начало    программа курса    библиотека    речи студентов    библиография    ссылки   РАШ

 


ПРОГРАММА КУРСА


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВОПРОСЫ
1. Введение в предмет. Риторика как идеоречевой феномен.

2. Предпосылки и условия возникновения «риторической ментальности». Риторика в античности.

3. Риторика в поздней античности и христианской средневековой культуре.

4. Риторика в контексте Возрождения и новоевропейской культуры.

5. Риторика в ХХ столетии.

6. Классические риторические схемы и правила.

1. Риторика в системе коммуникации.

2. Риторика и философия в античности.

3. Классические схемы и правила риторики.

4. Риторика и раннехристианские авторы.

5-6. Риторики в ХХ столетии. Риторика, семиотика и структурализм. Риторика и технологии коммуникативного воздействия.

7. Риторический практикум.

1. Анализ текста источника.

2. Подготовка реферата монографии.

3. Комментирован-
ный конспект.

4. Упражнения по составлению речей.

5. Блиц-контроль-
ные.

6. Тесты.

7. ЗАЧЕТ.

Источники

Основная литература

Дополнительная литература

 

Контрольные вопросы к курсу

Примерные вопросы «блиц-контрольных»

Примеры тестов.

Тематика рефератов, курсовых работ

 

АННОТАЦИЯ

Курс лекций и семинарских занятий по риторике входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и предназначен для студентов факультета истории искусств, обучающихся по специальности .№ 020600 - Культурология.

Предмет курса - риторика как теоретическая и практическая дисциплина. Важность риторики в контексте культурологического и, шире, гуманитарного образования определяется тремя основными параметрами:

1) риторика представляет собой определенное культурное отражение глобального идеоречевого феномена «мысль-слово»;

2) риторика является рефлексивным слоем (на уровне теории и практики) сферы речевой коммуникации;

3) риторика – одна из существенных составляющих ментального плана всей европейской культуры.

Исходя из важности риторики в общем цикле гуманитарной человеческой деятельности, эта дисциплина должна занять одно из важнейших мест в подготовке студента-культуролога.

Теоретическое умение распознавать риторические ходы мысли и слова в самых разных формах коммуникации (в том числе не только вербальной, но и, например, визуальной) способствует критическому подходу к феноменам культуры, позволяет вырабатывать специфическую профессиональную культурологическую рефлексию относительно форм и способов коммуникации.

Прикладное значение риторики в подготовке студента-культуролога, как и любого гуманитария, определяется необходимостью практического овладения различными коммуникативными стратегиями, устными и письменными жанрами в разных коммуникативных ситуациях.

Основная цель курса риторики – содействие тому, чтобы студенты усвоили целостность риторической парадигмы культуры как систему внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных теоретических и практических компонентов.

Задачи курса определяются внутренним содержанием самой риторической парадигмы и могут быгь разделены на два блока.

I. Задачи, связанные с теоретическим и практическим усвоением риторики как одного из основных феноменов идеоречевой деятельности человека:

- прояснение базовой связи содержание-выражение (означаемое-означающее) в контексте акта коммуникации;

– теоретическое усвоение сущности основных коммуникативных стратегий (включая автокоммуникацию) как речевого оформления парадигматических «жанров сознания» (М.М.Бахтин);

- практическое овладение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу.

II. Задачи, связанные с историко-культурным аспектом бытования риторической парадигмы:

- создание целостного представления об исторических и социокультурных предпосылках возникновения «риторической ментальности» в европейской культуре;

- осознание специфики основных исторических этапов развития риторики как отражения динамики европейской культуры;

- усвоение историко-культурных связей риторики как отдельной дисциплины с философией, наукой, литературой и т.д.

Необходимо выделить следующие требования к уровню освоения содержания курса.

Теоретические требования: знать основные этапы развития риторики в европейской культуре, в особенности специфику античной риторики. Знать риторическую терминологию античности, основные разделы античной риторики, риторические фигуры и тропы.

Практические требования: Уметь выявлять в письменном тексте примененные автором риторические приемы; уметь распознавать разные виды коммуникативных стратегий в речевой практике; уметь составить и произнести речь определенного жанра в моделируемой коммуникативной ситуации.

ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в предмет. Риторика как идеоречевой феномен.

Введение. Понятие коммуникации. Коммуникация в системе социальных процессов и культуры. Семиологические основания коммуникации. Знак и значение. Знаковая система и язык. Язык в его отношении к речи. Система языков социума.

Речь как предмет прагматики. Речь и высказывание. Структура ситуации речевого общения: субъект, адресат и объект высказывания. Коммуникативная интенция и актуальный смысл высказывания. Понятие дискурса и общие принципы понимания и интерпретации речи. Дискурс как коммуникативное событие и культурно значимая традиция речи.

Речь как предмет риторики. Речевая деятельность и общие принципы коммуникативного целеполагания: информирование, убеждение, мнение. Определение риторики. Основные формы риторической речи - диалог и монолог. Диалектика диалога и монолога.

Проблемы взаимодействии мысли и речи. Коммуникация и основные «жанры сознания»: объективация и воздействие (различные его типы: вопрошание, просьба, повеление, побуждение, убеждение). Отражение жанров сознания в речевых и, локальнее, литературных жанрах (например: обьективирование субъекта и//или предмета как наррация, лирический монолог, научный трактат и т.д.).

Соединение разных жанров сознания в акте речевого выражения. Теория речевых актов. Понятие коммуникативной стратегии. Роль рефлексии в речевом воздействии. Коммуникативный замысел и средства его воплощения. Ментальные и речевые топосы. Риторика как наука о ментальной и речевой топике.

Тема 2. Предпосылки и условия возникновения «риторической ментальности». Риторика в античности.

Истоки древнегреческого красноречия, его связь с социальными процессами. Афинская демократия и «интеллектуальная революция» V–го в. до н.э. Софисты и Сократ: исходные философские предпосылки в отношении к «речи». Речь как выражение истины и речь как выражение «воли к власти».

Риторика и софистика; риторика и философия: речь как «убеждение» и речь как «высказывание предмета». Отношение риторики к философскому диалогу. Диалоги Платона.

Ораторы и риторы классической эпохи: Лисий, Исократ, Демосфен. Политическое, судебное и торжественное красноречие. Риторика и новый тип образования. Риторическое учение Аристотеля как теоретическая систематизация риторической практики. «Греческий« вариант риторики как «искусства убеждения «.

Ораторское искусство эпохи эллинизма. Риторика как технология. Римское доцицероново красноречие. Цицерон, его речи и риторические сочинения. Риторика и ораторское искусство ранней Римской Империи. Сенека, Квинтилиан. «Римский» вариант риторики как «искусства говорить хорошо».

Греко-римское красноречие периода «второй софистики». Плутарх, Дион Хрисостом, Элий Аристид, Апулей. Риторика как система и как подход к обобщению действительности.

Тема 3. Риторика в поздней античности и христианской средневековой культуре.

Конфликт раннехристианского сознания и «риторической ментальности». Неприятие риторики как сердцевины языческой образованности некоторыми раннехристианскими мыслителями. Необходимость освоения риторики в связи с жанром проповеди. Раннехристианская проповедь (по новозаветному канону). Послания Павла, Евангелие от Луки и риторика. Христианская аполегетика и II-III вв. Иустин Философ, Григорий Неокесарийский, Киприан Карфагенский. Проповедь и риторика.

Позднеаттическое красноречие: Либаний, Гимерий. Связь риторики и восточной патристики IV в.: Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Западная патристика IV-го в.; Августин Блаженный.

Средневековая латинская риторика ее влияние на литературу. Схоластическая риторика. Роль риторики в средневековом университетском образовании. Особенности византийской риторики. Риторика в Древней Руси.

Тема 4. Риторика в контексте Возрождения и новоевропейской культуры.

Античный риторический идеал и культура Возрождения. «Возрожденческий» тип риторики: риторики как «искусство украшения». Гуманистическая риторика.

Возникновение национальных европейских культур и рефлексий о языке и речи с точки зрения национального самосознания: влияние риторики на становление языкового сознания нации. Определение риторикой главных принципов стиля и попытки создания литературной нормы. Развитие переводческой деятельности и искусства перевода как приложения к риторической доктрине.

Риторика в системе искусств и наук раннего нового времени. «Реформистская» и светская риторика ХVII в. Укрепление связей риторики и логики: картезианство, логика Пор-Рояля и риторика. Роль риторики в формировании стилей барокко и классицизма.

«Торжество риторики» в ХVIII веке. Рационалистская энциклопедическая риторика, ее выраженная логистическая направленность и усиленный интерес к языку как компоненту логоса. «Аффективная» риторика «движений души» и порождаемая ею новая стилистика; ведение в риторику понятий образа и воображения. Содержательные проявления риторики в ХVI-ХVIII вв: определенная когнитивная программа; образовательная программа; элементы научного знания; техника литературного мастерства; теория стилей.

Кризис риторики в ХIХ веке. Оппозиция «классицизм-романтизм» и борьба романтизма против риторики. Противостояние романтиков концепту «нормы» и системам жанровых и стилистических предписаний.

Тема 5. Риторика в ХХ столетии.

Ренессанс теоретической риторики в XX в. Утверждение формализма в области науки и искусства в начале столетия. Предпосылки неориторики: идеи Ф. де Соссюра, развитие лингвистики и семиотики. Риторическое «возрождение» во Франции: 50-е годы. Труды Р. Барта, Ж.Женета, Цв. Тодорова. Риторический кружок Льежского университета (70-е годы).

Взаимосвязь неориторики со структурализмом, семиологией и новой критикой; неориторика как оппозиция структуралистской идеологии. Неориторика и теория речевой деятельности; неориторика и прагматика коммуникации. Типология неориторики: аргументативная риторика; метариторика; общая риторика; парариторика. Связь риторики с современной философией, логикой, теорией и практикой литературы.

Типология дискурсов с точки зрения неориторики: информативный, эмотивный и фигуративный дискурс. Феномен речевой агрессии. Общие принципы агональной коммуникации. Предыстория вопроса: традиция софистики и фигура ритора. Агональные дискурсы современной культуры. Дискурсы масс-медиа: риторика рекламы, новостей, публицистики. Дискурсы политики: риторика парламента, оппозиции, выборной кампании. Дискурсы власти: риторика политического лидерства, авторитаризма и олигархии. Агональный характер дискурсов современных сектантских движений.

Прикладные аспекты риторики. Риторика и дидактика: формирование в ходе учебно-воспитательного процесса языковой личности (ритора). Риторика и пропаганда: техника воздействующей коммуникации. Риторика в социальной и политической жизни демократических и тоталитарных обществ. Риторика и массовая культура; риторика и реклама. Риторика и машинные технологии: создание нематематических алгоритмов мыслеречевой деятельности.

Перспективы неориторики в области теории и практики.

Тема 6. Классические риторические схемы и правила.

Классическая парадигма риторики. Модусы публичной речи: этос (нравственное начало), логос (мысль, заключенная в речи) и пафос (чувство, вложенное в речь). Фигура оратора. Модусы риторического акта: inventio (определение темы; «изобретение»; поиск аргумента), dispositio (развертывание темы; «расположение»; поиск порядка аргумента), elocutio (выражение темы в слове; «украшение»; словесная орнаментация), memorio (запоминание речи), actio (произнесение речи; красноречие «голоса и жеста»).

Инвенция как «предварительная рефлексия'». Выбор цели и темы. Схема инвенции: нравы; аргументы; страсти. «Нравы»: качества, позволяющие оратору установить контакты с аудиторией; создание «образа оратора». Аргументы: доказательства своей правоты и правильности сказанного. Главные виды аргументов: силлогизм; энтимема; эпихейрема; дилемма; сорит. Аргументация по происхождению: пример; индукция; «личный» аргумент. «Общие места» аргументов: дефиниция; сравнение; обстоятельство. «Страсти»: учение о страстях как основа воздействия на аудиторию.

Диспозиция как аранжировка элементов, полученных в результате инвенции. Классическое деление текста на «части речи»: введение; предложение, или теорема; повествование; подтверждение; опровержение; заключение. Правила каждой «части речи».

Мемория как способы запоминания речи. Классическая мнемотехника «локусов».

Элокуция как словесное оформление мысли. Идея уровневой организации текста. Риторические фигуры. Фигуры мысли и фигуры речи. Тропы и их классификация.

Инсценирование речи как практическая устная реализация текста. Ораторство и актерское мастерство. Техника речи. Методические приемы голосо-речевого тренинга. Дыхание и голос. Артикуляция и дикция. Жестикуляция и мимика. Мелодика речи.

Техника ораторского выступления как завершенная модель речевой деятельности, описывающая полный идеоречевой цикл.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Пояснительная записка.

Семинарские занятия по риторике предполагают усвоение студентами теоретичесих знаний в виде практических умений и навыков.

Содержание семинарских занятий связано с необходимостью выработать у студентов навыки составления речей разных жанров и с различными коммуникативными задачами и стратегиями.

Цель семинаров - научить студентов анализировать чужие речи, обнаруживая в них систему риторических приемов, а также составлять собственные речи, соответствующие коммуникативной ситуации.

Формы работы на семинарах: анализ текстов; составление речей; доклады по отдельным темам.

Семинарское занятие 1. Риторика в системе коммуникации.

Проблема занятия: анализ основных категорий риторической парадигмы в контексте теории коммуникации. Практическая задача семинара – самостоятельное выделение студентами важнейших понятий теории коммуникации путем анализа смоделированных на занятии речевых ситуаций. Следующий шаг – теоретическое осмысление возникших «интуиций» с помощью определений современной науки.

Результатом должно стать осознание следующих понятий: объективация и репрезентация сознания; коммуникация; речевое взаимодействие; коммуникативная задача и стратегия; речевой жанр; ментальные и речевые топосы.

Обязательная литература

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 250-296.

Дополнительная литература

Общая риторика: пер. с фр. // Ж.Дюбуа и др. М., 1986.

Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Сост. В.М. Сергеев, П. Б. Паршин. М., 1987.

Безменова Н.А., Герасимов В. И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984. С. 211-224.

Семинарское занятие 2. Риторика и философия в античности.

Проблема занятия: выяснить разницу античной философии и риторики в подходе к «логосу». Различия теоретических оснований и практического воплощения в «речи» философского и риторического подходов к слову выявляются и анализируются на материале диалогов Платона «Федр» и «Софист».

Вопросы к семинару:

Как можно определить тему диалога «Федр»?

Какова композиция диалога и в чем содержательная связь обрамления (начальная и завершающая части) с центральной частью — второй речью Сократа?

Как построена речь Лисия ? Чем она схожа и чем отличается от первой речи Сократа?

В чем подоплека критики Сократом речи Лисия ? Зачем Платону понадобилось вводить в текст две речи Сократа ?

Как построена речь Сократа об Эроте и в чем ее отличие от предыдущих речей?

Каковы идеи Платона о построении правильной речи и чем они отличаются от риторических воззрений ?

Что значит «высказывание истины предмета» с точки зрения Платона и какое речевое оформление соответствует такому высказыванию?

Как вы понимаете метафору «тело речи» и как она выражена у Платона на уровне рефлексии и в самом способе построения текста?

В чем, по мнению Платона, заключается единство поэзии, софистики и риторики в отличие от философии (по диалогу «Софист»)?

Как можно интерпретировать выражение «речь как воля к власти» на материале диалога Платона «Горгий»?

Источники

Диалоги Платона «Федр», «Софист», «Горгий». Любые издания.

Обязательная литература.

Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. М., 1997.

Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие запада. М., 1998.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия? М.,1999.

Семинарское занятие 3. Классические схемы и правила риторики.

Проблема занятия: усвоение основных схем и правил классической риторики с помощью анализа речей Лисия, Демосфена, Исократа сквозь призму «Риторики» Аристотеля.

Вопросы и задания к семинару:

Каковы основные жанры классического античного красноречия?

Чем отличаются эпидейктическая, судебная, политическая речи с точки зрения их целей и построения?

Проанализируйте топосы инвенции, диспозиции и элокуции разных типов речей у Аристотеля. Как они реализуются в судебной речи Лисия, политической речи Демосфена, эпидейктической речи Исократа? (Для разбора заранее предлагаются конкретные речи).

Источники

Лисий. Речи. М., 1994.

Демосфен. Речи. Т. I, II, III. М., 1994-96.

Аристотель. Риторика. Кн. III. // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Античные теории языка и стиля (антология текстов). М., 1996.

Обязательная литература

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. 0 поэтах. М., 1997. С. 556-589.

Дополнительная литература

Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля «Риторика». М., 1987.

Семинарское занятие 4. Риторика и раннехристианские авторы.

Проблема занятия: уяснить причины «отталкивания» раннехристианской словесности от исторической парадигмы и обратного «притяжения» к ней. Отношение христианской культуры раннего периода к риторике анализируется на материале Посланий ап. Павла, Евангелия от Луки и трактата бл. Августина «Об учителе».

Вопросы и задания к семинару:

Почему раннее христианство не приемлет риторических правил? Как это обосновывается в трактате Августина «Об учителе»?

Проинтерпретируйте представления Августина о «вещи» и «знаке» с точки зрения платонизма и с точки зрения риторики. Что такое для Августина разница «внутреннего» и «внешнего» (содержания-выражения) и как это представление связано с отрицанием ценности риторики?

Как внутри текста Августина присутствует противоречие и взаимодействие риторики и философии – в плане содержания и в плане выражения ? В чем жанровые признаки «философии» в тексте и где обнаруживается воплощение риторической парадигмы?

Проанализируйте, как риторика проявилась в Посланиях ап. Павла и в Евангелии от Луки. В чем проявляется в названных текстах риторическое учение о «нравах», «аргументах», «страстях»? Выявите риторические способы аргументации и элокутивные элементы в 1-ом Послании к Коринфянам и в Евангелии от Луки; выделите известные вам фигуры и тропы. Сделайте выводы, каким образом в жанре раннехристианской проповеди реализуется риторическая техника воздействия на аудиторию.

Источники.

Евангелие от Луки.

Послания ап. Павла.

Бл. Августин. Об учителе // Блаженный Августин. Творения. Том первый. Об истинной религии. СПб; Киев. 1998.

Обязательная литература

Гаспаров МЛ. Античная риторика как система // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах. М., 1997. С. 556-589.

Дополнительная литература

Античные теории языка и стиля (антология текстов). М., 1996.

Семинарское занятие 5 (рассчитано на 4 часа). Риторики в ХХ столетии. Риторика, семиотика и структурализм. Риторика и технологии коммуникативного воздействия.

Проблемы занятия: во-первых, выяснить социокультурные и теоретические основания «риторического возрождения» ХХ века и эксплицировать его связь с современными «формалистическими» направлениями в науке и искусстве; во-вторых, понять связь риторических техник и массовых технологий воздействия.

Решение первой задачи предполагает анализ некоторых текстов, которые можно отнести к неориторическому движению и одновременно к влиятельным научным направлениям XX века — структурализму и семиотике.

Решение второй задачи реализуется через анализ конкретных вербальных и визуальных текстов массовой культуры; детально анализируются способы построения конкретной политической речи и рекламного ролика.

Вопросы и задания к семинару.

1) В чем общность теоретической и культурной позиции Р. Барта в его работах «Структурализм как деятельность», «Риторика образа» и «Смерть автора» и У.Эко в книге «Отсутствующая структура (введение в семиологию)»?

Сравните понятие структуры у Р.Барта и У.Эко и понятие топоса в структурализме.

Как вы понимаете концепцию '"смерти автора» и по каким основаниям можно связать ее с идеологией «общих мест» классической риторики.

2) Как риторические техники осуществляются в массовой культуре, и, в частности, политической пропаганде и рекламе?

Проведите риторический анализ публичной речи политического деятеля (предлагается конкретная речь) по следующим параметрам:

-существо излагаемых взглядов;

-эффективность речи (восприятие и оценка ее аудиторией);

-образ политического деятеля, созданный оратором;

-качества речи: вербальные (литературность и образность языка) и невербальные (интонация, экспрессия, мимическое и пантомимическое сопровождение речи).

Сравните реальный образ политического деятеля, выявленного в результате выступления, с некоторым идеальным образом политика, притягательным для избирателя (надежный, демократичный, независимый, трезвомыслящий, передовых взглядов и т.д.), чтобы выявить структуру «ядра» личности политического оратора, поставленного в данные конкретные условия коммуникации.

Проанализируйте (разбор проводится на занятии в видеоклассе) риторическую технику рекламного ролика на основании методики анализа рекламы у Р.Барта и У. Эко.

Обязательная литература

Ролан Барт. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 297-318.

Умберто Эко. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. М., 1998. С. 33-120; 176-202.

Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168.

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. № 22. 1996.

Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1999.

Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы // Под ред. И.А. Безменовой. М., 1987.

Безменова И.А. Массовая коммуникация в свете «отраженной» риторики // Роль языка в системе средств массовой коммуникации. М., 1986.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.

Дополнительная литература

Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Сост. В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. М., 1987.

Проблемы эффективности речевой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина. М., 1989.

Риторика и стиль / Под ред. И.В. Рождественского. М., 1984.

Рождественский И.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой коммуникации // Роль языка в системе средств массовой коммуникации. М., 1986.

Барт Р. Пеномоющие средства. Операция «Астра». «Глубинная» реклама //Мифологии. М., 1996

Вулф Н. Миф о красоте // Иностранная литература. 1993. №3.

Горшев И. Образ женщины в рекламе // Женщина, гендер, культура. М., 1999.

Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. М., 2000

Туркина О. Пип-шоу (идеоадаптация образа женщины в российской рекламе) // Женщина и визуальные знаки. М., 2000

Юрчак А. По следам женского образа // Женщина и визуальные знаки. М., 2000

Семинарское занятие 6. Риторический практикум.

Проблема занятия: практическая реализация теоретического материала, т.е. демонстрация студентами умения составить речь определенного типа для конкретной коммуникативной ситуации.

Анализируются предварительно составленные и произнесенные на семинаре речи с точки зрения:

– коммуникативной ситуации, коммуникативного замысла автора и используемого им речевого жанра;

– созданного в речи образа оратора и типа аудитории, на которую рассчитана речь;

– конкретных риторических приемов, осуществляющих замысел;

- грамматической правильности; уместности и точности языка;

- внятности выражения мысли и оригинальности подачи материала.

– средств невербального воздействия: поза, жесты, мимика, голос (звучность, темп, произношение и артикуляция).

Обязательная литература

1. Сопер Поль Р. Основы искусства речи. М., 1992.

2. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

Дополнительная литература

3. Гринь Н.А. Риторика:Тексты лекций. 1995.

4. Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М., 1992.

Завозит настоящие часы De Bethune http://crystalgroup.ua магазин в Донецке
Используются технологии uCoz