участники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Вяч. Вс. Иванов

Введение в современные науки о человеке

Программа курса лекций

1. Место человека в космосе. Антропный принцип.
2.
Биосфера и ноосфера.
3. Нейронауки и изучение человека.
4. Роль языка и других систем знаков.
5. Искусство и проблема мировой гармонии.
6.
Социальные и правовые структуры.
7. Физическая (биологическая) антропология и антропология культуры.


1. Место человека в космосе. Антропный принцип. Основные параметры Вселенной после Большого Взрыва, сделавшие возможной эволюцию по направлению к Человеку. Роль Наблюдателя и Космос как Наблюдаемое. Степень реальности окружающего мира согласно разным концепциям. Проблема взаимодействия с гипотетическими внеземными цивилизациями. Космические источники биологических катастроф. Русская космическая философия («Всемир» Сухово-Кобылина, Циолковский, Чижевский). Антропология среди других наук. (См. полный текст лекции).

2. Биосфера и ноосфера (Тейяр де Шарден и Вернадский). От животного к человеку. Соотношение Человека и биосферы и различные интерпретации дарвиновской эволюции: номогенез по Л.С. Бергу. Молекулярная биология и теория эволюции. Антропоиды, гоминиды и человек; приматология и антропология. Эволюционное значение морали, этики и религии. Умерли ли боги?

3. Нейронауки и изучение Человека. Экспериментальная нейропсихология. Функциональная асимметрия мозга и выделение разных функциональных зон в каждом из полушарий. Логические и речевые функции левого полушария. Роль правого полушария: художественные образы, музыкальные структуры, ориентация в пространстве, сон и медитация. Правое полушарие и эволюция. Энкефалины и эндорфины, значение ритмической активности и искусства. Психика и тело. Иммунная система по отношению к мозгу. Медицина и антропология. Шаманизм и его историческая роль. Психоанализ и общая теория бессознательного. Когнитивный подход и антропология.

4. Роль языка и других систем знаков. Естественный язык и его разновидности и искусственные языки науки. Эволюционная роль языка жестов. Возникновение и развитие письменности, алфавитные и иероглифические системы. Музыкальный фольклор и передача информации в бесписьменных культурах. Знак и значение. Типы семиотических систем.

5. Искусство и проблема Мировой Гармонии. Тезис «мир спасется красотой» (Достоевский) и его реализация в истории отдельных культурных традиций: русской и византийской (на разных этапах), западноевропейской, древнеблиневосточных, южноазиатских (в частности, индийской) и древнедальневосточных. Типы отношения к миру и их эстетическое и философское выражение. Роль формы в искусстве и методы ее изучения. История искусства без имен и проблема роли Гения («Артиста» или Сверхчеловека, по Ницше). Современные методы изучения искусства. Роль русской формальной школы. Искусство и теория информации.

6. Социальные и правовые структуры, их происхождение и развитие. Врожденный характер морали (Эфроимсон). Антропологическая критика социальных структур. Дуализм как универсальный принцип (Золотарев, Хокарт, Нидхем). Дар как общий социальный принцип по Моссу и разные типы экономических отношений, представленные в истории. Соотношение экономических и социальных структур и типологии обществ.

7. Физическая (биологическая) антропология и антропология культуры. Проблема расовых и этнических различий и единства человечества в историческом и практическом планах. В какой степени будущее человечества может планироваться научно? Идея всеобщего мира, общественный договор как философская проблема. Философская антропология (Фейербах, ранний Маркс, Дильтей, Бахтин, Бубер). Сотношение «Я» и «Ты», диалогический принцип, роль Другого в антропологии. Проблема «одушевленности Другого» в буддийской логике и в современной экзистенциальной философии (Сартр).

Glenn invites to browse casinoslotsplanet.com - how to play bingo is clearly explained here. . Изыскательские работы. Проводение геодезических изысканий. Обслуживание зданий.
Используются технологии uCoz