Визуальная философия Александра Аксинина (опубликовано
в: Симпозиум. Studia Humanitatis. |
Визуальная философия Александра Аксинина.
Персональные выставки Александра Аксинина.
Избранные публикации о творчестве Александра Аксинина.
Четыре
текста Александра Аксинина:
Моя великая будущность.
Всё ли является искусством.
Как увидеть мир.
Текст на
офорте «Памяти Карла Ясперса».
Офорты
Александра Аксинина:
099.
Блудный сын.
Лист 3 из серии «Босхиана»,
1977.
116. Лапута.
Лист 4 из серии «Королевство
абсурдов Дж.Свифта», 1977.
146. Лист 8 из
серии «Королевство
абсурдов Дж.Свифта», 1978.
232. IN MEMORIAM
FREUD,
1981.
236.
FREUD, 1981.
262. IN MEMORIAM
BLEULER,
1982.
280.
IN MEMORIAM
K.
JASPERS,
1983.
317.
Икар, 1983.
324.
EX LIBRIS Бориса Левых,
1983.
312. Лист 3
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 20 – «ГУАНЬ»,
1984.
313. Лист 4
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 22 – «БИ»,
1984.
322. Лист 7
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 42 – «И»,
1984.
329. Лист 10
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 41 – «СУНЬ»,
1985.
319. Лист 6
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 35 – «ЦЗИНЬ»,
1984.
336. Лист 14
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 5 – «СЮЙ»,
1985.
332. Лист 12
серии «И ЦЗИН».
Гексаграмма 64 – «ВЭЙ-ЦЗИ»,
1985.
Тексты «Моя великая будущность», «Все ли является искусством», «Как увидеть мир» - из архива Александра Аксинина. Публикуются впервые. Подготовлены к печати львовским литератором Любовью Илюхиной в 2004 году.
Текст на офорте «Памяти Карла Ясперса» – рукописная надпись автора в центре офорта. Орфография и пунктуация автора. Опубликовано: «Александр Аксинин. Мысли…» – «Галицька брама» №7(79), Олександр Аксiнiн – художник-мислитель», 2001, Видавництво «Центр Европи», стр.12 – 13.
Мне уготована великая будущность, и я воспринял это в себе окончательно и радикально, так сказать по всем пунктам, настолько, что мне не нужно постоянно различать эти самые пункты, так как они вдруг разрешились в одной точке и явились отправным пунктом для моей Великой Будущности. Все это нахлынуло на меня не неожиданно, но к одному я оказался неподготовленным – это ко всевозрастающей радости...
Я не могу смотреть на что-либо в упор, потому что меня тотчас охватывает ликование. Каждая вещь предстает в своей самости и обрушивает на меня нестерпимое наслаждение, заключенное в каждом явлении, которое родилось в нем после встречи с моей разрешенностью, но я не о том. Я должен торопиться.
Нет смысла, да и невозможно передать, как я пришел к этому. Я слишком за чертой. Я буду заражать всех своей разрешенностью, своей Великой Радостью, исполнением своей Великой Будущности. Это все на мне – то, что не удалось Ему, все на мне, а вас всех я должен предупредить: начинается новый и истинный ряд с меня, и выдержать эту радость могут все, но для этого нужно защищаться болью, тем, чего раньше так избегал и так боялся я.
1974 г.
Всё ли является искусством. Всё. Немыслимая цена девальвируется, и вход и выход ставят в основе одно и то же движение. И это движение есть соизмеримость с самим собой. И эта соизмеримость идеальное свечение друг через друга при полном различении деталей, и они различны в обратном порядке, и такой порядок – наслаждение.
Истина соизмерима лишь в фикции. Проблема жизни – смерть – все хорошо. Откровение – чистописание.
Насколько единичная жизнь может близиться к истине, пребывать в ней. Нинасколько. Святость – восторг, но лишь параграф, а не иероглиф, и не имеет значения.
Жить истиннее нельзя, можно жить удобнее или страдать. К сожалению, я нашел аналогию: жизнь возможна лишь через смерть, а значит она непознаваема, а значит ее можно жить (озарять), да и то почти невозможно, как абсолютна невозможна истина. А возможно то, другое, что я буду называть истиной.
Где я ее обнаруживаю. В пределе, то есть переписывая любую книгу, а позже повторяя любой эпизод, случившийся или не случившийся, а позже выполняя бесконечное движение, которое не имеет отношения ни к мысли, ни к чувству.
Итак, поставим знак условности. То есть спросим: В.Л.Я.И.? – Всё.
PS. Человек конечен на тот случай, если он войдет в понимание того, что времени нет (со всеми вытекающими). Таким образом само пространство замыкает этот парадокс.
Когда ты погружаешься в себя, ты обнаруживаешь инварианты отношений – некие интенции. Тебе уже неважен этот мир, ибо ты погружен в эти возможные конструкции (интенции) отношения к миру, и это извне невозможно, это совершается только в тебе. Затем ты замечаешь, что они наличны, хоть нигде, может быть, не актуализированы в мире.
На следующем этапе ты замечаешь устойчивое число этих инвариантов (например, в себе я обнаружил семь интенций, ассоциация – семь цветов). Наступает такой момент, когда ты не движешься ни по одной из них, но как бы созерцаешь возможности этих интенций, и тут ты постигаешь, что это присуще уже не индивидууму, тебе как таковому, а это есть некое универсальное свойство живого человека. Ты стоишь в преддверии их (интенций) и можешь управлять ими.
Затем наступает этап возвращения мира себе. Ты вдруг обнаруживаешь ясно, что все проблемы взаимоотношения с миром в том или другом месте в то или иное время (возможность овладеть временем) были актуализированы. Ты начинаешь различать доселе невидимую природу вещей, вернее картину мира (и даже не то чтобы понимать, но видеть) – и это значит мир возвращается к тебе.
И есть еще третий этап. Внекультурная позиция – 0-позиция. Это уже универсальный момент, не члененный интенциально, – целостный мир выступает перед тобой, и ты обозреваешь ВСЁ.
В отношении образа. Я размышлял над образом. В прочтении интенциальных текстов является образ. Не стоит внедряться в него или приближать его к себе, и тогда оставленный сам на себя он способен саморазвиваться.
И важно сохранить дистанцию по отношению к этому образу. Если это удастся, тогда и только тогда возможен некий диалог. Образ сам станет открываться тебе неведомой тебе возможностью.
Искусство как опыт незнакомый, не оживление и расцвечивание известной идеи – но как некая данность. Живой импульс метафизики.
Мир неизменен. Лишь в человеке есть открытость на мир.
Законченные культуры. Их произведения полны смысла. Но не стоит искушаться и вооружаться опытом мертвых культур, ибо они будут инородным телом в нашей еще открытой на мир незавершенной культуре.
Смысл этого мира лежит за пределами его (ибо внутри его нет и не может быть), поэтому единственно возможное отношение к миру – попытка осознать (стало быть, выйти за его пределы).
Сообщение миру о мире. Информация о мире.
Вернуть мир самому себе “здесь и теперь” (это момент, а не уход во вневременное).
Каждый человек руководим стремлением завершиться. Можно осознанно идти на незавершенность – а это и значит, что тебя нет.
Декартовская формулировка “Мыслю, стало быть существую” ничего по существу не высказывает, так как в ней лишь указание на функцию ума. Гораздо интереснее Беркли: “Существовать – значит быть воспринимаемым”.
Взгляд не только видит, но он как бы и порождает вещь и как бы осмысливает, придает ей смысл и оценку и тем самым возвращает ее себе в своей самоценности.
Триада Я в поле зрения, стало быть понимаема и суща в этом взгляде, но на каком-то этапе ты как бы уже в неком состоянии трансцендентной возможности видишь самое себя, а стало быть порождаешь и моделируешь себя, свое сознание.
И наступает такое мгновение, что уже все равно, на что смотреть, и у тебя не будет страха, что нечто пройдет мимо тебя, ибо смотря на деталь ты будешь видеть ВСЁ. Всевидение. Всеосознание.
1983 г.
Текст на офорте «Памяти Карла Ясперса»
Мне
кажется что ценность понятия «осевое время»
в том указании на возможность возвращения к
состоянию когда «символическое» лежит на
пороге своего возникновения и играет
наиболее чистую роль запредельного
регулятора всей вычленяющейся психики и
обнаруживает свою потрясающую
сверхвозможность в первую очередь в силу
того что оно «предлежит» иначе говоря
находится и видится впереди то есть являет
собой чистую возможность «задания»
времени ведь иначе эта возможность уже есть
в настоящем и в прошлом и не может быть
полностью «своей» а напротив всегда ты
сам есть некое следствие этой принадлежности
иначе ты сам являешься принадлежащим и вся
мощь этих метафизических возможностей
способна действовать разрушительно так как
она сплошь истинна и еще раз истинна и
реальна и не обладает способностью уже быть
фикцией то есть сочленяется с пустотой и
быть возникающей то есть быть чистым
хотением быть возможным бытием ибо это
бытие полностью экстатично в момент
принадлежности его
9.03.1983