сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Конференция
«Метафора и метод»
(
29-30 апреля 2004 года)

(ср. фото в фотоархиве)


29 апреля, четверг

10.30. Открытие конференции.

11.00-11.30. Порус В.Н. Метафора и поиски гибкой рациональности.
11.30-12.00. Иванченко Г. В. In vestigium и далее: топологические трансформации метода и их метафоры сегодня.
12.00-12.30. Алексеев К. Метафора в педагогическом процессе.
12.30-13.00. Протопопова И.А. Метафора «тюпоса» и два пути греческой философии.

Перерыв 13.00-14.00.

14.00-14.30. Еремеев В.Е. «Зерновая метафора» в мировоззрении династии Чжоу.
14.30-15.00. Колотаев В.А. «Заморозки» Б. Пастернака и стихия материального становления
15.00-15.30. Замятин Д.Н. «Холод и влага»: образно-географический анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Декабрист».
15.30-16.00 Новикова-Грунд М.В. Метафора: проблема произвольности порождения.

16.00 – 17.00. Обсуждение докладов

30 апреля, пятница

11.00-12.00. Сосланд А.И. Прикладная аттрактивистика.
12.00-13.00. Бакштейн И. Понятие метафоры в современном визуальном искусстве.

Перерыв 13.00-14.00

14.00-14.30. Улыбина Е.В. Социальная реальность как метафора.
14.30-15.00. Торшилов Д.О. Метафоры высказывания и методы его анализа в работах А. Белого.
15.00-15.30. Акимова М.В. Биологическая метафора и методология точного литературоведения Б.И. Ярхо.
15.30-16.00.  Брагинская Н.В. Биологические модели, термины и метафоры у О.М. Фрейденберг.

Перерыв 16.00-16.15.

16.15-17.00. Круглый стол

17.00. Закрытие конференции


Тезисы

Иванченко Г. В. In vestigium и далее: топологические трансформации метода и их метафоры сегодня.
Метод «in vestigio», «по следам», излагался и обосновывался в трактате Бонавентуры «Путеводитель души к Богу», который рассматривался автором доклада как яркий пример «эксельсистского текста» (А.Сосланд) и одновременно как пример топологических трансформаций линейного процесса познания. В тексте Бонавентуры мы встречаем уже тот ряд, за которым лишь века спустя будут закреплены функции поддержания духовного усилия, различных духовных практик: и чистота «очищенного зеркала» души, и необходимость восхождения к высшему (подъем по лестнице), и созерцание Первоистока, и свет, и «не свет, а попаляющий огонь». Далее, анализируя метафоры духовной жизни в русской поэзии, метафоры времени, метафоры познания как пути, автор доклада показывает, что в XX веке в метафорах данных рядов можно выделить скорее топологический инвариант трансформации, нежели аналог перемещения объекта.

Колотаев В.А. «Скверный снимок жизни» - фотографическая метафора в поэзии Б.Л. Пастернака
Сообщение посвящено анализу языка поэтического текста. В качестве аналитического материала было предложено стихотворение Б.Л. Пастернака «Заморозки». Цель доклада – показать, что в основе образной структуры произведения лежит древнейшее противопоставление миров – ложного (материального) и истинного (идеального). Реальность окружающего мира и субъективные ощущения героя даны через визуальные образы, которые уподобляются нечеткому фотографическому снимку. Действительность материального мира, в котором оказалось «Я» субъекта, есть «скверный снимок», плохая копия с оригинала, находящегося в пространстве идей. Ложность этого мира порождает феномен неразличения, субъект неотличим объекту, такому же смутному как и он. В третьей строфе через образ прохожего вводится концепт другого. Однако и другой не гарантирует субъекту «алиби бытия», ощущение реальности, т.к. образ прохожего также иллюзорен, как и все вещи материального мира. Субъект видит, «узнает» другого уже после того, как тот исчезает в тумане. Есть только его след. Ложность реальности передается через концепт «кожи» и искусственного покрова, нанесенного на лицо. «Слой румян» скрывает истинное лицо, истину как таковую. Пастернак, таким образом, актуализирует идейно-философский контекст русской культуры начала века. Прежде всего это платонизм символистов и имеславцев. Фотографическая метафора реальности как образ «замороженной натуры» (У.Эко) также связана с мифом Платона о пещере. Субъект Пастернака воспринимает не объективную данность предметного мира, а ее снимок, поставляемый сознанию органами чувственного восприятия.

Сосланд А.И. Прикладная аттрактивистика.
Разрабатываемый автором аттрактив-анализа (далее АА) является эпистемологическим подходом к анализу текста с точки зрения его привлекательности. Основные разделы этого метода – фундаментальная, прикладная аттрактивистика, а также аттрактивистская рецепция. В прикладном АА анализируются аттрактивистские объекты. Это могут быть как, отдельные концепты, так и сложные агрегаты: целостные культурные образования (допустим Ренессанс, Серебряный век), творчество одного автора в целом (допустим Ницше) и т. д. В расчет берется образ объекта в целом, а не подробности его творчества (если речь идет об авторе, например). В докладе рассматривается в качестве примера объекта А.А. – феномен безумия. Речь идет не о психопатологическом явлении, а о его культурной репрезентации.

Улыбина Е.В. Социальная реальность как метафора
Выступление было посвящено проблеме исследования социальной реальности в междисциплинарном пространстве. Было отмечено, что, к сожалению, в гуманитарных науках (по крайней мере, в них) она не доступна напрямую и есть риск мнение принять за факт, гипотезу за закон. Была проведена аналогия с субъективной картиной мира на уровне индивидуальной психики, которая строится за счет интеграции данных разной сенсорной модальности, прошлого опыта и непосредственной деятельности. А "реальный" первичный опыт сенсорных процессов человеку просто недоступен. Было высказано предположение, что и социальная реальность видима только при отраженности в плоскости нескольких дисциплин, нескольких теорий. Что позволяет говорить о метафорической природе гуманитарного знания. Были приведены примеры такого соответствия, имеющиеся в различных психологических теориях. Так, феномен психологической защиты, описанный в психоанализе, подтверждается существованием сенсорных защит, исследованным в рамках психологии познавательных процессов и феноменом когнитивного диссонанса Л. Фестингера. И если независимые, проводимые в разных традициях исследования  показывают, что действительно существует тенденция в определенных условиях  искажать уже имеющееся знание о мире, значит можно говорить об этом как о факте. Но этот факт, описанный в отдельной теории – всего лишь метафора.

Торшилов Д.О. Метафоры высказывания и методы его анализа в работах А. Белого.
В 1917 году А. Белый, к тому времени известный стиховед и теоретик литературы, один из основателей формального литературоведения, в статье «Жезл Аарона» ищет более адекватных, чем существующие, методов анализа произведения литературы. Развернутое сравнение произведения с организмом, с живым существом для него - исходная точка; но этой статической метафоре организма
соответствуют, по его мысли, методы формального литературоведения, которыми он уже неудовлетворен. Градации методов, которую он ищет, более соответствует генеративная метафора растущего организма, за которой, в свою очередь, проглядывает циклическая метафора мирового процесса как органического целого. Две последние метафоры сохранятся и разовьются в его позднейших литературоведческих трудах, особенно в «Мастерстве Гоголя» (1934). Белый не подменяет метод метафорой и даже не производит одно из другого: метафорическое, образное, визуальное, с одной стороны, и аналитическое, словесное, дискурсивное, с другой - не параллельны друг другу и не отражают друг друга; угол между этими точками зрения позволяет указать на нечто третье в месте пересечения, не сводимое ни к первому, ни ко второму.

Акимова М.В. Биология и гуманитарные науки: Б. И. Ярхо и терминология русского преструктурализма
Б. И. Ярхо (1889 — 1942), автор оригинальной концепции изучения литературы точными методами, был не только первым филологом, который показал возможность применения статистики для анализа практически всех уровней художественной формы, но и едва ли не единственным ученым-гуманитарием, который стремился последовательно строить свою науку по образцу наук естественных, и в частности биологии. Это для него означало, по крайней мере, с точки зрения метаязыка, пересмотр всей системы сложившихся представлений о литературе: ее теории, методологии и «номологии». Ученый позитивистского склада ума, Ярхо подходил к своему объекту как эмпирик и индуктивист, что позволило ему сблизить литературное произведение с природным организмом и строить систематику художественных фактов с оглядкой на различные типы биологической классификации. Отсюда — перенос целого ряда биологических терминов и понятий в теорию и историю литературы (индивидуум, вид, род, класс, колония, симбиоз, первичные и вторичные признаки, ароморфоз, гомология и аналогия и др.). Ярхо был убежден, что литературе, как и живой материи, свойственны множественность, непрерывность и изменчивость. Таким образом, метафорически именуя предмет своего исследования и (пере)определяя его свойства, Ярхо пытался включить науку о литературе в парадигму естественнонаучного знания.

Брагинская Н.В. Биологические модели, термины и метафоры у О.М. Фрейденберг.
В докладе рассматривалось проникновение эволюционистского «кода» языка биологической науки  в теоретический аппарат  ученых гуманитариев. Было указано также на длительный период, в течение которого история и прочие социальные науки, а также «науки о духе»,  обходились без понятия о развитии и других метафор, сопровождающих использование биологической модели исторических образований, социальных объектов и других квази-натуральных сущостей. Однако к концу 19 в. эволюционизм стал всеохватной системой описания любых изменений и спустился на уровень школьного образования, где сохраняется поныне. В 1920-е годы внутри как биологической, так и гуманитарной науки наступает реакция отторжения. Для О.М.Фрейденберг рассмотрение фактов истории и культуры в дарвинистическом ключе было неприемлемо, она находила отвечающие ее интуициям категории в додарвинистских или постдарвинистских учениях катасторфизма и номогенеза (Кювье, Берг). В античной мысли она открывает категории родственные тем, которыми сама склонна была  оперировать. Такова категория METABOLE - резкого, катастрофического переворота, ей посвящены неопубликованные статья и тезисы доклада Фрейденберг, с которыми докладчик познакомил аудиторию.

купить холодильные камеры для мяса в Москве.
Используются технологии uCoz