Актуальные мифологии Конференция (16-17 ноября 2006) |
Утреннее
заседание
11.00 – 14. 00
Иванов
Вяч. Вс. (РГГУ-МГУ-UCLA)
Пчелов Евгений (РГГУ) - Мифология самозванства в пост-советской России
Зенкин С. Н. (РГГУ) - Сартр и Барт об игре с мифами
Фельдман
Давид (РГГУ) - Мифологизация понятий
репрессии и реабилитации в советском и
постсоветском культурном контексте.
Пензин
Алексей (ИФРАН) - Мифологии государства
Тимофеева Оксана (ИФРАН) - Животное, миф, фашизм.
Обед - 14.00 –
15.00
Дневное
заседание
15.00 – 17.30
Девлин Джудит (ун-т Дублина, Ирландия) - Мифологии Сталина
Сосланд
Александр (РГГУ) - Миф,
транс, желание.
Костикова
Анна (МГУ, философ. ф-т)
- Перспективы
воображающего субъекта
Марков
Александр (МВТУ им. Н. Баумана) - Мифология,
идеология и рационалистическая культура
в новейшей Греции
Файбышенко
Виктория (Ин-т культурологии) - Образование
и статус мифа в идеологическом сознании.
Дискуссия
Утреннее
заседание
11.00 – 13.30
Панова
Ольга (МГУ, филологич. ф-т)
- Вера
или игра? Опыт анатомии контркультурного
мифа.
Рабинович
Вадим (Ин-т культурологии) - Жить
в мифе удобно, а умирать – нет
Иванченко
Галина (ВШЭ, ф-т социологии) - Любовь
и страсть: неактуальные мифологии
Леонтьев Дмитрий (МГУ, психологич. ф-т) - Мировоззрение и бытие-в-мире: кто кого.
Желтова Елена
(ИИЕТ) - К вопросу о
модальности культурных мифов
Дискуссия - 13.30-14.00
Обед - 14.00 –
15.00
Дневное
заседание
15.00 – 17.00
Ожиганова
Анна (Ин-т этнологии и антропологии
РАН) - Мифологемы «болезни»
и «исцеления» в современных
эзотерических учениях.
Ларионова Юлия (Ин-т этнологии и антропологии) - Феномен современного народного целительства: личная легенда и автобиографический миф.
Смолянская
Наталья (РГГУ) - «Чем
должно быть искусство» и другие
авангардистские мифы
Левкиевская
Елена (Институт славяноведения РАН) - Миф
в его когнитивном и коммуникативном
аспекте.
Нилогов Алексей (МГУ, философ. ф-т) - Мифологема, предшествующая мифу: к философии антиязыка.
Дискуссия -
17.00 –17.30
Конференция пройдет в аудитории 273 главного корпуса РГГУ.
Организатор конференции - А.И. Сосланд
Фельдман
Давид (РГГУ).
Мифологизация понятий репрессии и
реабилитации в советском и постсоветском
культурном контексте.
В докладе кратко описана история понятий «реабилитация» и «репрессии» применительно к советскому политическому контексту.
Анализируются функции этих понятий в советской пропаганде, советском законодательстве, а затем – в постсоветском законодательстве. Соответственно, анализируются функции таких понятий, как «реабилитированный» и «репрессированный».
Показано,
что понятие «реабилитация» использовалось
с апреля 1953 г. в качестве символа нового
периода истории советского государства,
начавшегося после смерти И.В Сталина, а
понятие «репрессии» с февраля 1956 г.
использовалось как символ
предшествовавшего периода.
Также
показано, что понятие «реабилитированный»
с марта 1953 г. использовалось не как
юридический термин, а в качестве
положительной характеристики. Статусом «реабилитированного»
подразумевалось не столько оправдание
ранее осужденного или обвиняемого сколько
безоговорочное признание хорошим
человеком, пострадавшим без вины.
Аналогичным образом использовалось
понятие «репрессированный». «Репрессированным»
мог быть признан только «реабилитированный»,
а тот, кого не признавали «реабилитированным»
не имел и статуса «репрессированного».
Негативная оценка деятельности
осужденного или обвиняемого - вне
зависимости от законности осуждения или же
обоснованности предъявленных обвинений –
была достаточной причиной отказа в статусе
реабилитированного. Официальное изменение
оценки, в свою очередь, обусловливало
пресловутую «реабилитацию», т.е. и
получения статуса «репрессированного».
Данная закономерность прослеживается и в
постсоветском законодательстве. Оно все
еще «мифологизировано».
Пензин
Алексей (ИФРАН). Мифологии
государства.
Актуальность
темы связана с господствующей политической
риторикой, которая утверждает, что в 90-е
годы "не было государства",
царствовала "анархия", а затем
произошло "чудо" возрождения -
появилось "сильное государство", "вертикаль
власти" и пр. Возникает пролиферация
мифологий, связанных с этими изменениями в
официальном дискурсе ("Империя" и т.д.)
Базовые теоретические референции - работа
Эрнста Кассирера "Миф государства" и
написанная примерно в это же время работа
правого теоретика Карла Шмитта "Левиафан",
а также современные критические дискуссии,
связанные с проблемой государства в
условиях глобализованного мира,
рассматриваемые с точки зрения анализа
производства мифологий.
Тимофеева Оксана (ИФРАН). Животное, миф, фашизм.
Доклад
будет посвящен анализу конкретной
структуры, связывающей между собой эти три
феномена. Речь
пойдет, в частности, о деятельности Ж. Батая
и "Коллежа социологии", где
французскими интеллектуалами была
предпринята попытка "имманентного"
изучения фашизма в его связи с мифом и
сакральным. Однако обращение к опыту 1930-х
годов связано вовсе не с поптыткой
проведения каких-либо исторических
аналогий, а с обнаружением некой типической,
воспроизводящейся структуры. Также будет
обоснован при помощи некоторых современных
философских источников (тексты Агамбена,
Нанси, Лаку-Лабарта) некий теоретический
подход к исследованию того, какова эта
структура и чем именно обусловленны
различия форм, которые она принимает в
конкретной исторической ситуации - в 1930-х
годы, в современном мире и, наконец, в
сегоднящней России.
Марков
Александр (Ин-т стали и сплавов). Мифология, идеология и
рационалистическая культура в новейшей
Греции.
Жанровое
новаторство древнегреческой словесности
состояло как в создании жанровых образцов,
так и в создании канонических форм
выражения (таких, напр., как похвала или
порицание). Если в европейском жанровом
сознании основой развития художественной
литературы стало только первое открытие, а
второе было воспринято через призму
формальной стилистики и не получило
самостоятельного развития, то в Греции во
все эпохи оставались равно значимы обе
новации. Это во многом и определило
отношение греческой культуры к мифу в
новейшее время -- время идеологий. Идеология
воспринимается как некий вариант
этиологического мифа, а идеологическое
изложение рассматривается как сбор
материалов для основательного
исследования. При этом прежде всего
культивируется субъективное видение:
только оно позволяет устанавливать
историческую причинность, тогда как всё "объективное"
делает необъяснимым любое из описываемых
событий. В качестве материала в докладе
рассмотрены греческая рецепция
психоанализа (труды А. Эмбирикоса) и
новаторская теология культуры (Хр. Яннарас,
И. Романидис и др.). Греческий гуманитарный
дискурс приходит к совершенно особому
методу "неомифологического"
повествования, которое постоянно
возвращается в ту же точку, из которой
начинается любое рассуждение внутри него.
Панова
Ольга (МГУ,
филологич. ф-т). Вера или игра? Опыт анатомии
контркультурного мифа.
Складывание контркультурной мифологии, ее культурные истоки. Разные типы контркультурного мифа (психоделический миф, неоязычество, раличные формы религиозной эклектики, «нью-эйдж», социально-утопические идеи и т.д.), фигуры «учителей» (от Маркузе, Лири, Маккенны, рок-поэтов до киберпанка). Бытование контркультурного мифа и его отличие от «безрелигиозной религиозности» в европейской культуре атеистической эпохи. Синкретизм контркультурного мифа, связь мифа с новой социальной практикой, эстетикой, попытка выстраивания новой культурной и философской антропологии.
Желтова
Елена (ИИЕТ). К
вопросу о модальности культурных мифов
В
докладе рассматриваются фазы развития
культурных мифов с точки зрения их (мифов)
модальностей. Автор исходит из положения Р.
Барта о том, что для возникновения такого
мифа необходимы два элемента: предмет и
высказывание о нем, заслоняющее
собственную реальность предмета.
Показывается, что подобное высказывание
порождает миф, когда оно открывает для
общества новую возможность
(которая не обязательно будет реализована).
Предлагаемый подход к исследованию «возможностной»
стадии мифа отталкивается от монографии М.
Эпштейна «Философии возможного».
Обсуждается вопрос об возможных
модальностях мифа. Показывается, что если
породившее миф высказывание осмысливается
в модальности необходимого, то возникает
одержимость мифом. Если же оно
осмысливается как невозможное, то миф
умирает. В заключение делается вывод, что
степень воздействия мифа на культуру во
многом определяется его модальностью.
Ожиганова
Анна (Ин-т
этнологии и антропологии).
Мифологемы «болезни» и «исцеления» в
современных эзотерических учениях.
Для
современного человека сфера
здоровья остается сакральной,
наполненной магическими ритуалами и
религиозными переживаниями. Свидетельство
тому - широкое
распространение альтернативных
целительских (оздоровительных) систем,
связанных с так
называемой новой религиозностью, эзотерической
субкультурой.
В основе оздоровительных практик лежат системы восточной и нетрадиционной медицины (индийская йога, цигун и т.п.), идеи средневекового европейского оккультизма, а также новейшие методики современной психотерапии (холотропное дыхание, глубинный массаж - рольфинг), биоэнергетика. В качестве универсальной черты выступает стремление к созданию целостной концепции человека, отрицание дихотомии «души» и «тела».
На использовании потока энергии “ки” основана система естественного исцеления Рейки. В движении Сахаджа-йоги оздоровление организма достигается путем разнообразных практик: чистка чакр, поднятие Кундалини и т.д. Целительская система Авессалома Подводного представлена в качестве эзотерического массажа и эзотерической гимнастики и непосредственно связана с астрологическими построениями.
Ларионова Юлия (Ин-т
этнологии и антропологии). Феномен
современного народного целительства:
личная легенда и автобиографический
миф
Путь
в народное целительство: личная легенда или
автобиографический миф.
Реинкарнация традиции через поиск или
конструирование корней (на примере
неошаманизма).
1.
Событие - инициация: социальный/смысловой/физиологический
кризисы как внешний толчок к созданию
личной мифологии.
2.
Формирование модели личной легенды: поиск и
конструирование новых связей для личной
легенды.
3.
Адаптация в социуме в новом качестве:
трансформация личной легенды в
автобиографический миф.
4.
Формирование модели автобиографического
мифа и предъявление ее в социуме:
самооценка воздействия
и создание автобиографического мифа.
Смолянская
Наталья (РГГУ). «Чем должно быть искусство» и
другие авангардистские мифы.
Кто
только не писал и не говорил на тему
авангарда. А между тем, сам термин не
подразумевает ясности употребления, но
множество дополнительных ассоциаций
свидетельствуют о мифологизации понятия,
причем этот миф, как и полагается, не один, а
множество.
Здесь
и авангардистские утопии, и связка авангард-тоталитаризм,
и миф об исключительности,и о необходимой
идеологической ангажированности, и миф о
"решетке", и миф о "возвышенном"...
Наш
выбор темы совпадает, в том числе, с выбором
Бориса Гройса, которые объясняет его тем,
что "в основе его лежало определенное
представление о том, чем является и чем
должно быть искусство". Последнее
явлется определяющим в том дискурсе
легитимации искусства, который черпает из
источников романтизма.
Несмотря
на то, что эпоха романтизма давно
закончилась, многие постулаты старого
дискурса питают новые мифологии и
метамифологии.
Все еще актуальны слова Барта: "сегодня мы можем пока выбирать только из двух одинаково односторонних методов: или постулировать существование абсолютно проницаемой для истории реальности и заниматься идеологизацией или, же наоборот, постулировать существование реальности, в конечном счете непроницаемой и не поддающейся никакому анализу, и в этом случае заниматься поэтизацией.."
Левкиевская
Елена (Институт славяноведения РАН). Миф
в его когнитивном и коммуникативном
аспекте
В докладе будет предложено определение мифологического текста как формы сохранения и реализации мифологического знания и рассмотрены его речевые жанры (быличка, поверье, дидактический текст и др.). Мифологическая информация, содержащаяся в тексте и языковые способы ее воплощения непосредственно зависят от двух параметров - когнитивного и коммуникативного. Во-первых, от имплицитно существующих в традиции семантических моделей (термин Т.А. ван Дейка), по которым строятся, воплощаются и опознаются мифологические представления носителями данной традиции, а во вторых, - от коммуникативной среды, в рамках которой происходит порождение и воспроизведение мифологических текстов (статуса адресата и адресанта, хронотопа, целей и условий коммуникативного акта). В докладе будет показано, как текст актуализирует семантические модели мифа, существующие в традиции, и как изменяется качество мифологической информации, содержащейся в тексте, в зависимости от изменения условий коммуникации.
Нилогов
Алексей (МГУ,
философ. ф-т). Мифологема,
предшествующая мифу: к философии антиязыка
Самой рабочей мифологемой в философии XX века была онтология присутствия/отсутствия, наиболее детально проблематизированная в трудах М. Хайдеггера и Ж. Дерриды. И тот, и другой – последовательные соссюрианцы. Первый – сосредоточился на означаемом знака, второй – на его означающем. Если Хайдеггер всю свою философию увязал в онтологемах, с помощью которых пытался прояснить бытие как Означаемое, то Деррида отдал предпочтение Означающему, возведя знаковую репрезентацию мира в зловещий абсолют. «Репрезентация никогда не может быть элементом настоящего, она лишь следует жизни мира и потому всегда запаздывает по отношению к ней. Выпадение из настоящего времени не позволяет знаку обслуживать, фиксировать, репрезентировать присутствие человека при жизни мира. Существование знака лишается смысла, а знак, в свою очередь, лишается и своего реального существования» (Е. Н. Гурко). Однако верифицируя присутствие в поисках его номинальных единиц, критику семиотизма бытия следовало бы заменить на критику тотальной интенциональности человеческого сознания, не позволяющей представить бессмысленное в гетто «différance», отчего алогический дискурс может полагаться исключительно через внушение.
Пролегоменами к «Критике интенционального разума» может стать философия антиязыка, отменяющая дерридианский принцип «изначального опоздания», согласно которому означающие опаздывают к своим означаемым, а означаемые в свою очередь – к собственным референтам.
Антиязык представляет собой совокупность классов антислов, а вернее – названий для таких классов. В настоящее время лексикон антиязыка насчитывает свыше сотни классов, первым среди которых стал класс футурологизмов.
Футурологизмы – название для одного из классов антислов, особых пустых понятий, не обладающих содержанием и объёмом (или – обладающих пустым содержанием и пустым объёмом), но обозначающих реалии будущих поколений, которые предваряют прогностические возможности поколений современников. Примеры футурологизмов как футурологизмов отсутствуют, располагая лишь семантической виртуальной наполненностью. Футурологизмы – это действительно существующие инварианты, которые своей фактичностью отрицают существование собственных же вариантов.
Футурологизмы («естественные симулякры») реализуют прорыв к означаемым, обходя означающие. В столь патовом истолковании теория футурологизмов больше всего противоречит онтолого-семиотической («о-грамматологической», деконструктивистской) концепции Ж. Дерриды.
Теория футурологизмов обосновывается в рамках лингвистической футурохронии. Лингвистическая футурохрония – это метаязыковой метод изучения отношений между «неприсутственными» онтологическими статусами знаков естественного языка. Данный метод позволяет выявлять в языке такие элементы, которые остаются по большому счёту незамеченными в результате применения диахронического и синхронического методов исследования. Речь в первую очередь идёт о лингвистических онтологизмах – метаязыковых понятиях, с помощью которых производится полноценная дескрипция бытийной природы языка.
Www.kundalini-yoga-mos.ru йога в москве занятия cмотри на сайте.