Елена ПетровскаяПравила
пользования чатом, (опубликовано
в: Искусство кино, |
Мотцыртю
Что
заставляет взрослых людей, отбросив заботы
текущего дня, уложив детей и досмотрев
телепрограммы, погружаться в мельтешащий
строчками чат? Что заставляет судорожно
подыскивать ник (от nickname,
то есть клички), выбирать его цвет, а также
цвет посылаемого сообщения? Что, наконец,
заставляет учащенно биться сердце, когда на
экране монитора вспыхивает анонимное
приглашение «початиться»? Не просто
потребность в общении. Не предвкушение
встречи с друзьями. Но ожидание случая, того
самого, который обрывочную, стилистически «низкую»
речь готов возвести в ранг высокого
переживания. Одним словом, ожидание аффекта.
Конечно,
можно согласиться с тем, что, выходя на
разные сайты, люди движимы стремлением
познакомиться, перейти из виртуального
плана в реальный, иначе говоря, что их
действия имеют прагматическую подоснову.
Что именно она, подоснова эта, и есть момент
эмоциональной «загрузки» – идет ли речь о
технической процедуре включения
компьютера или же о более тонком механизме
работы ожиданий и фантазии. Но осмелюсь
высказать предположение: кто бы и какими бы
путями ни выходил затем в «реал», жизнь в
чате устроена по собственным законам,
соблюдение (несоблюдение) которых создает
самостоятельные ощущения – они не
объясняются и не исчерпываются тем, что вы
испытывали раньше или же хотите испытать
потом. Эротизм, которым пронизан чат
независимо от формальной темы обсуждения,
хотя и питаем возможностью «живого»
продолжения, куда больше соотносится со
свободой движения в открытом
коммуникативном поле, где все что сказано,
одновременно лишено всякой ценности и
обладает ею абсолютно. Это поле нелинейного
общения, где рассказ не может состояться в
принципе. «Собеседники» сосуществуют
постольку, поскольку они принимают (и
порождают) абсурд. Попробуем на этом
задержаться.
В
одну прекрасную ночь вы входите в чат. Из
любопытства. От нечего делать. Преодолев (возможно)
высокомерное отношение к массовой культуре
и ее разнообразным проявлениям. Вы выходите
на некий сайт, вернее страницу, где вам
предлагают написать свой ник. Ник – второе
имя. Не думайте, что подобрать его можно
сходу. Ник – это судьба. Ники меняют, но это
тоже искусство. Пока вам ничего об этом
неизвестно. Просто в этот день из глубин
памяти случайно выпало слово, вы его не
искали. Это и будет ваш ник. Двойной клик
мышью. Так. Идет загрузка. Вот поле монитора
разбивается вертикальной полосой на две
неравные части. Слева вверху появляются
правила общения в чате: не ругаться матом и
т.п. Дальше выбрасывается сам пульсирующий
многоцветный разговор. Справа, в обуженной
колонке, выстраиваются имена. Это ваши
незнакомые друзья. На эту ночь по крайней
мере. Теперь все зависит от вас.
Поздороваться? Определенно. Могут не
услышать. Все что-то оживленно обсуждают,
сопровождая болтовню бесконечными
скобками – вправо или влево. Скобка – знак
эмоций. Улыбка или уголки рта, опущенные
вниз. Это ясно без подсказок. Воздух
наполнен «чмоками». Тоже эмоция – более
сильная; точнее – виртуальный поцелуй.
Чмоки летят приходящим (не всем). Они же
сопровождают уходы. Чмок похож на
европейский поцелуй – легкий,
бесконтактный. Просто звук. Запись поцелуя.
Посылать чмок в первую ночь кажется немного
фамильярным. Да и вообще, от всего этого
веет фамильярностью, жеманством,
сюсюканьем. Несмотря на все условности.
Впрочем, надо торопиться. Строки скачут,
поднимаясь выше, выше, и исчезают за рамкой
экрана. Можно вернуться и посмотреть снова.
Но пока нет времени. Да и незачем. Что же
сказать?..
Прицепиться
к кому-нибудь? Пожалуй. Только так – игриво,
добродушно. Спросить что-нибудь по-английски.
Ага. Все они знают английский.
Компьютерщики в основном. Да и ники
иностранные. Фраза готова. Отправляем. Ну
вот, пошло. Недоумение. Интерес. Просьба не
выпендриваться. Отлично! Вот уже и реакция.
Включая легкую настороженность. Но почему?
Теперь понятно. Страх ошибиться, заплутать
в грамматике. Фу, какая ерунда! Надо
поддержать! Да-да,
это правильно. Кое-кто смягчился, подобрел,
начинает задавать вопросы – дескать, кто и
откуда, отчего на иностранный потянуло.
Надо же – как летит время. Третий час. А еще
ничего не начиналось. Еще не было ни ритма,
ни рифм, ни двустиший, ни четверостиший,
которые подхватит один, другой, третий: АВАВ,
но и АВВА, а это уже почти Вознесенский… Не
было и этих странных «лично», когда строчка
читается только тобой – другим, как потом
объяснят, она недоступна. А пока ты
спрашиваешь – ошеломленно, в открытом
доступе: это ты мне? Не было и этих
выспренних «Уважаемый имярек, я игнорирую
Ваши сообщения», что достается не за
хулиганство, а чаще просто по ошибке
другого такого же «ньюкамера». Но и тебе
самому предстоит ошибиться и, вместо
приглашения в «приват», заблокировать кого-то,
кто вдруг обидится – совсем как в жизни. Не
было сцен и выяснения отношений: «Я долго за
вами наблюдала… В вас нет никакой
внутренней ценности». (Вот это да!) Не было и
продолжения: ни и-мейлов, ни фотографий, ни
телефонных звонков. Словом, ты только зашел
посмотреть, но тебя, как в воронку, уже
затянуло.
Веселый
разговор.
Вынесем «приват» за скобки. Вернее, не будем
спешить разоблачать чужие тайны: все эти
сантиметры (90-60-90) и килограммы, глаза и
волосы, имена, реальные семейные
обстоятельства. Не будем делать этого
потому, что, как только начинается «жизнь»,
исчезает персонажность, а ведь все, кто
пришел сюда даже под собственными именами (Лялька?
helen?
Alex?),
суть персонажи. Это неотъемлемое свойство
чата. Приходя сюда, вы надеваете маску и
начинаете соответствовать ей. Вы
подбираете – медленно, путем проб и ошибок
– стиль вашей речи. Вы хотите остаться
представителем «высокой» культуры? Отлично!
Только будьте готовы к атакам, иногда
весьма ощутимым, при том что вы, казалось бы,
защищены компьютерным щитом. Здесь
выстреливают в упор. Здесь говорят то, что
днем не говорится. Выброс. Сильная эмоция.
Вы краснеете. У вас повышается адреналин. В
голове звон. Вы этого хотели? Нет, но… Можно
примкнуть к культуре «низкой»: а ты не
баисся? Ты к этому гатоф? Это зависит от
выбора. В любом случае линия
последовательно ведется до конца. С
вариациями, конечно. У меня хандра. Коль
скоро собрались – так уходите. Слушаюсь,
сэр! Можно просто сидеть и смотреть. На
других. На ИХ разговор. Но все равно,
выпадение не бывает полным. И поэтому
невозможно прочитать ВСЕ ПОДРЯД, как если
бы читался роман, пусть и заведомо
абсурдистский. Это невозможно потому, что
последовательность устанавливается вами
самими, вашим входом и выходом (enter/quit),
что она всегда ПРОИЗВОЛЬНА, СЛУЧАЙНА. Вы
спешите ответить, а вам уже задали новый
вопрос. Вы торопитесь зарифмовать
подвешенную строчку, а кто-то уже опередил
вас в этом. Ваш сервер плохо работает: вы
набрали фразу, и она слетела. Вас выбросило
прочь – «мотает», «колбасит», так об этом
говорится в чате. А разговор течет. Его
размывают все новые потоки. Два
перекрестных диалога. Три. Можно вклиниться
в любой. Кто-то приходит. Кто-то посылает
прощальные чмоки. Не забыть проститься.
Успеть до чужого quit’a,
до дежурной компьютерной фразы: «От нас
уходит имярек». (Смешно, когда это – Иллюзия.)
В
этом поле общего разговора бессмысленно
всё – особенно обрывки смысла. В нем не
успевает состояться сообщение, как мы
привыкли его понимать. Здесь главным
сообщением является сама со-общаемость,
опыт взаимодействия через слова и мимо них.
Мы образуем невидимую общность говорящих в
обход языка, сообщающих лишь о своем
желании общаться, мы говорим самим этим
желанием или это оно говорит через нас.
Аффективная общность участников единого,
но не объединяющего разговора. Здесь нет
субъектов ни в юридическом, ни в
картезианском понимании. Это серия дробных
прикосновений, микроскопических телесных
иннерваций, или жизнь того размытого
подвижного тела, что условно называется
чатом. Чат – это всеми желаемая форма
асоциального существования. Это общность,
складывающаяся вопреки социальным нормам и
границам. Общность в собственном смысле.
Что нас объединяет? Только то, что всем «за
тридцать»? Какая чепуха! Мы пришли из разных
сред и сфер. Изнутри различных
обстоятельств. Мы пришли, зная, что шаблоны
восприятия здесь срабатывают хуже. Мы
пришли как другие. И привечаем мы других как
находящихся в постоянном (само)ускользании.
Мы узнаем только то о них, что они пожелают
подарить нам сами – мы не станем их
оценивать, судить. Чат – это прекрасное
зеркало сегодняшней субъективности:
конструируемой в каждое мгновение извне, но
точно так же размываемой и «изнутри» (работой
самого воображения). Если вы хотите узнать
побольше обо мне, сходите в чат – при
условии что вам удастся угадать «меня» за
ником…
Приватные
откровения.
Пространство публичной речи
поддерживается возможностью уединения.
Иногда, заходя на сайт, просто поражаешься:
люди вроде бы присутствуют (их имена
читаются в списке), и при этом все молчат.
Естественный вопрос «Есть здесь кто-нибудь?»
остается без ответа. Тогда, не солоно
хлебавши, отправляешься прочь – если,
конечно, кто-нибудь не втянет тебя в
невидимый миру диалог. Трудно говорить о
том, что разыгрывается ТАМ, в «привате».
Приходится довольствоваться собственным
опытом и неверными рассказами. Здесь как
будто снимаются маски. Обычно спрашивают
про имя, возраст, занятия. Иногда уточняют
параметры. Выясняют (ближайшие) намерения.
Оставляют электронные адреса. Просят
выслать фото. Но даже «приват» остается
частью общего чата, а потому и в нем
сохраняется необязательность. Можно
сказать всё, но можно ничего не говорить,
отвечая на вопрос об имени всего лишь новым
ником. Но, конечно, «приват» располагает к
большей задушевности. Или большей
откровенности. Публичный флирт достигает
здесь определенного накала, прорываясь в «жизнь»:
адреса, телефонные номера и цифры (возраст,
вес, рост и проч.), – все это вторжения (социальной)
реальности, которая не перестает
соперничать с реальностью сетей. Персонаж
вводится в определенные рамки. Но и здесь
еще достаточно простора для фантазии, она
довольствуется только одним –
определенной ритмической интонацией,
вычитываемой из вспыхивающих на экране
строк. Эта интонация составляется из слов,
но точно так же из пунктуационных жестов –
а это настоящая жестикуляция, – из
продленных многоточий, скобок, точек с
запятой и двоеточий, изощренно имитирующих
мимику лица. (Замечу, что есть специальные
справочники по компьютерным «эмоциям».) В
речь вторгается эмфаза: слово набирается
большими буквами, и чтение мгновенно
переходит в ступор...
И
все же, несмотря на эту продуманную систему
выражения, остаются неизбежные лакуны –
они-то восполняются и достраиваются
воображением. Пауза в ответе.
Нераспознанная шутка. Чей-то неожиданный «уход».
Еще до всякой интерпретации вас охватывает
внезапная эмоция, ее непроизвольность и
сила могут удивить. Кто-то пришел сюда ради
вас. (Об этом сообщается приватно.) И это
больше, чем комплимент. Ночное признание. В
любви? Неважно. Это эмоция, которую вызывают
в вас чужие слова. Это ВАША эмоция,
сберегаемая вами и о которой вы, пожалуй,
ничего не знаете. Чат – блестящая площадка
для психоанализа. Здесь проигрываются
желания, «отрабатываются» страсти.
Возникшее здесь чувство может длиться
вплоть до первой цифры. (Например, когда в
конце концов сообщают свой реальный вес.) И
это вовсе не смешно. Поскольку эмоции,
которые рождаются в чате, существуют до
всяких форм объективации; можно сказать,
что это желание в вечном поиске объекта.
Невозможно полюбить того, кто известен
одним лишь прозвищем. Но – только так и
можно полюбить. Ибо странным образом мера
условности становится мерой абсолютного
правдоподобия: какой смысл, взяв маску, что-то
далее скрывать? Маска (ник) – небывалая
гарантия искомой «правды», правды самого
себя. Потому что если отвлечься от азарта
ночной полифонии – публичной и приватной,
– то приходится признать, что чат позволяет
увидеть контуры собственных ожиданий,
опасений и надежд. Он, как лакмусовая
бумажка, говорит о нас самих – подключая к
разговору. Он – наш всеобщий психоаналитик,
и мы лечимся у него. Трансфер неизбежен и
столь же случаен. Роль психоаналитика может
временно узурпировать какой-нибудь ник.
«Фотки».
На границе между миром реальным и миром
воображаемым зависает фотография. Ее
определенность хуже определенности всяких
замеров. Если номинация в широком смысле (имена
и факты) позволяет придать образу большую
четкость, не разрушая самой его текстуры –
подвижной и текучей, – то фотография
рискует нанести ему непоправимый ущерб.
Непременно наступит момент, когда у вас
попросят «фотку». Или вам ее предложат. И
хотя в интернетовском общении статус
фотографии довольно зыбок (она может
восприниматься как своеобразная открытка),
ее полнота превосходит требования жанра. В
фотографии есть граничащая с тяжестью
избыточность, она парализует воображение,
сообщает то, что вы не собирались узнавать.
И если ваш собеседник хочет просто
произвести впечатление, то в его
компьютерном портрете вы всегда прочтете
значительно больше. Вы прочтете как минимум
некий запрос, адресатом которого вы
оказались случайно. (Подбирать «фотки» –
дело явно непростое. Они должны быть
отсканированы, возможно также обработаны
специально «фотошопом».) Но вы прочтете и
другое. Очень трудно, увидев фото, совершать
дальнейшую коррекцию. Иными словами, трудно
добавить что-то к тому, что вы увидели. И
совершенно невозможно соотнести этот образ
– окончательный и непреложный – с речью, в
которой вы даже не слышите голоса. К вам
взывает голос, но другой – без тембра и пауз,
без твердости и дрожи, без какой бы то ни
было артикуляции. Это голос персонажа,
человека без лица и в этом смысле не вполне
человека. И если вы успели его полюбить, то,
поверьте, именно за это. Но когда маска
пронзает вас «реальным» взглядом, когда на
вас обрушивается единственное лицо – без
страха и упрека, но и без пощады, – вам не
остается ничего другого как почувствовать
неизбежное разочарование – чары
развеиваются потому, что фотография
отменяет недосказанность. В ее
документальности есть то, что противоречит
чату и его мерцанию. Она заставляет сделать
выбор, даже если вам этого и не хочется
совсем. Фотография разрушает флер,
уничтожает зыбкость. Она в конечном счете
губит ауру персонажа, переводя его в
реальность будней. К счастью, из «фотки»
ничего не вытекает – это знак расположения,
не более того. Но если оставаться верным
стихии чата, то лучше не переходить на
личности. Слишком тонкая грань отделяет в
нашем восприятии фотографию и жизнь.
Комедия
ошибок.
Во всеобщем поле разговора, каким является
чат, ошибки неизбежны. Собственно, они суть
функция разговора. Ошибки встроены в
скоропись – мало кто пишет, расставляя
знаки препинания, считаясь с дефисами. (Пунктуация,
напомню, здесь играет роль другую.)
Грамматические нормы подвешены или вовсе
упразднены. Все как будто устроено так,
чтобы состоялась речь – сама ее запись
продиктована высокой скоростью общения. Но
– и в этом особенность этой речи-разговора
– она остается речью ЗАПИСАННОЙ, ее
затягивает в себя неподвижность фразы,
которая высвечивается на экране. Вам не
приходилось замечать, как вдруг реакция
перечеркивает ваши ожидания, как «произнесенные»
вами слова не считываются тем же кодом,
каким вы пытались их оформить в сообщение?
Это случается по той простой причине, что
сам контекст предельно размыт, и поэтому
вам приходится то примирительно напоминать,
что вы «играете», то выслушивать
аналогичные слова от других. Эти
непопадания – интонационные ошибки –
неизбежны потому, что устная речь как
интенция чата наталкивается на ограничения
самой записи, предъявляющей набор жестких
жанровых стереотипов. Мы говорим
эмфатически, но читаем «по правилам». И если
в речи штамп может оттеняться голосом, если
голос и берет его в кавычки, то на письме все
обстоит куда сложнее. В чате нет кавычек. И
именно из-за того, что все ПИШЕТСЯ, и
происходит соскальзывание в неотвратимую
серьезность (за неимением лучшего слова):
невозможно полностью преодолеть
автоматизмы письменной культуры.
Серьезность – еще одна ипостась «подлинной»
жизни.
Фотография
и письмо – вот два крайние предела чата. Они
создают его внутреннее напряжение, порой
растаскивают по частям. И все-таки он вновь
собирается – в зоне открытой публичности,
этих необязательных мнений по весьма
необязательным материям. Этих междометий,
скобочных улыбок и печалей, то есть
тотального и призрачного всеприсутствия,
какое, собственно, и формирует чат.
Научиться быть дрУгом, ничего не зная о
другОм (или зная очень мало), влюбиться в
того, чей образ создается одними скачущими
строчками, словом, вступить в «неполноценную»
коммуникацию и получать «земное»
удовольствие – таковы лишь некоторые из
уроков чата. Именно заблуждения –
относительно лица, возраста, профессии и
проч., но точно так же их зеркальный образ:
ты сам более не принадлежишь себе,
утрачивая социальную определенность, –
именно эти трансформации и переходы
создают чистый коммуникативный аффект,
предшествующий знакомству, именно они
скрепляют в отсутствие формальных
социальных связей, гарантируя в одно и то же
время сообщаемость и общность – без
всякого контроля Смысла.
Конечно,
коль скоро речь шла об аффекте, то ночные
посиделки не проходят даром. Зависимость от
чата велика. Степень ожиданий,
провоцируемых этой практикой общения,
подчас превосходит виртуальные границы.
Поскольку бывает и так, что участники хотят
ПО-НАСТОЯЩЕМУ любить, дружить, переживая
заново сильные эмоции. Вернее, они хотят
ПРОДОЛЖЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ подобных
состояний, их введения в определенные рамки,
то есть всего того, что чат не может
гарантировать. Ведь в конце концов это
всего лишь обещание, и именно в качестве
такового чат столь притягателен. Обещание,
в котором потенциально заключено
обязательство, но которое при этом остается
подношением. Так подносят дар. Абсолютно и
без всякой видимой причины. А потому чат не
располагает ни историей, ни памятью. Это
риск. Авантюра. Вас запомнили – и вас никто
не вспомнит. Каждый раз приходится заново
прокладывать пути, начинать все с самого
начала. Обращение к предыдущему разговору
не имеет никакого смысла. Настроение
меняется. Это погода. Перепад температуры и
давления. Стихия, неподвластная ни одному
из нас.
Вы
не знаете, как пройти в библиотеку?..
chitty