ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ |
В тематическом разделе, охватывающем
период Древнего мира, Средних веков и
европейского Возрождения, предполагаются
следующие направления работы:
–
комментарий в системе жанров
традиционных культур;
–
толкование сакральных и оккультных
текстов (иудейская, христианская и арабская
традиции);
–
комментирование философских сочинений
(античные, арабские и еврейские
комментаторы);
–
комментирование поэтических текстов;
–
соотношение письменной и устной
традиций комментирования;
–
особые направления развития
комментаторской культуры и жанры,
зависимые от комментария: автокомментарий
и автобиография, порождение авторского
текста как эффект комментаторской традиции
(поэтика экзегетического нарратива);
–
поэтика комментария; разнообразие
объектов комментирования (тексты, события,
природные явления, произведения
изобразительного и музыкального искусства,
пророчества, гадания и т.п.) и различные
формы комментария в системе жанров
художественной, научной и религиозной
культуры разных эпох и цивилизаций;
–
жанры комментария и внелитературный
контекст комментаторской практики (возможные
направления: комментарий и история религий,
комментарий и история образования, влияние
комментаторской традиции на развитие
архитектуры и изобразительного искусства,
комментарий и политические технологии,
комментарий и юридическая практика и т.п.);
–
комментарий и/или рациональная
культура разных эпох в рассматриваемый
период: развитие рациональных практик в
рамках культуры комментирования,
трансформации и расхождения
герменевтического опыта в жанре
комментария и альтернативных ей формах
мышления;
–
комментарий и письменная культура,
изобретение книгопечатания и судьба
комментария.
В разделе, посвященном Новому времени,
возможно обсуждение следующих тем:
–
размежевание светской и религиозной
культуры и история альтернативных традиций
комментирования в разные периоды Нового
времени;
–
комментарий и формирование системы
филологических наук в творчестве
гуманистов Возрождения;
–
кризис традиционной экзегетической
культуры в связи с обновлением задач
богословия в эпоху Реформации; становление
протестантской богословской герменевтики
и роль комментария в богословской практике;
–
становление новоевропейской научной
парадигмы в эпоху Просвещения: комментарий versus
рациональная критика; утрата
герменевтического измерения комментария и
формирование единой научной культуры
рационального объяснения;
–
трансформация (и вытеснение)
традиционных дисциплин и жанров (в
частности, жанра комментария) в культуре
Просвещения;
–
романтический проект культуры –
возобновление «спора древних и новых»,
становление исторического сознания и
переопределение задач комментария в
жанровой системе новой культуры;
романтическая критика классицистского
антиисторизма и антиисторизма
спекулятивной философии и формирование
жанра исторического комментария; задачи
исторического комментария в романтической
историографии.
Место комментария в системе жанров
постромантической научной и философской
литературы XIX в.:
–
становление теоретико-познавательной
модели естественных наук и новое
размежевание с гуманитарными науками;
значение комментария в новых и
традиционных гуманитарных дисциплинах;
–
комментарий и новая общенаучная
культура: универсализация научного
комментария как вспомогательного жанра,
его систематическое место в практике
научного книгоиздания;
–
комментарий и традиционные
гуманитарные дисциплины: практика
комментирования в классической филологии и
задачи сохранения филологической культуры;
консервативная культурно-историческая и
научная программа филологии и традиция
филологического комментария;
–
комментарий и новая романтическая
эстетика и герменевтика (Ф. Шлеермахер);
комментарий и филология романтической
эпохи (А. Бек и др.);
–
комментарий и новые задачи
исторического исследования: проблематика
исторического описания и исторической
реконструкции; применительно к истории
философии – комментарий и задачи
детализированной реконструкции чужого
мышления, с его интеллектуальной историей;
–
комментарий и проект исторической
герменевтики И.Г. Дройзена;
–
роль протестантской герменевтики и
сопутствующей ей комментаторской традиции
в становлении романтической историографии
и новых исторических дисциплин;
–
комментирование парадигматических
философских текстов современности (Кант,
Гегель и др.) как способ самопонимания
академической культуры последней трети XIX в.;
–
возрождение интереса к философско-гуманитарному
знанию в последней трети XIX
в. и трансформация комментаторской
практики; проблематизация исторического
описания в споре представителей «исторической
школы» и новой позитивистской
историографии во 2-ой пол. XIX в.;
–
проект обоснования гуманитарных наук В.
Дильтея, его работа в области конкретных
гуманитарных дисциплин и роль
комментаторской практики в этой работе.
В разделе, посвященном Новейшему
времени и актуальным современным проблемам,
возможно обсуждение тем, значимых для
истории современной философии и
гуманитарных наук, например:
«Исторический поворот» в европейской
философии 20-30-х гг.; комментарий и
трансформация жанровой системы
философских дисциплин:
–
жанр комментария и преобразование
философской методологии в 20-30-е гг.:
комментарий и методы феноменологии;
истолкование философии как
герменевтической практики у М. Хайдеггера;
–
философский комментарий традиции как
жанр нового типа философствования и новый
способ исторического самопонимания
философии (интерпретация греческих текстов
у М. Хайдеггера и О. Розенштока-Хюсси,
интерпретация парадигматических для
новоевропейской культуры художественных
текстов у М.М. Бахтина).
Метаморфозы жанра комментария в
философской культуре 2-ой пол. XX вв.:
–
комментарий и «парадигма чтения» в
современной философии: поворот к «чтению»
во французском неоструктурализме, «деконструкция»
Ж.Деррида как «философия чтения»;
–
комментарий и проект герменевтической
философии: герменевтическое истолкование
мышления у Г.-Г. Гадамера и его
последователей;
Комментарий и «смена парадигмы»
гуманитарного знания в XX в.:
–
комментарий и новые задачи историко-философского
исследования в ХХ в.; взаимодействие
философии и гуманитарных наук в практике
комментирования и анализа;
–
практики анализа текста в современных
направлениях философско-эстетической и
научно-гуманитарной мысли и классические
традиции комментирования – комментарий и
структурный анализ текста в структурализме
и семиотике, комментарий и герменевтика
литературы в рецептивной эстетике
Констанцской школы (Г.-Р. Яусс и др.);
–
традиция комментария и развитие
филологической культуры в XX
в.: комментарий и практика историко-литературного
исследования (Б. Кроче, Э. Курциус, Э. Ауэрбах
и др.);
–
комментарий и отечественные традиции
филологической культуры: исследования А.В.
Михайлова, С.С. Аверинцева и др.
Все
указанные выше тематические направления ни
в коем случае не являются обязательными для
рассмотрения и не ограничивают круг
возможных тем исследования; они служат
исключительно для ориентации участников в
общем поле возможного обсуждения. Просим
всех, кто желает принять участие в
конференции, заявить темы своих сообщений
не позже 15 января 2006 г. (регламент – 20 минут).
По материалам конференции будет издан
сборник, объем статей от 0,5 до 3 п.л.
Заранее
благодарим Вас за внимание к нашему проекту
и будем рады встретиться с Вами на
конференции.
Электронные адреса членов оргкомитета: ivanov@conternet.ru (Юлия Иванова); markovius@yandex.ru (Александр Марков). беременность 14 15 недель видео