12 сентября: Вводное собрание этого
семестра. Фильм Ф. Паллюо «Семейка Роуз».
Темы обсуждения:
- границы субъекта: внешнее и внутреннее -
призрачность приватного - наблюдатель в зоне
интимного.
19
сентября: Фильм М. Антониони Blow Up
(«Фотоувеличение»). Темы
обсуждения: – концепт стены:
о. Павел Флоренский и М. Антониони
– труп как идеальный объект
познания –
фотограф-паук – символический
обмен телами
26-го
сентября: «Догвиль» Ларса фон Триера Примерные темы
для обсуждения: 1. Политкорректный Христос
- Николь Кидман. 2. Этическая система мистера
Томми или тов. Шпагина. 3. Театральная
условность и границы кинореальности. 4.
Телефон как идеальное средство связи. Михалков – Триер.
5. Безграничная любовь к детям. Пороть их
сподручно. 6. Реальность еще хуже. Об
искусстве фотографии и кино.
4
октября Фильм Жан-Марка Бара и Паскаля Арнольда
«Просветление». Приблизительные темы для
обсуждения: 1. Другой с маленькой буквы
или хрупкий абсолют. 2. «Теорема» Пазолини,
доказанная Баром. 3. По ту сторону принципа
социальной конвенции. 4. Французский Иванушка
в Индии. 5. Нирвана – Просветление.
6. Агальма - драгоценный объект
11
октября: Фильм Кита Гордона «Полночный
отбой» Темы обсуждения: Война: игра или
реальность? Мужские игры: философия и риторика боя Эксцессы
фалло-лого-центризма или особенности монологичного гендера PERSONA:
маска, роль и социальная игра Война как «болото» и война как «темный
лес»
31
октября Фильма Серена Крага-Якобсена «Последняя песнь
Мифуне». Темы обсуждения: 1. Противоречие видовой и
индивидуальной жизни. 2. Поэтика А. Тарковского как объект
деконструкции. 3. Краг-Якобсен - самый позитивный идеолог Догмы. 4.
Коммуна – кошмар Дании.
14 ноября Фильм
Андрея Звягинцева «Возвращение». Темы обсуждения: 1. О
судьбе отеческой метафоры в отечественном кинематогрфе. 2. Эдипова
трагедия А. Звягинцева. 3. Интертекст «Возвращения».
21 ноября Фильм Петра Буслова
«Бумер» Темы обсуждения: 1. Типология пути; 2.
Проблема сильного героя: личностное, индивидуальное, традиционное; 3.
BMW как идеальное транспортное средство.
28 ноября в 18:00 Фильм Кита Гордона «Полночный отбой» Темы
обсуждения: 1. Persona: маска, роль,
социальная игра; 2. Война – игра или
реальность?; 3. Мужские игры (философия и
риторика боя); 4. Война как «болото» и война
как «темный лес»; 5. Эксцессы
фалло-логоцентризма или особенности монологичного гендера.
5 декабря Фильм Такеси Китано
«Куклы» Темы обсуждения: Концепт «любовь-смерть»:
рефлексия в японском кино; «Японское» и «европейское»: стилистическое
сравнение; Символика и драматургия цвета – сюжетные коллизии; Сон
героини. Структурный психоанализ японского кинематографа;
19
декабря
Фильм Франсуа Озона
«Бассейн»
Темы
обсуждения:
1. Новая теория
феминизма Фр. Озона
2. Два бассейна: Жак
Дере и Фр. Озон
3. Образ зеркала в
эстетике Фр. Озона
4. Тематика воды в
творчестве Фр. Озона
5. О соотношении
литературного и кинематоргафического
26 декабря
Фильм Стэнли Кубрика
«Цельнометаллическая
оболочка»
Темы
обсуждения:
1.Эффект киноправды:
документальное и художественное в образной структуре
фильма. 2.Мифология пересотворения людей из червей. 3.Реальное и
иллюзорное в рекламной упаковке кукурузы «Зеленый гигант». 4.Модель
идеального субъекта - автоматической винтовки «М-16»
14
января
Фильма Стэнли
Кубрика “Заводной апельсин”
Приблизительные
темы для обсуждения:
1.Миф и реальность
Заводного апельсина. 2.Деконструкция идеологического образа в
кинематографе Кубрика. 3.Театральное (сценическое) и
кинематографическое в пространстве фильма. 4.Субъект как продукт
социальных практик “общества спектакля”. 5.О противопоставлении глаза и
взгляда. 6.Что видят широко открытые глаза слепца? 7.Проблема
насилия как эстетическая составляющая
кинематографа.
23
января
Фильм Стэнли
Кубрика “Барри Линдон” Приблизительные темы для обсуждения
фильма: 1.Способы конституирования кинематографической
реальности. 2.Уроки чувственности Барри Линдона. 3.Поэтика живописи
в построении кинообраза Стэнли Кубрика. 4.Крупный план и сверхдлинная
сцена в диегетическом пространстве фильма. 5.Голос и визуальный образ.
6.Психология и культурный тип человека времен Барри Линдона.
Nota
Bene!!!
Во вторник 26
января будет проводиться круглый стол, посвященный фильму "Заводной
Апельсин"
Темы для
обсуждения: 1. Агрессия как условие выживания. 2. Вертикальная и
горизонтальная структура кинотекста. 3. Реконструкция «истории болезни»
Алекса. 4. Возможна ли история в поэтическом пространстве
искусства? 5. Закон власти и власть закона. 6. Психотический тип
личности в версии Кубрика. 7. Децентрация как прием анализа
произведения. 8. Живописность и литературность фильма. 9.
Иерархическая модель культуры как источник типов вроде Алекса.
Круглый стол
состоится в 16.00 в ауд. № 217 института РАШ РГГУ
(Миусская площадь,
6 (здание РГГУ), второй учебный корпус, аудитории 217)
13
февраля
Фильм Бертрана Блие
“Жена моего
друга”.
Приблизительные темы для обсуждения
фильма:
1.Два мужчины – одна
женщина. 2.Проблема
верности в обществе
потребления.
3.Чернышевский – Роом – Блие: любовные истории.
20
февраля
Фильм Андрея
И. “Научная секция пилотов”.
Приблизительные темы для обсуждения
фильма:
1.Лингвистическая природа
терроризма. 2.О
соотношении структуры и
системы. 3.Проблема
перехода из одной системы в
другую. 4.Карта
метрополитена и область желания.
5.Кто этот Другой?
6.Новая этика Андрея
И.
27
февраля
Фильм Алана
Паркера “Сердце Ангела”.
Приблизительные темы для обсуждения
фильма: 1.Поворот головы – поворот
винта. 2.О детективном
дискурсе и его
возможностях. 3.Почему
опасно разговаривать с
незнакомцем?
4.Структура взгляда и путь к бессознательному.
5.Визуальная природа
истины. 6.Границы
теологического измерения фильма.
5 марта
Тема
заседания: «Психология восприятия кинообраза в эстетике С.М.
Эйзенштейна».
Докладчик – Безенкова
Мария (ВГИК).
Вопросы для
обсуждения:
1.О «крупном» и «близком» как теоретических концептах поэтики
кино.
2.Послевоенный кинематограф: опыт
войны. 3.Кино
оттепели и кино
перестройки. 4.
О структуре кадра.
12
марта
Фильм
Николая Досталя “Облако
Рай”.
Приблизительные темы для обсуждения фильма:
1.Кризис
коммуникации.
2.Разговор о
погоде. 3.Образы
Желания и образ
дороги.
4.Проводы героя.
19 марта
Фильм Эрика Ромера
«Коллекционерша».
Приблизительные темы для обсуждения
фильма:
1.Разбитая ваза – метафора
текста.
2.Женское как смерть
мужского.
3.Диалог и циркуляция ценностей в пространстве культуры - по ту сторону
Эроса.
4.Эрик Ромер и Франсуа Озон. К общей теории влияния.
5.Ромер
как предтеча Догмы.
26 марта состоится коллоквиум,
посвященный Новой волне и кинематографу Франции
«Франсуа Трюффо: метафизика времени»
Докладчик: Андрей Щеголев (ВГИК)
Приблизительные темы для обсуждения:
1.Эстетика Трюффо и принципы
миметизма.
2.Женское и мужское в фильмах Трюффо.
3.Способы восприятия времени.
2 апреля
фильм Михаэля Ханеке «КОД НЕИЗВЕСТЕН»
Приблизительные темы для
обсуждения:
1. Европа – тупик
коммуникации.
2. Опыт непонимания или диалог
культур.
3. Параллельные места: Хичкок и
Ханеке.
4. Игровая реальность и реальность
чувств.
5. Язык немых или модель автокоммуникации.
9 апреля в 19 часов
(NB)
состоится презентация проекта «МАГИ И РАДИКАЛЫ»: Контркультура и основные движения американского киноавангарда
сороковых-семидесятых годов ХХ века
(Майя Дерен, Брюс Бэйли, Кэрол
Шниманн, Джек Смит, Стэн Брэкидж, Алекандр Кальдера, Джордан Белсон, Джон
и Джеймс Уитни,
Джад Ялкут, Скотт Бартлет, Кен Джекобс, Йонас Мекас, Ширли Кларк, Энтони
Харви).
«Черный фильм» - кино, которого не было
(Докладчик - Георгий Дарахвелидзе
(ВГИК))
Приблизительные темы для
обсуждения:
1. Как определить границы жанра «черного
фильма»?
2. Немецкий фатализм и американский оптимизм – источники и составные части
жанра. 3.
Кто открыл «черный
фильм»? 4.
Влияние «черного фильма» на развитие французского
кинематографа.
5. Бульварное чтиво как идейная почва «черного
фильма».
6. Эстетика и поэтика «Черного фильма».
7. Славой
Жижек о «черном
фильме».
8. «Внешнее» / «внутреннее» как принцип построения кадра.
Очередное заседание
семинара будет посвящено
творчеству Луи Маля.
Планируется просмотр и обсуждение
фильма «Лифт
на эшафот»
Приблизительные темы для обсуждения:
1.
Лестница в небо – лифт на эшафот.
2.
Платоновские мотивы восхождения в
культурной и поэтической традиции.
3.
Между законом и
Желанием.
Приглашаем всех, кто любит смотреть кино и говорить о
нем
|