сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Мария Злотник

Из опыта психологической работы с детьми в детском доме

Изображение дома детьми,
которые живут вдали от родителей

Практическая работа психолога богата разнообразными открытиями. Именно в живой работе психологу дозволено увидеть уникальные переживания личности. Каждый момент психологической работы ценен сам по себе и достоин внимания.

Рисунки в арт-терапевтической практике способствуют выведению во внешний мир, в мир зримого,  как сознательных, так и бессознательных процессов, происходящих внутри личности и зачастую скрытых от других. Визуальное представление переживаний позволяет человеку выразить то, что сложно, страшно или невозможно выразить вербально. Арт-терапевтический метод дает возможность работать с абсолютно разными людьми, в том числе, он незаменим в работе с детьми, чей словарный запас не слишком велик, и кто не умеет сказать словами то, что происходит у них внутри.

- - -

В данной статье речь пойдет о детских рисунках, которые принадлежат воспитанникам не совсем обычного детского дома, так как попавшие туда дети не являются сиротами в общепринятом значении. У каждого из них есть живые родители (не лишенные родительских прав), которые по тем или иным причинам отдали их в приют.

Далее будет представлено четыре рисунка троих детей в сопровождении предыстории из жизни ребенка-автора и краткого анализа тех или иных особенностей изображения.

Эти рисунки объединяет то, что они являются первыми, появившимися в работе психолога с ребенком. При первой встрече с психологом детей просили нарисовать просто «что-нибудь». Подобная свободная инструкция нередко ставила ребенка в тупик, притом, что на предваряющий вопрос – «любишь ли ты рисовать?» - всегда следовал положительный ответ. Их личная внутренняя активность была репрессирована жестким распорядком общественной жизни в детском доме, где они должны были делать всё по команде воспитателя: есть, спать, играть. Отсюда становится понятно, почему многие дети удивлялись подобной свободной инструкции, и даже в процессе рисования или в дальнейшем общении с психологом все время спрашивали «а можно я нарисую?» то или иное, даже если это касалось количества кошачьих усов или лепестков цветка.

Дети-авторы рисунков физически здоровы, то есть явных физиологических патологий  у них не наблюдалось. Хотя затруднительно с высокой определенностью оценить их физиологическое состояние, так как в приюте почти не было медицинской поддержки. Можно лишь сказать, что дети часто жаловались на боли в животе и страдали расстройством пищеварения, но в целом никаких серьезных проблем со здоровьем у них не наблюдалось.

Все дети попали в приют из неблагополучных семей, и их развитие происходило с теми или иными особенностями. Общим для них было: небольшой словарный запас (для их возраста), логопедические трудности, и стоит еще раз упомянуть то, что каждый ребенок перенес тот или иной стресс, связанный с семейными проблемами, и, находясь в детдоме пребывает в состоянии постоянного стресса в неприятной для него ситуации. Но в то же время необходимо отметить, что дети очень «теплые», с радостью идут на контакт, активно интересуются всем новым, и можно с уверенностью сказать, что их интеллектуальная сфера сохранна и они готовы к обучению.

 

Рис. 1

Начнем знакомство с рисунка, выполненного самой младшей девочкой пяти лет. Она поступила в детский дом в четыре года. Мать ее не навещает. Сама девочка охотно идет на контакт. Живая, симпатичная, подвижная. В детском доме вместе с ней находятся старшие двоюродные брат и сестра. Привезла в пансион ее не мать, а родная сестра матери. Мать отдала ребенка своей родной сестре, так как, по словам сестры та «пила и гуляла». У самой сестры матери тоже трое детей (мальчики трех и шести, и девочка девяти лет), двое старших также находятся в этом приюте. Она раз в полгода навещает своих детей, в то же время как мама девочки-автора рисунка не навещает своего ребенка и не звонит.

У девочки очень маленький словарный запас, но логопедических трудностей почти нет. Она с удовольствием рисует, играет, рассматривает книжки, задает вопросы, подвижная, с теплым лицом, почти всегда улыбается.

Вот ее рассказ о том, что она нарисовала:

«Сердечко (это девочка) живет в домике из черных камней. Еще там живет баба-яга. Она чистит и одевает всякую одежду. Глазок, чтобы смотреть. Если не этот – не пускать. Смотреть – твой ли это ребенок. Злых людей, которые воруют – не пускать. А из трубы, когда пирожки готовят, идет пыль».

 Ребенок использовал в рисунке фломастеры двух цветов – черного и светло-зеленого, причем черный цвет доминирует – он заполняет все возможное пространство внутри объектов. Зеленый цвет - это цвет контура, сдерживающего черное наполнение дома, цвет глазка и двери, цвет контура девочки, ручек девочки, бантиков, и ее улыбки. Ножки девочки не поместились, спрятаны в теле (хотя они тоже зелененькие), возможно потому, что сам ребенок очень миниатюрный и ему все время достается обувь и колготки гораздо большего размера, чем нужно, что затрудняет движения и доставляет много огорчения девочке, например, она предпочитает бегать по помещениям приюта босиком – без огромных ботинок. Стоит обратить внимание на размер изображенных девочки и дома, а также на их расположение на листе.

- - -

Следующие два рисунка сделаны девочкой шести лет – два рисунка за одно занятие. Она поступила в детский дом в 4,5 года. Ее часто мучают страхи, иногда она не может выдержать взгляд других детей, и бывает агрессивна по отношению к другим детям, часто не может из-за этого посещать занятия в детском саду. На протяжении всех встреч на рисунках ребенка так или иначе возникали образы Дома-Башни-Тюрьмы. Рассказы об изображенных на рисунках домах были почти одинаковыми.

Рис. 2

О первом рисунке (Рис. 2): «В доме живет людоед. Хотите, я вам покажу людоеда? Он грустный, потому что его никто не любит. А если его кто-нибудь бы любил, он бы был злой. Он тут в тюрьме. Потому что он плохо себя вел и обзывался».

Рис. 3

На ее втором рисунке (Рис. 3) – «в Доме заперта цапля. Она не выходит и ее не видно».

Сама девочка редко улыбается, интонация речи «рваная», все время возникает ощущение, что она таращит глаза. Но занимается с психологом охотно, просит, чтобы с ней «позанимались», не желает уходить. Очень часто взрывается – плачет и кричит в школьном автобусе, не может остановиться, когда на нее смотрят другие дети, в связи с чем водитель автобуса не может ее оставить в детском саду и вынужден привозить ее обратно в приют. Однако, когда в автобусе едет человек, способный взять эту девочку на руки, обнять, то ребенок успокаивается и «приступ» проходит. Когда ее спрашиваешь – «можно мне на тебя смотреть?» - ребенок спокойно разрешает. В глазной контакт с психологом вступает абсолютно нормально, любит сидеть на руках. Также в этом детском доме существует такая особенность – при поступлении ребенка ему дается новое имя, зачастую необычное для той среды, в которой растет ребенок. Эта девочка отзывается на новое имя, но в то же время называет себя старым именем, в том числе свои рисунки просит подписывать своим первым именем.

Ее второй рисунок (Рис. 3) выполнен цветными мелками пастели. Казалось бы, пастелью очень приятно и легко создается мягкий, плотный, однородный цвет, пастелью легко закрашивать и проводить мягкие спокойные линии, но на этом рисунке все линии разрозненные, возникает ощущения рваности, нервозности линии. Дом в первом и во втором рисунках наверху имеет зубцы. Травка – в одном случае идет зубцами, а во втором – просто черная. Цвет второго рисунка очень яркий, агрессивный. Кстати, в отличие от рисунка первой девочки, здесь есть солнышко. Каждый объект на рисунке имеет свой контур, а внутри рваную штриховку.

- - -

Теперь перейдем к последнему рисунку. Его выполнила девочка семи лет. Она поступила в детский дом в полгода назад. Привезла ее бабушка. Мать ребенка  двадцати пяти лет пять лет назад оставила ее бабушке с дедушкой, а сама уехала. Некоторое время назад, незадолго до того, как девочка оказалась в приюте, внезапно от сердечного приступа умер дедушка (почти на руках у девочки), который был, по-видимому, опорой семьи и любил внучку. Бабушке стало очень тяжело, и ее уговорили отдать ребенка в приют. Мать девочки один раз ее навещала, подарив один апельсин, одно яблоко и один небольшой блок наклеек. Сама мать очень инфантильна и незаинтересована в девочке (зашла постольку, поскольку была проездом в Москве), по-видимому, девочка нежеланный ребенок, рожденный в результате насилия.

Девочка страдает частыми и продолжительными запорами. Часто простужается, страдает страхами. Из-за того, что в приюте постоянно водились вши, а у девочки были густые длинные волосы, воспитательница никак не могла с ними справиться и отвела девочку в парикмахерскую, где ее постригли очень коротко – под мальчика, после чего ребенок несколько месяцев все время ходил в шапке, не снимая ее даже во время еды.

Рис. 4

Словарный запас у ребенка хороший, с другими детьми общается нормально. Но на вопрос «у тебя здесь есть друзья?» – отвечает, что нет. Хотя она постоянно играет с девочкой из своей группы, с которой они спят на одной двухъярусной кровати. На вопрос о ней она отвечает: «Мы не друзья, а просто играем вместе». Стоит сказать, что в отличие от многих детей в пансионе, она умеет идти на компромисс.

У девочки хорошо развита когнитивная сфера. В общении, в игре она производит впечатление маленького мудрого человека. Очень часто на занятии девочка просила: «Давайте сделаем сегодня что-нибудь веселое!».

Ее рисунок называется «Два Дома». Рассказ самого автора: «Дом справа – это замок, красивый и богатый. В центре – бедный дом. Он большой, но на самом деле, маленький и пустырный. Тут все перепуталось. Вроде бы этот домик (справа) маленький и бедный, но на самом деле он большой и богатый. Мне надо было в центре нарисовать большой богатый и красивый домик, а на самом деле получилось наоборот. Это (в центре) бедный домик, а это (справа) богатый домик. Все получилось наоборот. И это совсем не смешно. Это плохо и грустно».

Рисунок выполнен цветными карандашами. Использованы разные цвета, но больший интерес представляет не цветовое решение, а смысл и топология рисунка. Дом в центре не имеет фундамента – он подвешен, это дом-обман с пустыми дырами-окнами. Маленький дом, «бедный», твердо стоит на зеленой траве, рядом с ним нарисована живая кошка и яркое дерево с широким стволом. На рисунке есть две отчетливые части-области – живая часть – и пустая часть. На живой части – солнце. Это рисунок, задуманный с подтекстом, который затем ребенок смог вербализовать. Детям твердят, что им здесь должно быть хорошо, и по сравнению с теми местами, откуда они приехали – здесь «богато» (что абсолютно не соответствует действительности, на самом деле не хватает элементарных вещей), и самое главное – присутствует ощущение пустоты и обмана.

- - -

Итак, все четыре рисунка трех детей были нарисованы разными художественными средствами – первый рисунок – фломастерами, второй рисунок мелками пастельными, третий – мелками и карандашом простым, а последний – цветными карандашами. Но всех их объединяет общее гнетущее чувство. Каждый ребенок при первой встрече с теплым человеком, проявляющим к нему интерес, говорит своим рисунком о том, что у него нет в сложившейся ситуации ощущения дома. У каждого из представленных здесь рисунков своя история и они отличаются друг от друга, но сближают их именно ощущения и переживания, возникающие у ребенка в связи с тем, что он существует в неприятной приютской среде с особыми правилами и недоброжелательной атмосферой. Ребенок-автор не может выразить все это словами или как-то вырваться оттуда. Безусловно, каждый из них по-своему ведет себя в данных условиях и по-своему пытается справиться с обстоятельствами, опираясь на самого себя и иногда на помощь других.

Очень удобным и эффективным инструментом для работы в подобной ситуации является арт-терапевтический метод. Рисунки, визуальные образы переживаний являются именно тем материалом, при помощи которого и на основе которого происходит построение отношений между психологом и клиентом. Визуальная арт-терапевтическая практика позволяет создать ту универсальную и зачастую необходимую психологическую среду, где проявляется уникальность каждого ребенка и его рисунка, что дает нам возможность ощутить тонкую субстанцию момента жизни и процесса ее изменения.

Я вчера слышал, что найти работу в сфере финансового менеджмента на Day для себя и знакомых. . Смотрите http://www.rutao.biz taobao на русском, jiayu.
Используются технологии uCoz