начало    программа курса    библиотека    речи студентов    РАШ

 


ПРОГРАММА КУРСА


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВОПРОСЫ
1. Введение в предмет. Риторика как идеоречевой феномен.

2. Предпосылки и условия возникновения «риторической ментальности». Риторика в античности.

3. Риторика в поздней античности и христианской средневековой культуре.

4. Риторика в контексте Возрождения и новоевропейской культуры.

5. Риторика в ХХ столетии.

6. Классические риторические схемы и правила.

1. Риторика в системе коммуникации.

2. Риторика и философия в античности.

3. Классические схемы и правила риторики.

4. Риторика и раннехристианские авторы.

5-6. Риторики в ХХ столетии. Риторика, семиотика и структурализм. Риторика и технологии коммуникативного воздействия.

7. Риторический практикум.

1. Анализ текста источника.

2. Подготовка реферата монографии.

3. Комментирован-
ный конспект.

4. Упражнения по составлению речей.

5. Блиц-контроль-
ные.

6. Тесты.

7. ЗАЧЕТ.

Источники

Основная литература

Дополнительная литература

 

Контрольные вопросы к курсу

Примерные вопросы «блиц-контрольных»

Примеры тестов.

Тематика рефератов, курсовых работ

 

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Предусмотрены следующие промежуточные формы контроля:

контрольные задания в виде письменного анализа текста;

– комментированный конспект текста;

– подготовка реферата монографии;

– составление письменных и устных речей разных жанров, в том числе домашние задания и блиц-задания на семинарских занятиях в форме импровизированных мини-речей на заданные темы;

– «блиц-контрольные»;

– тесты.

1. Анализ текста источника.

Усвоение основ риторической техники предполагает умение находить в тексте риторические приемы и анализировать конкретные способы воздействия автора текста на аудиторию.

Студент с помощью преподавателя выбирает из предлагаемого ниже перечня одну позицию и проводит письменный разбор текста по заданным предварительно параметрам. Объем выполненного задания – 3-5 страниц.

1. Диалог Платона «Апология Сократа».

2. Судебные речи Лисия.

3. Политические речи Демосфена.

4. Эпидейктические речи Исократа.

5. Речи Цицерона.

6. Речи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

7. Речи Либания и проповеди Иоанна Златоуста: сравнительный анализ.

8. Анализ риторических приемов в Посланиях ап. Павла.

Если студенту удается обнаружить в тексте

– 90-100% риторических приемов, рассмотренных ранее на занятиях, он получает 10 баллов.

70- 90 % – 5 баллов.

– 50-70 % – 3 балла.

Если студент находит в тексте меньше 50% риторических приемов, задание не засчитывается.

2. Подготовка реферата монографии.

Освоение курса предполагает написание реферата монографии из списка рекомендованной научной литературы. Необходимые требования для студента:

– научиться выбирать из авторского текста суть;

– уметь представить найденную суть в связном виде;

– понять, как исследователь той или иной научной проблемы следует выбранной теории и методу, как выстраивает логику своего текста, и точно воспроизвести эту логику в реферате.

Объем реферата – не более 10 страниц.

Успешное выполнение реферата с учетом поставленных требований оценивается в 20 баллов.

3. Комментированный конспект.

Эта форма работы помогает студентам усвоить рефлексивную риторическую позицию по отношению к изучаемым текстам и в некотором смысле воспроизводит классические упражнения риторов по анализу текста. Предполагается комментарий с точки зрения основных риторических разделов:

– системы статусов и системы топосов;

– аргументации и примеров;

– топики «расположения»;

– фигур мысли и фигур речи.

Риторическому комментированию в процессе усвоения содержания подвергаются прежде всего сами тексты по риторике, в первую очередь III книга «Риторики» Аристотеля, а также статьи М.Л.Гаспарова по античной и средневековой риторике и поэтике.

Успешное выполнение конспекта с комментариями по заданным параметрам оценивается в 10 баллов.

4. Упражнения по составлению речей.

Это основная форма контроля прикладных навыков студентов по курсу риторики. Предполагаются как домашние задания, так и блиц-задания на семинарских занятиях.

В блиц-заданиях отрабатываются отдельные риторические приемы (например: составить мини-речь на определенную тему с определенной коммуникативной задачей, используя заданные фигуры речи - анафора, эпифора, асиндетон, метафора и т.д.). Наиболее высокая оценка такой речи с учетом выполнения конкретных поставленных задач и времени, потребовавшегося на выполнение задания, составляет 5 баллов. В течение семестра предлагается не менее двух блиц-речей.

Составление домашних речей предполагает полную риторическую разработку заданной темы с учетом пройденного маериала (например: составить судебную речь с использованием трех главных разделов классической риторики - «нахождение», «расположение», «изложение»). Если речь, составленная студентом,

– точно соответствует жанровым особенностям (судебная, политическая, торжественная и т.д.);

Используются технологии uCoz