СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Предусмотрены следующие промежуточные формы контроля:
–
контрольные задания в виде письменного анализа текста;– комментированный конспект текста;
– подготовка реферата монографии;
– составление письменных и устных речей разных жанров, в том числе домашние задания и блиц-задания на семинарских занятиях в форме импровизированных мини-речей на заданные темы;
– «блиц-контрольные»;
– тесты.
Усвоение основ риторической техники предполагает умение находить в тексте риторические приемы и анализировать конкретные способы воздействия автора текста на аудиторию.
Студент с помощью преподавателя выбирает из предлагаемого ниже перечня одну позицию и проводит письменный разбор текста по заданным предварительно параметрам. Объем выполненного задания – 3-5 страниц.
1. Диалог Платона «Апология Сократа».
2. Судебные речи Лисия.
3. Политические речи Демосфена.
4. Эпидейктические речи Исократа.
5. Речи Цицерона.
6. Речи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.
7. Речи Либания и проповеди Иоанна Златоуста: сравнительный анализ.
8. Анализ риторических приемов в Посланиях ап. Павла.
Если студенту удается обнаружить в тексте
– 90-100% риторических приемов, рассмотренных ранее на занятиях, он получает 10 баллов.
– 70- 90 % – 5 баллов.
– 50-70 % – 3 балла.
Если студент находит в тексте меньше 50% риторических приемов, задание не засчитывается.
2. Подготовка реферата монографии.
Освоение курса предполагает написание реферата монографии из списка рекомендованной научной литературы. Необходимые требования для студента:
– научиться выбирать из авторского текста суть;
– уметь представить найденную суть в связном виде;
– понять, как исследователь той или иной научной проблемы следует выбранной теории и методу, как выстраивает логику своего текста, и точно воспроизвести эту логику в реферате.
Объем реферата – не более 10 страниц.
Успешное выполнение реферата с учетом поставленных требований оценивается в 20 баллов.
Эта форма работы помогает студентам усвоить рефлексивную риторическую позицию по отношению к изучаемым текстам и в некотором смысле воспроизводит классические упражнения риторов по анализу текста. Предполагается комментарий с точки зрения основных риторических разделов:
– системы статусов и системы топосов;
– аргументации и примеров;
– топики «расположения»;
– фигур мысли и фигур речи.
Риторическому комментированию в процессе усвоения содержания подвергаются прежде всего сами тексты по риторике, в первую очередь III книга «Риторики» Аристотеля, а также статьи М.Л.Гаспарова по античной и средневековой риторике и поэтике.
Успешное выполнение конспекта с комментариями по заданным параметрам оценивается в 10 баллов.
4. Упражнения по составлению речей.
Это основная форма контроля прикладных навыков студентов по курсу риторики. Предполагаются как домашние задания, так и блиц-задания на семинарских занятиях.
В блиц-заданиях отрабатываются отдельные риторические приемы (например: составить мини-речь на определенную тему с определенной коммуникативной задачей, используя заданные фигуры речи - анафора, эпифора, асиндетон, метафора и т.д.). Наиболее высокая оценка такой речи с учетом выполнения конкретных поставленных задач и времени, потребовавшегося на выполнение задания, составляет 5 баллов. В течение семестра предлагается не менее двух блиц-речей.
Составление домашних речей предполагает полную риторическую разработку заданной темы с учетом пройденного маериала (например: составить судебную речь с использованием трех главных разделов классической риторики - «нахождение», «расположение», «изложение»). Если речь, составленная студентом,
– точно соответствует жанровым особенностям (судебная, политическая, торжественная и т.д.);
Используются технологии uCoz