Феноменология в современной культуре Программа курса Составил О.В. Аронсон |
|
Предметом изучения является использование метода
феноменологического анализа явлений
гуманитарными дисциплинами в ХХ веке.
Целью
курса является ознакомление магистрантов
с основными идеями философской
феноменологии, а также с возможными
способами их применения в гуманитарном
исследовании.
Практические
задачи курса состоят в том, чтобы
показать именно возможности анализа
разного рода явлений от произведений
литературы и искусства до научных идей, от
политики до философии, с использованием
феноменологического метода, а также
увидеть этот метод там, где он себя не
декларирует. Это позволяет более четко
очертить зону гуманитарного мышления,
научиться выделять в интерпретациях
элементы мыслительных операций, а также
находить проблему и корректно ставить
вопросы в отношении той или иной логики
размышления.
Новизна
данного курса состоит в том, что
феноменология здесь рассматривается не
как некоторая часть истории философии, и
не только как объект изучения. В курсе
делается попытка указать на более широкие
возможности применения феноменологии,
нежели те, какие были заданы в
классических текстах этой дисциплины.
Кроме того, феноменология как практика
рефлексии и анализа сознания, дает
возможность работать с гуманитарными
аналитическими текстами, выделяя
проблемные стороны анализа, выявляя
условия тех или иных интерпретационных
ходов. Это позволяет подойти к особой
педагогике чтения не только современных,
но и классических работ, выявляя их
актуальность и новизну для сегодняшнего
дня.
По
окончании работы над
курсом магистрант
получает общее представление о
феноменологии, ее разновидностях и о
истории феноменологического движения. Но
главное, что он должен приобрести навыки
феноменологического анализа, научиться
рассматривать явления с
феноменологической точки зрения,
критически относиться к уметь
анализировать предпосылки собственного
размышления, обосновывать логику
интерпретации.
Используемые
в курсе организационные
формы – лекции и семинарские занятия –
обозначены в тематическом плане (см.
раздел программы «Тематический
план курса «История письменного
перевода»).
Формы контроля включают в себя текущий
контроль: доклады и участие в дискуссиях
на семинарах, и итоговый контроль: итоговый реферат
по избранной теме (см.
«Формы текущего и итогового контроля»).
Критерии оценки работы студента по курсу «»
приводятся в конце программы в разделе «Критерии
оценки знаний студентов».
1.
Основные
понятия феноменологии. Представление
о феноменологическом методе. Элементы
феноменологического анализа.
Феноменология в «до-феноменологическую»
эпоху и как составная часть любой
философии. Феноменологическая психология.
2.
Возникновение
феноменологии как отдельной дисциплины.
Феноменологическая философия в работах Э.Гуссерля.
Критика психологизма. Основные проблемы
феноменологического анализа сознания.
Феномен и явление. Феноменологическая
редукция. Работа «Идеи к чистой
феноменологии и феноменологической
философии» Гуссерля и ее влияние на
философию ХХ века.
3.
Экзистенциальная
феноменология М.Хайдеггера.
Онтико-онтологическое различие. «Бытие и
время» Хайдеггера. Основные темы и понятия.
Проблема времени у Гуссерля и Хайдеггера.
Проблема интерсубъективности.
Феноменологическая редукция и ее вариации
у Гуссерля и Хайдеггера.
4.
Феноменология
в русской философии.
Связь русской феноменологии с западно-европейской
феноменологической традицией. Г.Шпет «Явление
и смысл». Работы по искусству о. П.Флоренского.
Очерк Л.Шестова «Эдмунд Гуссерль».
5.
Феноменология
и искусство.
Хайдеггер: искусство и мышление. М.Мерло-Понти:
искусство и восприятие. М.Мамардашвили:
эстетика мышления. Феноменология и
литература (М.Пруст).
6.
Феномен
языка.
Теории о взаимоотношении языка и мышления.
Феноменологические мотивы у Л.Витгенштейна
и русских формалистов (Р.Якобсон, В.Шкловский,
Ю.Тынянов). Язык поэзии и поэтический язык.
7.
Феноменология
истории. Школа «Анналов», М.Фуко, П.Рикер.
Проблематика исторического свидетельства
и исторического события. Архив и документ.
История и генеалогия.
8.
Феноменология
в социальных и политических исследованиях.
З.Кракауэр, В.Беньямин: феноменология
повседневности. К.Шмит «Понятие
политического». П.Бурдье. Понятия габитуса,
политического поля. А.Бадью: политика и
истина, политическое событие. Социальная
антропология М.Фуко.
9.
Феноменология
и этика.
Теории М.Шелера и Э.Левинаса. Религиозная
феноменология (Э.Левинас, Ж.-Л. Марьон).
Проблематика Другого. Развитие идей
интерсубъективности в феноменологической
этике.
10.
Феноменологическая
герменевтика.
Проблемы понимания и толкования. Понятие
пред-понимания у М.Хайдеггера и Г.-Г.Гадамера.
Проблема мимесиса (Г.-Г.Гадамер, П.Рикер, Ф.Лаку-Лабарт).
11.
Деконструкция
и феноменология.
Теория деконструкции Ж.Деррида и ее
феноменологические истоки. Предисловие Ж.Деррида
к «Началам геометрии» Э.Гуссерля, а также
его ранние работы «Голос и феномен», «О
грамматологии», «Письмо и различие».
Понятие письма. Критика логцентризма.
Деконструктивистская школа текстового
анализа.
12.
Философия
сообщества.
Феноменологическая проблематика в
работах Ж.Батая, М.Бланшо, Ж.-Л.Нанси.
13.
Границы
феноменологии.
Критика трансцендентальной феноменологии
в работах Ж.Делеза. Образ и феномен.
Имманентистская логика.
Основные работы
1. Э.Гуссерль. Идеи к чистой
феноменологии и феноменологической
философии – I. М: Дом Интеллектуальной Книги,
1999.
2. М.Хайдеггер. Бытие и время. М: Ad
Marginem,
1997.
3. М.Фуко. Археология знания. Киев:
Ника-Центр, 1996.
4. Ж.Деррида. Предисловие к «Началам
Геометрии» Гуссерля. М: Ad
Marginem,
1996.
5.
Ж.Делез, Ф.Гваттари. Что такое философия?
СПб: Алетейя, 1998.
6. Р.Якобсон. Лингвистика и поэтика.
– В кн: Структурализм: «за» и
«против». М: Прогресс, 1975.
7. С.Шпигельберг.
Феноменологическое движение.
Историческое введение. М: Логос-Гнозис, 2003.
Общие работы
А. Бадью. Манифест философии. СПб: Machina,
2003.
А. Бадью. Краткий курс
метаполитики. М: Логос, 2005.
Р.
Барт. Camera
lucida. М: Ad
Marginem,
1997.
Ж. Батай. Внутренний опыт. СПб: Machina,
1997.
В. Беньямин. О некоторых мотивах
Бодлера. – В кн: Его же. Озарения.
М. Бланшо. Неописуемое сообщество.
М: ММФ, 1998.
М. Блок. Апология истории или
ремесло историка. М: Наука, 1973.
П. Бурдье. Практический смысл. СПб:
Алетейя, 2001.
Л. Витгенштейн. Философские
работы. М: Гнозис, 1994.
Г.Г. Гадамер. Истина и метод. М:
Прогресс, 1988.
Г.Ф.В. Гегель. Феноменология духа.
СПб: Наука, 1992.
Э. Гуссерль. Философия как строгая
наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
Э. Гуссерль. Картезианские
размышления. СПб: Наука-Ювента, 1998.
Ж. Делез. Кино. М: Ad Marginem, 2004.
Ж. Деррида. О грамматологии. М: Ad
Marginem,1997.
Ж. Деррида. Голос и феномен. СПб:
Алетейя, 1999.
Ж. Деррида. Письмо и различие. СПб:
Академический проект, 2000.
Ф. Дюфренн. Феноменология
эстетического опыта.
Ф. Лаку-Лабарт.
Musica ficta. СПб: Machina,
1999.
Э. Левинас. Тотальное и
бесконечное. М-СПб: Университетская книга,
2000.
Э. Левинас. Трудная свобода. М-СПб:
Университетская книга, 2005.
М. Мамардашвили. Классический и
неклассический идеалы рациональности. М:
Лабиринт, 1994.
М. Мамардашвили. Лекции о Прусте. М:Ad
Marginem,
1995.
М. Мамардашвили. Эстетика
мышления. М: Московская школа политических
исследований, 2000.
М. Мерло-Понти. Феноменология
восприятия. СПб: Наука-Ювента, 1999.
В. Подорога. Феноменология тела. М:
Ad
Marginem,
1995.
Ж.-П. Сартр. Бытие и ничто. Опыт
феноменологической онтологии. М:
Республика, 2000.
П. Рикер. Время и рассказ. ТТ.1,2. М-СПб:
Университетская книга, 1998.
Ю. Тынянов. Проблема
стихотворного языка. М: Советский писатель,
1965.
П. Флоренский. Иконостас. Работы
об искусстве. СПб: МИФРИЛ, 1994.
М. Фуко. Надзирать и наказывать. М: Ad
Marginem,
1999.
М. Хайдеггер. Пролегомены к
понятию времени. Томск: Водолей, 1998.
М. Хайдеггер. Исток
художественного творения. – В кн.:
Хайдеггер М. Работы и размышления разных
лет. М: Гнозис, 1993.
Шестов Л. Memento mori. (По поводу теории
познания Эдмунда Гуссерля). – В кн: Э.
Гуссерль. Философия как строгая наука.
Новочеркасск. 1994.
К. Шмитт. Политическая теология. М:
Канон-Пресс, 2000.
Г. Шпет. Явление и смысл. М.: Гермес,
1914.
M. Dufrenne, Esthétique et philosophie,
tome
II,
V. Flusser. Writings.
S. Kracauer. The Mass Ornament.
J.-L.
J.-L.
M.
Merleau-Ponty. Indirect Language and the Voice of Silence. – In:
Merleau-Ponty M. Signs.
J.-L.
C.
Schmitt. The Concept of the Political. Univ. Of
Темы эссе
выбираются исходя из названий лекций и
должны быть посвящены анализу отдельного
произведения, с использованием
феноменологических процедур.
Формы
текущего
контроля
–
один
доклад на семинарских занятиях
–
участие
в семинарских дискуссиях
Формы итогового контроля
–
эссе по
избранной теме
Итоговая
оценка складывается из ста (100) баллов. 5
баллов за посещение занятий в семестре, 50
баллов за текущую работу в форме докладов
и семинарских дискуссий, и не менее 45
баллов за итоговую аттестационную работу (реферат
по выбранной теме).
Баллы
за текущую работу по курсу текущего
контроля распределяются следующим
образом:
Доклад
– 20 баллов
Текущая работа на семинарах – 30 баллов.
Критерии
итоговой оценки:
90-100%
- отлично
75-90% - хорошо
60-74% - удовлетворительно
ниже 60% - неудовлетворительно.
Тематический план
№ |
Название
темы |
Количество
аудиторных занятий |
||
Лекций
(часов) |
Семинаров
(часов) |
Всего
часов |
||
1.
|
Основные
понятия феноменологии. |
2 |
2 |
4 |
2.
|
Возникновение
феноменологии как отдельной
дисциплины. |
2 |
|
2 |
3.
|
Экзистенциальная
феноменология М.Хайдеггера. |
2 |
2 |
4 |
4.
|
Феноменология
в русской философии. |
|
2 |
2 |
5.
|
Феноменология
и искусство. |
2 |
2 |
4 |
6.
|
Феномен
языка. |
|
2 |
2 |
7.
|
Феноменология
истории. |
2 |
|
2 |
8.
|
Феноменология
в социальных и политических
исследованиях. |
2 |
|
2 |
9.
|
Феноменология
и этика. |
2 |
|
2 |
10.
|
Феноменологическая
герменевтика. |
2 |
|
2 |
11.
|
Деконструкция
и феноменология. |
2 |
2 |
4 |
12.
|
Философия
сообщества. |
2 |
|
2 |
13.
|
Границы
феноменологии. |
2 |
|
2 |
14.
|
Подведение
итогов курса. |
|
2 |
2 |
|
Итого |
|
|
32 |