологический и этический релятивизм
софистов. Критика софистики Платоном
и Аристотелем. Сократ и софисты. Значение
Сократа для последующего развития философии.
Майевтический метод и ирония Сократа.
Тема 3. Античная философия. Платон, Аристотель. Философия эпохи эллинизма
Философия Платона. Жанр философского диалога. Трансцендентальная аргументация в философии Платона. Трансформация парменидовской онтологии у Платона. Понятие высшего блага. Иерархия идей. Учение о душе. Учение о государстве.
Философия
Аристотеля. Корпус сочинений Аристотеля.
Критика учения об идеях. Метафизика Аристотеля
и ее основные понятия (форма-материя-лишенность,
возможность-действительность
Эллинистическая
философия. Сократические школы. Нравственные
коллизии киников. Физика и этика стоиков.
Скептическая аргументация Пиррона. Физика
и этика Эпикура. Общая характеристика
философии неоплатоников. Философия в
Древнем Риме.
Тема 4. Средневековая философия
Восточная и западная патристика. Основные различия античного и средневекового мировоззрений. Ранняя христианская философия (апологетика, экзегеза). Философия каппадокийцев. Философские аспекты тринитарных и христологических споров. «Исповедь» Августина. Апофатический и катафатический методы богопознания у Дионисия Ареопагита. Боэций и его влияние на средневековое образование. Основные проблемы в «Утешении философией».
Арабо-мусульманская философия. Рецепция античной философии арабо-мусульманским миром. Метафизика Ибн-Сины. «Опровержение философов» ал-Газали. Философия Ибн-Рушда и его учение об интеллекте. Влияние арабо-мусульманской философии на европейскую (латинский аверроизм).
Философия зрелого средневековья. Особенности схоластической философии. Ансельм Кентерберийский и его «онтологическое» доказательство бытия Бога. Спор об универсалиях. Метафизика Фомы Аквинского, Дунса Скота и Уильяма Оккама. «Пять путей» Фомы Аквинского.
Основные идеи философии
Возрождения.
Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения
Гносеологический поворот в философии.
Рационализм. Теория познания и метафизика Декарта (методологическое сомнение, "я" как несомненное начало, доказательство существования Бога, доказательство существования внешнего мира). Проблема познания чужого "я". Учение Спинозы о субстанции. Монадология Лейбница. Окказионализм Мальбранша. Проблема связи души и тела.
Эмпиризм. Научная программа Ф. Бэкона, критика "идолов", индукция как метод эмпирически ориентированного познания. Феноменализм Беркли и его критика понятия "материи". Учение о познании Дж. Локка. Критика принципа причинности Д. Юмом.
Основные
идеи философии Просвещения.
Тема 6. Немецкая классическая философия
«Критический» период философии Канта. Учение о синтетических априорных суждениях. Априорные формы чувственности, рассудка и разума. Чистый и практический разум. Способность суждения.
Критика Фихте кантовской концепции «вещи в себе». «Я есть Я» как основополагающий принцип наукоучения Фихте. Абсолютное и индивидуальное «Я».
Принцип тождества духа и природы в философии Шеллинга.
Диалектика
абсолютного духа в философии Гегеля.
Идея философии как «научной системы»
(в «Феноменологии духа»).
Вопросы
к семинарским занятиям:
Семинар 1. Онтология элеатов. Релятивизм софистов
Семинар 2. Онтология Платона и метафизика Аристотеля
Семинар 3. Философия Декарта
Семинар 4. Гносеология Канта
Тема 1
Основная литература:
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 3–30, 155–173.
Дополнительная литература:
Мир философии. Часть 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 10–129.
Семушкин А.В. У
истоков европейской рациональности.
Начало древнегреческой философии. –
М.: Интерпракс, 1996.
Тема 2
Основная литература:
Вольф Р. О философии. – М.: Аспект-Пресс. – С. 15–38.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 9–173.
Дополнительная литература:
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга I. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина , 1995. – С. 29–77.
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1999. – С. 21–112.
Философия досократиков
// Хрестоматия по истории философии. Учебное
пособие для вузов. Часть 1. – М.: Владос,
1994. – С. 34–84.
Тема 3
Основная литература:
Асмус В.Ф. Античная философия. – М. : Высшая школа, 1999. – С. 174–394.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга I. – М. «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1995. – С. 99–244.
Дополнительная литература:
Аристотель // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. – М.: Владос, 1994. – С. 95–105.
Платон // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. – М.: Владос, 1994. – С. 87-94.
Рассел Б. История зарубежной философии. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1999. – С. 113–322.
Философия эллинистической
эпохи // Хрестоматия по истории философии.
Учебное пособие для вузов. Часть 1. – М.:
Владос, 1994. – С. 106–131.
Тема 4
Основная литература:
Вольф Р. О философии. – М.: Аспект-Пресс. – С. 247–260.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 2. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – С. 8–24; 49-83; 97–102; 109–118; 120–126; 133–148; 160–188.
Дополнительная литература:
Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. – Минск: Харвест, 1999.
Августин. Об граде Божием. – Минск: Харвест, 1999.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга I. М. – М. «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1995. – С. 246–376; 429–438.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга II. М. – М. «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1995. – С. 3–68.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1998.
Рассел Б. История зарубежной философии. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1999. – С. 323–541.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 2. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – С. 212–323.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 5–177.
Средневековая философия // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. – М.: Владос, 1994. – С. 132–1554.
Философия эпохи
Возрождения // Хрестоматия по истории
философии. Учебное пособие для вузов.
Часть 1. – М.: Владос, 1994. – С. 155–186.
Тема 5
Основная литература:
Вольф Р. О философии. – М.: Аспект-Пресс. – С. 39–44; 268–308; 316–340.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 3. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 161–397.
Дополнительная литература:
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга II. М. – М. «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1995. – С. 89–279.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: «Прогресс-Культура», 1993.
Основные проблемы философии в эпоху ранних буржуазных революций // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. М.: Владос, 1994. С. 190–244.
Рассел Б. История зарубежной философии. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1999. – С. 560–693.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 3. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 455–560.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.: Высшая школа, 1996. С. 178–244; 291–377.
Философия эпохи Просвещения // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. М.: Владос, 1994. С. 245–277.
Юм. Д. Трактат о
человеческой природе. Минск: Харвест,
1998.
Тема 6
Основная литература:
Вольф Р. О философии. – М.: Аспект-Пресс. – С. 309–313.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 3. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 627–653.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Т. 4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 31–110.
Дополнительная литература:
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга II. М. – М. «Греко-латинский кабинет» Ю.А Шичалина, 1995. С. 338–472.
Немецкая классическая философия // Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. Часть 1. М.: Владос, 1994. С. 278–329.
Рассел Б. История зарубежной философии. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1999. – С. 719–762.
Примерные темы рефератов по курсу «Введение в классическую философию» Учебный план
Форма | Тема занятия | Количество часов |
Лекция | Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии | 2 |
Лекция | Античная философия. Досократики и Сократ | 2 |
Семинар | Онтология элеатов. Релятивизм софистов | 2 |
Лекция | Античная философия. Платон, Аристотель. Философия эпохи эллинизма | 2 |
Семинар | Онтология Платона и метафизика Аристотеля | 2 |
Лекция | Основные проблемы средневековой философии. | 2 |
Лекция | Философия Возрождения. Рационализм и эмпиризм Нового времени. Просвещение | 2 |
Семинар | Философия Декарта | 2 |
Лекция | Немецкая классическая философия | 2 |
Семинар | Гносеология Канта | 2 |
Лекция | 12 | |
Семинар | 8 |