А. Лычко Концепция экскурсий И. М. Гревса |
И. М. Гревс писал: Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника: годы учения (Lehrjahre) должны быть на самом деле и в собственном смысле годами странствий (Wanderjahre).
Путешествие - это возможность отдохнуть, сменить обстановку, увидеть интересные памятники истории и современные достопримечательности, познакомиться с новыми людьми.
Путешествовать не только приятно, но и полезно:...Серьезное знакомство с новыми странами в пору сознательной молодости закрепляет фундамент слагающегося мировоззрения в его творческих и критических элементах; а далее только часто и систематически повторяющиеся странствия сообщают умственному труду особенную крепость и активность, дают ему постоянно возобновляющуюся жизненность, вечно возрождающийся энтузиазм.
А главное, что путешествие может стать не просто одним из видов расслабления физической и умственной активности после напряженной трудовой деятельности, но быть частью образования человека и развития его духа.
И. М. Гревс был историком - медиевистом, ученым, преподавателем в средней и высшей школе. Иван Михайлович хотел, чтобы именно в высших учебных заведения экскурсии приобрели статус официальной части образовательного процесса. Как специалист по средним векам он больше внимания уделял изучению всеобщей истории, а поэтому его больше интересовали путешествия в Западную Европу, в особенности в Италию. Гревс писал: Если нельзя назвать ее (Италию) родиной европейской цивилизации, то можно смело сказать, что она сохранила в своих недрах, на своей поверхности и внутри своих зданий наибольшее число возможных и первоклассных вещественных воспоминаний от всех крупных эпох исторической жизни Европы. Поэтому Италия - лучшая школа гуманности (курсив И. М. Гревса), и туда должен направить стопы всякий, кто действительно хочет, чтобы все человеческое было ему не чуждо.
Иван Михайлович Гревс родился 4 мая 1860 г. в имении своего отца близ села Лутовинова, Бирюсинского уезда, Воронежской губернии. Его предки были выходцами из Англии, еще при Петре I переехавшими в Россию; английское начертание фамилии выглядело как Greaves.
Родители Гревса были оба родом из-под Харькова. Отец, Михаил Михайлович Гревс был в молодости военным; он был участником Крымской войны 1854 - 1855 гг., был героем Севастопольской обороны и, раненый на одном из бастионов во время знаменитой осады, вышел по окончании войны в отставку в чине поручика. Всю остальную жизнь отец И. М. Гревса провел в своем небольшом имении.
Мать, Анна Ивановна Гревс (урожденная Бикорюкова) - серьезная, спокойная женщина - отдала все силы на воспитание троих детей - Ивана, Димитрия и Елизаветы. Материнская серьезность, сосредоточенность и тихий нрав передались ее старшему сыну.
В 1879 г. Гревс окончил Ларинскую мужскую гимназию в Петербурге. После этого он поступил на историко-филологическом факультет Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием профессора В. Г. Василевского. К студенческим годам относится итоговая работа И. М. Гревса Римско-Византийское Государство в VI в., по законодательным сборникам христианских императоров, за которую он удостоился золотой медали с надписью Преуспевшему и звания кандидата.
По окончании университета Гревс начал педагогическую деятельность в средней школе, в частности в гимназии Э. П. Шаффе. Кроме этого он был оставлен при университете для подготовки, как тогда определялось, к профессорскому званию. В центре его научных интересов стояли вопросы, связанные с темой кандидатской диссертации, завершившей собой университетский курс.
Закончив сдачей магистерских экзаменов в 1888 - 1889 гг. период университетского усовершенствования и имея в перспективе приват- доцентуру, Гревс летом 1889 г. совершил первую поездку за границу, целью которой был Париж.
Войдя в круг парижских медиевистов, Иван Михайлович ощутил исключительную силу влияния только что умершего Фюстель де Куланжа, имя которого звучало во всех беседах в стенах Сорбонны.
По возвращении на родину Гревс приступил к окончательной обработке своего первого приват - доцентского курса: История государства и общества в период падения Римской империи. Вступительная лекция состоялась в конце января 1890 г. в одной из аудиторий университета, при большом стечении студентов, в присутствии попечителя учебного округа и многих профессоров факультета.
Через два года (в 1892 г.) состоялась вступительная лекция Ивана Михайловича на Высших Женских (Бестужевских) курсах.
Вскоре, вследствие болезни Василевского, Гревсу было поручено чтение общих курсов по средним векам в Петербургском университете.
В 1890 - 91 и в 1894 - 95 гг. историк ездил в заграничные командировки. В библиотеках Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества. К этому времени Гревс уже был женат на Марии Сергеевне Зарудной и имел двух - тогда еще малолетних дочерей Екатерину и Александру. Семья обычно сопровождала Ивана Михайловича в его заграничных поездках.
После студенческих волнений 1899 г. Гревс был отстранен от преподавания в высших учебных заведениях распоряжением министра народного просвещения Н. П. Боголепова.
Но это не сломило Ивана Михайловича. Он продолжал свою научную деятельность и в 1900 г. защитил магистерскую диссертацию на тему Очерки из истории римского землевладения, преимущественно во времена империи.
Удаленный из университета Гревс много работал как член или председатель комиссий, организовавших ряд частных школ в Петербурге, среди которых Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже - школа Балаева, и и кружков, ставивших задачей теоретическое разрешение средне школьных проблем. Работал как преподаватель и председатель (в течение 18 лет) педагогического совета в женской гимназии Л. С. Таганцевой, как преподаватель истории во всех перечисленных школах и в Александровском лицее.
В 1902 г. Гревс был восстановлен в университете, в 1903 г. - на Высших Женских курсах. В том же году он был избран профессором и получил кафедру своего покойного учителя В. Г. Василевского. Влияние его своеобразного педагогического метода, разрешавшего проблему превращения науки в учебный предмет, умевшего использовать историю, как средство пробуждения благородных и высоких дум и настроений, оставило глубокий след на учениках и ученицах Гревса и на многочисленных группах молодых педагогов, работавших под его руководством. В предисловии к сборнику статей, выпущенному к двадцатипятилетию учено - педагогической деятельности Ивана Михайловича, его ученики писали: Вы заняли твердую и честную позицию перед... обращенным к Вам вопросом, на который нельзя было дать простого ответа.
Тот, который давали Вы личным убеждением, профессорской работой и всей своей жизнью, не всегда понятен был Вашим слушателям. Вы не склоняли их закрывать глаза на зло и неправду жизни, усыпляя свою совесть и волю; - вся Ваша проповедь звала к пониманию этого зла и к борьбе с ним. Но Вы предостерегали от грозной опасности иссушить и обеднить свою душу, извратить понимание бесконечной сложности жизни в исключительной преданности одной истолковывающей ее формуле. Полный благоговейного уважения к тому мировому духу, который проходя сквозь рождение и смерть, сквозь порывы и возвраты, сквозь изменчивое трепетание пламенной жизни, на вращающемся станке времени вечно ткет живую одежду Божества, Вы, как историк и мыслитель, развертывали перед ними богатую картину этой многоцветной и многоликой действительности, звали к внимательной и независимой оценке заключенных в ней ценности и к стойкой их защите.
Помимо научной и преподавательской деятельности в высшей школе Гревс трудился над разрешением самых разных задач: организацией учащихся, созданием предметной системы преподавания и др. Особенно видной была его деятельность на Женских курсах, где в качестве декана филологического факультета он был одним из главных деятелей проведения семинарской организации и устройства семинарских библиотек.
Гревс был сторонником больших исторических экскурсий, которые ценил и как орудие общего образования, и как необходимый вид исторического семинария. Он писал: Одно непосредственное общение с новыми и новыми фактами жизни земли и человеческой культуры питает дух животворными соками, которые будут спасать от неподвижности умственного засыпания, от механизирующего погружения в рутину и ученого, и писателя, и педагога, и общественного деятеля. Окунаться в широкий мир - это значит охранять и развивать в себе человека. Кого не тянет к такому свету с горячим влечением, с каким Пушкин рвался на запад, тот лишен великого блага, которое ведет к лучшей духовной радости: для того окажется недоступным слияние его души с человеческой; тот не способен будет переживать в самом себе грандиозные процессы, создавшие все то, что составляет наше драгоценное достояние...
После революции И. М. Гревс остался в России и, наряду с академиками С. Ф. Ольденбургом и С. Ф. Платоновым, активно включился в краеведческое движение, переживавшее тогда свое «золотое десятилетие». И. М. Гревс считал, что краеведом-историком может быть не только специалист, но любой образованный сын края, любящий свою малую родину и приобретший необходимые методические навыки; уважение к своему прошлому и любовь к отечеству должны быть в основе краеведческой работы.
О современных краеведах Гревс говорил: Это подвижники: в старину спасали душу в монастырях, а теперь (ее) поддерживают краеведением.
В 1934 г., после постановления о преподавании истории и возрождении исторических факультетов, Иван Михайлович вернулся в родной университет, названный в то время Ленинградским. С введением ученых степеней он получил документ о присуждении ему ученого звания доктора исторических наук.
16 мая 1941 г., не дожив одного дня до своего 81-летия, Иван Михайлович Гревс скончался в Ленинграде, в своем рабочем кабинете, где висели портреты рано умершей дочери и молодого Данте, а также широкая панорама Флоренции среди тосканских холмов. Жена Гревса и вторая дочь умерли спустя несколько месяцев в голодную блокадную зиму.
И. М. Гревс большое значения придавал путешествиям:...взрослый человек, который хочет, чтобы развитие его шло вперед непрерывно и деятельно... должен путешествовать с целью изучения природы, истории, современной цивилизации и общественности. Без этого трудно поддерживается прогресс в жизни духа.
Но желательно не просто отправиться в поездку,...чтобы насладиться новой формой безделья в блестящих курортах или спустить излишки за рулеточным столом в Монте - Карло, либо в модных магазинах и кафе - шантанах Парижа, а тщательно продумать свой экскурсионный маршрут в качестве образовательной программы, подкрепленной основательной подготовкой в области фактического материала.
К началу XX в. практика образовательных экскурсий существовала по большей части в стенах средней школы. Обучающие прогулки по Петербургу, а также поездки во многие города и области России, такие как Киев, Новгород, Псков, далекий север (со включением Соловецкого монастыря), предпринимались в Тенишевском училище. Такие экскурсии осуществлял либо сам Иван Михайлович, либо его ученик, преподаватель истории, А. Я. Закс.
Исторические экскурсии проводились и в некоторых правительственных петербургских гимназия: Лесном коммерческим училище (под руководством Закса), женской гимназии М. Н. Стоюниной, Житомирской гимназии (под руководством П. А. Сидорова), Киевской Печерской гимназии. В казанской 1-й гимназии преподаватель Горталов организовывал поездки со своими учениками за границу: в Палестину, Грецию, Италию.
Иван Михайлович же хотел, чтобы экскурсионная практика стала обязательной частью образовательной программы и в высших учебных заведениях. Он был уверен, что не только ребенку, обучающемуся в средней школе, но и взрослому юноше необходимо визуальное подтверждение слов преподавателей. Нет сомнения - писал Гревс - что понимание детского разума, как исключительного чувственного (который живет лишь материалом, идущим от внешних органов и орудует только единичными восприятиями), односторонне и неверно. В ребенке многоразлично и сильно (хоть и своеобразно) действует абстракция и обобщающая деятельность мысли. Точно также наоборот: на всех ступенях духовного развития - познавание индивидуального (рядом с общим) есть важная и трудная задача мышления. Конкретный предмет (рядом с абстрактной идеей ) остается необходимым объектом работы этого мышления и в сознании взрослого юноши, как и дальше - в уме вполне сложившейся интеллигентной личности, даже ученого, философа.
Аргументов в пользу исторических экскурсий можно привести много. Вот еще некоторые из них, которые приводил И. М. Гревс: Их целесообразность определенно и властно указуется сама по себе одним из непререкаемых принципов научно - исторического исследования: требованием документов (в данном частном случае монументального) изучения, обращения к источникам, подлинным следам старины.
<...> Часто только живой взгляд на остатки, сохранившиеся среди почвы, служившей ареной изучаемого явления, делает понятным рассказ о нем современника. <... >
Всегда справедливой будет истина, провозглашенная великими вождями исторической школы, Нибуром и Саваньи, потом Ранке и Момлуеном, Ренаном и Фюстель де Куланжем: только тот станет историком, кто сумеет отрешиться от настоящего, кто погрузится в прошлое всем духом своим, чтобы понять его всоеобразие <...>.
Сам Иван Михайлович, еще в молодости отправляясь за границу в научную поездку, погружался в исторический дух станы и путешествовал, отвлекаясь от главной своей цели: <...> Когда я в Италии увлекался римской топографией, христианскими катакомбами, даже этрусскими могилами и сообщал В. Г. Василевскому свои сомнения, не следует ли опасаться таких отвлечений от главной задачи, он успокаивал меня в письмах: Не тревожьтесь, делайте, надо через это пройти. - Теперь и я твердо передаю ученикам завет учителя, оправданный собственным трудом: Идите навстречу подлинным следам мировых культур!
Кроме этого в одном из своих докладов на курсах для учителей средней школы в 1906 г. Гревс поднял вопрос о необходимости создания официального учреждения для теоретической разработки и практического осуществления экскурсионного дела. Но такого комитета так и не было создано и данный вопрос оставался актуальным и в последующие года. В своей работе К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах, вышедшей в Петербурге в 1910 г. автор теории писал: Для дальнейшей разработки и систематизации дела было бы существенно, если бы в Петербурге или в Москве образовалось особое общество для устройства и руководства экскурсиями, как в средней, так и в высшей школе: подобное взаимодействие работы на обоих ступенях было желательно, ибо точки соприкосновения нашлись бы многочисленные. Такая группа педагогов, учителей и профессоров, должна была бы изучить вопрос теоретически, печатая постепенно элементы методологии научно - учебного (исторического) путешествия, строя планы поездок с указанием литературы пособий, составляя специально серьезные научные путеводители, собирая материал из уже производившихся опытов и т. д. При обществе могла бы постепенно возникнуть специальная библиотека или даже музей по экскурсионному делу.
Но И. М. Гревс был на просто теоретиком экскурсионного дела, он был деятельным практиком в области образовательных исторических экскурсий. Он готовил программу путешествий, проводил специальные дополнительные лекции и семинары для собиравшихся в поездку, сам сопровождал студентов и проводил интересные экскурсии в посещаемой стране. Как историк - медиевист, его программа экскурсий чаще всего была посвящена средним векам, а целью путешествий были прежде всего западные страны, такие как Италия, Франция и другие.
Одной из многочисленных заграничных образовательных поездок Ивана Михайловича была его итальянская экскурсия 1907 г. На примере этой экскурсии будет проиллюстрирована концепция экскурсий Гревса, которая состоит из трех основных частей и которую кратко можно определить словами самого автора концепции:
От книг к памятникам, из кабинета на реальную сцену истории и с вольного исторического воздуха опять в библиотеку и архив!
Итак, первая часть - это предварительная подготовка к поездке дома.
Во-первых, необходим определенный настрой участников заграничной экскурсии на терпеливую и последовательную работу - изучение: Смысл предпринимавшейся экскурсии виделся не в том, чтобы доставить участникам возвышенный отдых после годичного труда и поднять настроение их души высокими наслаждениями от красоты нового мира, который должен открыться перед их очами. Задача имелась в виду долее строгая и деловая: продолжить с методическою последовательностью и ригористическим напряжением труд, начатый среди лабораторной обстановки семинария, перенеся его в новую среду, действуя при помощи новых источников; изучать те же культурные явления, с которыми ознакомление происходило раньше по письменным текстам, переданным от далекого прошлого, за книгой у библиотечного стола, в стране, далекой от их родины, - изучать их теперь по вещественным следам, переместившись на ту самую почву, где слагались творившие их процессы. Будущие участники звались, по преимуществу, не к заманчивым восприятиям, как таковым, а к углублению знаний, проверке понятий, образованию идей и уточнению приемов и навыков их добывания.
Во-вторых, надо четко определить объект экскурсионного изучения. Не стоит ставить перед собой невыполнимой задачи: изучить все возможные горда и достопримечательности. Надо...реально в точности обдумать и ограничит предмет наблюдений, установить их схему, опираясь на наличных данных предварительной подготовки будущих участников, и поставить путешествию доступную цель.
Объектом экскурсии 1907 г. была Италия с точки зрения средневекового города и ранних очагов ренессанса. А маршрут выглядел так: в качестве введения в цивилизацию старой Италии была Венеция, главным пунктом посещения являлась Флоренция с окружающими ее виллами и деревнями (Тоскана), следующим пунктом назначения была область Умбрия с городами Перуджа и Ассизи. Такой план поездки Гревс назвал как тоскано - умбрийский научный пелеринаж.
Третье необходимое условие удачной предстоящей поездки - это хорошо подобранный состав участников. Экскурсантов не должно быть много (не больше 25 - 30 человек), так как многочисленная группа не способствует удачному изучению объекта, и каждый из них должен быть морально готов к заграничному обучению и обладать коммуникабельностью.
Призванные мною к участию в необычном опыте были, в большинстве, юноши знающие и одушевленные, так или иначе закалившиеся в труде и любящие его напряжение. Они хорошо были знакомы между собой и благожелательно относились друг к другу, что также служит важным подспорьем для удачи дела, которое требует постоянного сожительства и вызывает необходимость взаимных уступок шероховатостям нрава каждого.
Кроме этого И. М. Гревс не имел ничего против смешанных групп из юношей и девушек. Даже наооборот, он считал, что такой состав группы участников только способствует удачи в поездке. Вот, что он пишет: Наконец, в последний момент к экспедиции примкнули три слушательницы Высших Курсов... Такое соединение в одном научном предприятии юношей и девушек, идейно и идеалистически настроенных, всегда благотворно: и те, и другие вносят в общий труд особенности своего духовного склада, приемов мысли, оценки, вкусов и интересов. Кроме того, женщины придают внутренней обстановке теплоту и уют, развивают особое рвение и впечатлительную подвижность. Мужская половина, так сказать, нравственно подбирается, и товарищеское внимание ее членов их приобретает рыцарственный оттенок. В русской хорошей учащейся молодежи сопутствие лиц обоего пола не родит, обыкновенно, ничего фривольного, а только поднимает веселость и бодрость, вызывая благородное соревнование, поднимая волю и энергию. Такое сочетание дает группе своеобразную живую гармонию.
Также экскурсанты - студенты только выигрывают, если к их группе примыкают профессора и специалисты в той области науки, в рамках которой планировалась поездка. Кроме самого профессора И. М. Гревса к группе научных путешественников 1907 г. примкнул профессор - искусствовед Д. В. Айналов. Таким образом, состав той группы составлял 16 человек.
В-четвертых, кроме общей подготовки студентов, необходима специальная научная подготовка, проводимая в течение нескольких месяцев перед поездкой на лекциях, специальных семинарах с докладами будущих участников экскурсии, с демонстрацией иллюстративного материала, в процессе посещения музеев, содержащих подходящие коллекции.
Это значит, что раньше, чем ехать и работать на месте, следует как бы осуществить поездку дома, теоретически: проработать ее план и содержание шаг за шагом, по книгам и снимкам, картинам, картам, планам, чертежам и другим пособиям. Надо точно знать, что будешь видеть и делать так, чтобы реализуемая экскурсия являлась как бы воплощением того, что уже прошло через ум и фантазию в тех или иных символизированных знаках.
Более прозаичной, но необходимой и не менее важной проблемой в подготовке поездки является ее материальная сторона. Этот вопрос тоже необходимо решить заранее, исходя из возможностей и пожеланий всех участников образовательной экскурсии.
Следующий этап, согласно концепции Гревса, - непосредственно экскурсионная поездка, задачи, план, состав участников и материальная сторона которой уже предусмотрены.
Непосредственно уже в назначенном месте пребывания, возникает актуальный вопрос: как распланировать свой день. И. М. Гревс предлагает приблизительный график дня, который соблюдался его группой экскурсантов в итальянской поездке 1907 г.
Самые рьяные начинали работу с 6 час. утра. Между 6 и 8 1/2 ч. мы с наиболее деятельными и стойкими, еще натощак, бегали по церквам, знакомясь попутно с изумительно исторической физиономией венецианских улиц и именно с колоритными переживаниями прошлого даже в нравах современных обитателей города.... К 8 1/2 час. все собирались на... для утренней трапезы... С 9 - 9 1/2 ч. уже коллективно изучали основные памятники и музеи до 1 ч. иногда и позже. Затем начинался обед и отдых. Потом до темноты опять посещались церкви, дворцы и улицы. Часов в 7 - 8 за ужином обсуждалось сделанное и пережитое. Несмотря на такой густо насыщенный трудом день и богатство впечатлений, компания не покладала рук, и у многих хватало бодрости после описанного отправляться не в объятия сна, а спешить вновь на Canal Grande, как шутливо говорил Д. В. Айналов, - alla gondola, alla musica, наслаждаться Венецией до полуночи.
Такой план дня очень хорош. Во-первых, Иван Михайлович давал два возможных времени для подъема: не каждый человек способен вставать рано утором, а в состоянии напряженного графика работа каждому необходим полноценный отдых и сон. Во-вторых, в поездке Гревса был продуманный и лояльный график: работа в нежаркие часы дня отдых днем и свободное время вечером.
Наконец, третья составляющая концепции - тщательное закрепление материала, полученного в поездке, по возвращении домой:... надобно не только подготовлять экскурсии, предварительно знакомя участников теоретически с кругом вопросов, которые будут освещаться извлекаемым из них конкретным материалом; необходимо и закреплять их результаты по окончании путем смыкания теории с практикой обобщенных идей (выводов о прошлом) с наблюдаемыми фактами (его живыми пережитками).
I. Источники.
1. Гревс И. М. К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах. СПб., 1910. 48 с. С. 9.
2. Гревс И. М. Научные прогулки по историческим центрам Италии: I. Очерки флорентийской культуры. М.: Типо - литография Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, 1903. 62 с. С. 3.
II. Литература.
1. К двадцатипятилетию учено - педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса: Сборник статей его учеников. СПб., 1911. 475. С. I - II.
III. Ресурсы мировой информационной сети ИНТЕРНЕТ:
1. www.hi-edu.ru
2. www.moskva.ru
3. www.philosophy.ru
фрезы по металлу купить