Хроника 2003 года

12 сентября:
Вводное собрание этого семестра.
Фильм Ф. Паллюо «Семейка Роуз».

Темы обсуждения:
    - границы субъекта: внешнее и внутреннее
    - призрачность приватного
    - наблюдатель в зоне интимного.

19 сентября:
Фильм М. Антониони Blow Up («Фотоувеличение»).
Темы обсуждения:
       – концепт стены: о. Павел Флоренский и М. Антониони
       – труп как идеальный объект познания
       – фотограф-паук
       – символический обмен телами

26-го сентября:
«Догвиль» Ларса фон Триера
Примерные темы для обсуждения:
   1.   Политкорректный Христос - Николь Кидман.
   2.   Этическая система мистера Томми или тов. Шпагина.
   3.   Театральная условность и границы кинореальности.
   4.   Телефон как идеальное средство связи. Михалков – Триер.
   5.   Безграничная любовь к детям. Пороть их сподручно.
   6.   Реальность еще хуже. Об искусстве фотографии и кино.

 4 октября
Фильм Жан-Марка Бара и Паскаля Арнольда «Просветление».
Приблизительные темы для обсуждения:
   1.   Другой с маленькой буквы или хрупкий абсолют.
   2.   «Теорема» Пазолини, доказанная Баром.
   3.   По ту сторону принципа социальной конвенции.
   4.   Французский Иванушка в Индии.
   5.   Нирвана – Просветление.
   6.   Агальма - драгоценный объект

11 октября:
Фильм Кита Гордона «Полночный отбой»
Темы обсуждения:
Война: игра или реальность?
Мужские игры: философия и риторика боя
Эксцессы фалло-лого-центризма или особенности монологичного гендера
PERSONA: маска, роль и социальная игра
Война как «болото» и война как «темный лес»

31 октября
Фильма Серена Крага-Якобсена «Последняя песнь Мифуне».
Темы обсуждения:
1. Противоречие видовой и индивидуальной жизни.
2. Поэтика А. Тарковского как объект деконструкции.
3. Краг-Якобсен - самый позитивный идеолог Догмы.
4. Коммуна – кошмар Дании.

14 ноября
Фильм Андрея Звягинцева «Возвращение».
Темы обсуждения:
1. О судьбе отеческой метафоры в отечественном кинематогрфе.
2. Эдипова трагедия А. Звягинцева.
3. Интертекст «Возвращения».

21 ноября
Фильм Петра Буслова «Бумер»
Темы обсуждения:
1. Типология пути;
2. Проблема сильного героя: личностное, индивидуальное, традиционное;
3. BMW как идеальное транспортное средство.

28 ноября в 18:00
Фильм Кита Гордона «Полночный отбой»
Темы обсуждения:
1.     Persona: маска, роль, социальная игра;
2.     Война – игра или реальность?;
3.     Мужские игры (философия и риторика боя);
4.     Война как «болото» и война как «темный лес»;
5.     Эксцессы фалло-логоцентризма или особенности монологичного гендера.

5 декабря
Фильм Такеси Китано «Куклы»
Темы обсуждения:
Концепт «любовь-смерть»: рефлексия в японском кино;
«Японское» и «европейское»: стилистическое сравнение;
Символика и драматургия цвета – сюжетные коллизии;
Сон героини. Структурный психоанализ японского кинематографа;

 

19 декабря

Фильм Франсуа Озона «Бассейн»

Темы обсуждения:

1. Новая теория феминизма Фр. Озона

2. Два бассейна: Жак Дере и Фр. Озон

3. Образ зеркала в эстетике Фр. Озона

4. Тематика воды в творчестве Фр. Озона

5. О соотношении литературного и кинематоргафического

 

 

26 декабря

Фильм Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка»

Темы обсуждения:

1.Эффект киноправды: документальное и художественное в образной структуре фильма.
2.Мифология пересотворения людей из червей.
3.Реальное и иллюзорное в рекламной упаковке кукурузы «Зеленый гигант».
4.Модель идеального субъекта - автоматической винтовки «М-16»


 

14 января

Фильма Стэнли Кубрика “Заводной апельсин”

Приблизительные темы для обсуждения:

1.Миф и реальность Заводного апельсина.
2.Деконструкция идеологического образа в кинематографе Кубрика.
3.Театральное (сценическое) и кинематографическое в пространстве фильма.
4.Субъект как продукт социальных практик “общества спектакля”.
5.О противопоставлении глаза и взгляда.
6.Что видят широко открытые глаза слепца?
7.Проблема насилия как эстетическая составляющая кинематографа.
 

 

23 января

Фильм Стэнли Кубрика “Барри Линдон”
Приблизительные темы для обсуждения фильма:
1.Способы конституирования кинематографической реальности.
2.Уроки чувственности Барри Линдона.
3.Поэтика живописи в построении кинообраза Стэнли Кубрика.
4.Крупный план и сверхдлинная сцена в диегетическом пространстве фильма.
5.Голос и визуальный образ.
6.Психология и культурный тип человека времен Барри Линдона.


 

Nota Bene!!!

Во вторник 26 января будет проводиться круглый стол, посвященный фильму "Заводной Апельсин"

Темы для обсуждения:
1. Агрессия как условие выживания.
2. Вертикальная и горизонтальная структура кинотекста.
3. Реконструкция «истории болезни» Алекса.
4. Возможна ли история в поэтическом пространстве искусства?
5. Закон власти и власть закона.
6. Психотический тип личности в версии Кубрика.
7. Децентрация как прием анализа произведения.
8. Живописность и литературность фильма.
9. Иерархическая модель культуры как источник типов вроде Алекса.

 

Круглый стол состоится в 16.00 в ауд. № 217 института РАШ РГГУ

(Миусская площадь, 6 (здание РГГУ), второй учебный корпус, аудитории 217)

 

          

          13 февраля

          Фильм Бертрана Блие “Жена моего друга”.
          Приблизительные темы для обсуждения фильма:
       
 1.Два мужчины – одна женщина.
         2.Проблема верности в обществе потребления.
         3.Чернышевский – Роом – Блие: любовные истории.

        

         20 февраля

         Фильм Андрея И. “Научная секция пилотов”.
         Приблизительные темы для обсуждения фильма:
        
1.Лингвистическая природа терроризма.
         2.О соотношении структуры и системы.
         3.Проблема перехода из одной системы в другую.
         4.Карта метрополитена и область желания.
         5.Кто этот Другой?
         6.Новая этика Андрея И.

        

         27 февраля

         Фильм Алана Паркера “Сердце Ангела”.
         Приблизительные темы для обсуждения фильма:
        
1.Поворот головы – поворот винта.
         2.О детективном дискурсе и его возможностях.
         3.Почему опасно разговаривать с незнакомцем?
         4.Структура взгляда и путь к бессознательному.
         5.Визуальная природа истины.
         6.Границы теологического измерения фильма.

         

          5 марта

          Тема заседания: «Психология восприятия кинообраза в эстетике С.М. Эйзенштейна».
         
Докладчик – Безенкова Мария (ВГИК).

          Вопросы для обсуждения:
 
         1.О «крупном» и «близком» как теоретических концептах поэтики кино.
          2.Послевоенный кинематограф: опыт войны.
          3.Кино оттепели и кино перестройки.
          4. О структуре кадра.
 

         

          12 марта

          Фильм Николая Досталя “Облако Рай”.
          Приблизительные темы для обсуждения фильма:
 
        1.Кризис коммуникации.
          2.Разговор о погоде.
          3.Образы Желания и образ дороги.
          4.Проводы героя.

          

           19 марта

           Фильм Эрика Ромера «Коллекционерша».
           Приблизительные темы для обсуждения фильма:
         
 1.Разбитая ваза – метафора текста.
           2.Женское как смерть мужского.
           3.Диалог и циркуляция ценностей в пространстве культуры - по ту сторону Эроса.
           4.Эрик Ромер и Франсуа Озон. К общей теории влияния.
           5.Ромер как предтеча Догмы.

           

            26 марта состоится коллоквиум, посвященный Новой волне и кинематографу Франции
            «Франсуа Трюффо: метафизика времени»
            Докладчик: Андрей Щеголев (ВГИК)

            Приблизительные темы для обсуждения:
 
          1.Эстетика Трюффо и принципы миметизма.
            2.Женское и мужское в фильмах Трюффо.
            3.Способы восприятия времени.

            

             2 апреля

             фильм Михаэля Ханеке «КОД НЕИЗВЕСТЕН»

             Приблизительные темы для обсуждения:
             1. Европа – тупик коммуникации.
             2. Опыт непонимания или диалог культур.
             3. Параллельные места: Хичкок и Ханеке.
             4. Игровая реальность и реальность чувств.
             5. Язык немых или модель автокоммуникации.

            

            9 апреля в 19 часов (NB)

            состоится презентация проекта «МАГИ И РАДИКАЛЫ»: Контркультура и основные движения американского киноавангарда

            сороковых-семидесятых годов ХХ века

            (Майя Дерен, Брюс Бэйли, Кэрол Шниманн, Джек Смит, Стэн Брэкидж, Алекандр Кальдера, Джордан Белсон, Джон и Джеймс Уитни,

            Джад Ялкут, Скотт Бартлет, Кен Джекобс, Йонас Мекас, Ширли Кларк, Энтони Харви).

 

           

 

            «Черный фильм» - кино, которого не было
            (Докладчик - Георгий Дарахвелидзе (ВГИК))
            Приблизительные темы для обсуждения:
           1. Как определить границы жанра «черного фильма»?
           2. Немецкий фатализм и американский оптимизм – источники и составные части жанра.
           3. Кто открыл «черный фильм»?
           4. Влияние «черного фильма» на развитие французского кинематографа.
           5. Бульварное чтиво как идейная почва «черного фильма».
           6. Эстетика и поэтика «Черного фильма».
           7. Славой Жижек о «черном фильме».
           8. «Внешнее» / «внутреннее» как принцип построения кадра.

 

          

 

           Очередное заседание семинара будет посвящено творчеству Луи Маля.

           Планируется просмотр и обсуждение фильма «Лифт на эшафот»


           Приблизительные темы для обсуждения:

           1. Лестница в небо – лифт на эшафот.

           2. Платоновские мотивы восхождения в культурной и поэтической традиции.

           3. Между законом и Желанием.

 

 

 

   

Приглашаем всех, кто любит смотреть кино и говорить о нем

 

Такси, аэропорт недорого Звоните: вызов такси. Такси Новая Волна.
Используются технологии uCoz