участники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Е. Ильницкая

Подарок.
Многообразие форм и смыслов.

Введение.

Подарок – это универсальное средство коммуникации. С его помощью человек издревле договаривался с другими людьми, со сверхъестественными силами.

Целью данной работы является раскрытие понятия подарка и установление связей, возникающих в процессе дарения.

К изучению данной темы обращались многие учёные: социологи, антропологи, этнологи, культурологи, фольклористы, психологи и многие другие. Но наиболее ценным для этой работы явился труд выдающегося представителя французской социологической школы Марселя Мосса. Он одним из первых проанализировал подарок как явление не только экономическое, но и универсальное, охватывающее самые различные аспекты социальных взаимоотношений и культуры. На огромном фактическом материале французский учёный показал специфику обмена в обществах, где отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии товарно-денежные отношения. Исследованиями дара занимались такие отечественные учёные, как А.Я. Гуревич, В.В. Иванов, Ю. И. Семёнов и другие.

Мною также использован Интернет-источник http://www.acapod.ru, из которого взяты различные определения подарка, дарения. На основе этого источника написана глава о подарках на Руси.

Работа делится на 4 параграфа.

Первый параграф посвящён определению понятия подарка, которые взяты из различных источников.

Второй параграф посвящён краткому анализу основополагающего труда на эту тему-«Очерка о даре» Марселя Мосса.

В ней раскрыто значение понятия потлач и изложена одна из теорий происхождения денег, как преобразованная модель дара.

Третий параграф- это своеобразный вывод выше сказанного.

В четвёртом параграфе раскрывается понятие подарка на примере русских обычаев. Также мною была прослежена эволюция подарка в разные исторические эпохи и его значение в государственной жизни Руси. В нём описываются религиозные, государственные праздники, праздники бытовые, где подарки были неотъемлемой частью обрядов.

В качестве заключения и вывода были использована древняя скандинавская песня о подарках, в которой собраны основные черты дарения..

Таким образом, вся работа направлена на то, чтобы посредством анализа различных точек зрения раскрыть, хотя бы частично, понятие дарения, как феномена, который делает человека человеком.

§ 1. Определение подарка как понятия.

Любая теория начинается с определения. Для начало попытаемся дать определение понятию «подарка», а потом можно заняться исследованием. В поисках ответа на этот вопрос я обратилась к словарю В.И. Даля. Результат поиска меня удивил, так как такого слова там нет. Есть слово «дар», «подарить»:

«Подарить-отдать…вовсе, бесплатно, безвозмездно, даром».

Однако данное пояснение весьма неопределённо.

Смотрю в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова:

«Подарок-вещь, которую дарят, подарили».

«Дарить-давать в качестве подарка»

Более объёмное определение даёт «Толковый словарь русского языка» Б.Волина и Д. Ушакова:

«Подарок-предмет, вещь,которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с цель. доставить удовольствие, пользу» На основе этого определения можно отметить, что:

1) дарение-это добровольный акт;

2) подарок преподносят ради удовольствия или пользы;

3) подарок-это всегда благо.

В словаре Брокгауза «дарение-это юридический договор, по которому одна сторона обязуется отчудить что-либо безвозмездно из своего имущества в пользу другой …Для действительности дарения необходимо принятие дара тем, кому он назначен… Принятый дар к дарителю не возвращается;он не может требовать его возвращения и после смерть одаренного, если только между ними не было особого условия по этому предмету...Вид дарения составляет пожертвование, т.е. «добровольное приношение имущества на пользу общую» (напр., дарение в пользу государства). Пожалованием называется дарование кому-либо Высочайшим указом недвижимого имущества в собственность».

Из этого определения выясняются такие функции дарения, как пожалование и пожертвование.

Исходя из уже данных определений, можно отметить, что:

1. В процессе дарения необходимы три условия: наличие подарка, дарящего и одариваемого. К четвёртому условию можно отнести намерение дарить, т.е. определённый интерес;

2. Подарок можно рассматривать, как пожалование, пожертвование, взятку, милостыню, жертвоприношение и т.д.

3. Дарение-это процесс, который предполагает соблюдение определённых правил.

Данные определения неполны и не раскрывают полную картину процесса. его происхождение, социальные и психологические особенности.

§ 2. М.Мосс – основоположник изучения теории дарения. «Очерк о даре»

Как ни странно, наиболее целостную систему представлений о подарках и дарении можно обнаружить не в трудах социологов, культурологов, психологов, фольклористов, посвящённых современному искусству, а в материалах этнографических исследований. Основополагающая работа, изучающая подарки – это «Очерк о даре» французского учёного Марселя Мосса.

Важное научное значение исследования Мосса связано с тем, что он одним из первых проанализировал обмен как явление не только экономическое, но и универсальное. охватывающее самые различные аспекты социального взаимодействия и культуры. На огромном фактическом материале учёный показал специфику обмена в обществах, где отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии товарно-денежные отношения. Вывод состоит в том, что обмен в его ранних формах – явление гораздо более широкое и многозначность, чем экономическая сделка.

Идеи Мосса относительно роли дара,как формы обмена, были в дальнейшем развиты и подтверждены новыми фактами исследований лингвистов, историков, социологов и социальных психологов.

В ходе дальнейшего развития соц. науки идеи Мосса относительно обмена нашли отражение и признание, в основном, в 3х дисциплинах:

социальной антропологии, социологии и экономической антропологии. Наряду с Дж.Фрэзером и Б.Малиновским Мосс считается одним из родоначальником теории обмена в социальной антропологии. Можно утверждать, что любая работа в области этнологии и соц. антропологии, касающаяся проблематики обмена, так или иначе отталкивается от» Очерка о даре», даже в том случае если какие-то его положения оспариваются.

Здесь конспективно приведены основные принципы, отражённые в упомянутой работе Мосса, которые мне предстоит раскрыть:

1.Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары –это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться.

2. В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах,играх, танцах, празднествах.

3. Объём и торжественность дарения - основная форма соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

М. Мосс исследовал жизнь аборигенов Океании, Австралии, северной Америки, а также некоторые древние религиозно-правовые системы. Автор отмечает, что до появления денег [«в той или иной форме) универсальным средством обмена в архаических обществах являлось дарение. Обмен здесь является не просто экон. сделкой в современном понимании.Дар непременно предполагает компенсирующий взаимный дар в той или иной форме, но, в отличии от обычной сделки, оба эти акта отделены друг от друга во времени. Будучи формально добровольным, в действительности дары являются строго обязательными. Из трёх, тесно связанных между собой обязанностей, которые составляют обмен в форме дара: дарить, брать и возмещать, - наиболее существенной, по мнению Мосса, является обязанность возмещать. Уклонение от одной из этих обязанностей влечёт за собой серьёзные последствия для субъектов обмена, вплоть до объявления войны. В качестве субъектов обмена в архаических обществах выступают главным образом не индивиды, а группы, либо индивиды, символизирующие группы(например, вожди).

Дары в рассматриваемых Моссом обществах составляют систему взаимных» тотальных, совокупных поставок», непрерывно циркулирующих от клана к клану, от фратрии к фратрии, от племени к племени. Они выходят за рамки эк. отношений и охватывают все сферы общества; они универсальны, как универсален сам обмен в отношениях между людьми: «Пища, женщины, дети, имущество, земля, труд, помощь, жреческие услуги, ранги – всё является предметом передачи и возмещения!

Особое внимание Мосс уделяет рассмотрению потлача – обычая, широко распространённого среди индейцев тихоокеанского побережья Сев. Америки. Любое более или менее значительное событие в их жизни сопровождалось раздачей даров, угощениями, устройством пиршеств. Между кланами, племенными группами и индивидами существовала определённая борьба за первенство в расточительстве, доходившая до истребления имуществ. Отдавая или уничтожая свои богатства, реально обменивали их на более высокий престиж. Потлач, по мнению Мосса, представляет собой» тотальный социальный феномен». Он является одновременно религиозным, мифологическим, экономическим, эстетическим. Мосс не считает потлач специфически североамериканским явлением, отмечая широкое распространение сходных с ним обычаев, например кула в Океании, детально исследованная Б. Малиновским. Как уже отмечалось, отсутствие возмещения или неполное возмещение ставят получившего дар в зависимое положение по отношению к дарившему. Сохранение вещи без эквивалентного замещения опасно для жизни. Это связано с антропоморфизмом, свойственному архаическому сознанию. Полученная вещь не инертна. Она является частью того, кто дарит. отсюда следует. что основанием циркуляции даров в арх. обществах по Моссу является магическая сила, содержащаяся в объекте.

Мосс считает возможным распространить свои наблюдения и на современные западные общества. Как и в случае потлача, в современном обществе значительное место занимают иррациональные расходы. связанные с престижными мотивами. Происходит и обмен в форме дарения, и дар. принятый без последующего ответного дара, принижает того, кто его получил.

При чтении «Очерка» обращает на себя внимание одна деталь, связанная с различной оценкой автором роли дара в архаических обществах, с одной стороны, и в современных-с другой. Мосс, с одной стороны, не сводит дар только к экономической мотивации, а с другой – не рассматривает его, как только альтруистический, бескорыстный поступок.Т.о. он «развенчивает» архаический дар, лишая его ареола бескорыстия. Но, когда он описывает современность, его позиция несколько изменяется: дар идеализируется, провозглашается позитивной альтернативой обмену в виде купли-продажи. Мосс считает необходимым и желательным возврат в обмену в форме дара, к самому принципу нормальной социальной жизни. Он призывает ограничить эксплуатацию, спекуляцию и ростовщичество, утвердить в обществе дух сотрудничества,взаимопомощи и великодушия. Эти призывы, видимо, связаны с его приверженностью реформистскому социализму. Вместе с тем лозунг возврата к бескорыстному дару был полной мере созвучен» солидаризму»- одному их главных идеологических символов Третьей республики, в формировании которого Французская социологическая школа приняла непосредственное участие.

При жизни Мосса оценили,главным образом, как талантливого и эрудированного преподавателя. Что же касается его научных исследований, то они не получили сколько-нибудь широкого признания современников. Признание его научных исследований пришло позднее.

Интересна его теория происхождения денег. Во всех обществах, предшествовавших тем, в которых стали превращать в деньги золото, бронзу и серебро, существовали другие веши: камни, раковины, драгоценные металлы, в особенности те, которые служили средством обмена и платежа.Во многих обществах, окружающих нас до сих пор, фактически функционирует та же самая система.Такое понятие как стоимость возникло только тогда, когда были деньги, а деньги существовали только в тех случаях, когда драгоценные вещи действительно превратились в деньки, т.е. были отчеканены, обезличены, оторваны от всякой связи с любым юридическим лицом, коллективным или индивидуальным, кроме государственной власти, которая их печатает.

Драгоценные предметы вначале, помимо своей экономической сущности, своей стоимости, обладают преимущественно магической сущностью и выступают главным образом как талисманы, и широко циркулируют между обществами. Но они ещё привязаны к лицам или кланам, к индивидуальности их прежних собственников. Их стоимость ещё субъективна и личностна. Например, монеты из нанизанных раковин в Меланезии ещё измеряются пядью дарителя. Эти стоимости неустойчивы и лишены свойств, необходимых для эталона меры.

Например, их цена растёт и снижается вместе с числом и величиной передач, в которых они были использованы. Но, с другой стороны, эти драг. вещи выполняют те же функции, что и деньги в наших обществах, и, следовательно, могут удостоиться быть включёнными в ту же категорию. Они обладают покупательной способностью, и эта способность по-своему исчисляется. С изобретением денег в современном понимании появился всеобщий эталон стоимости, кот. был оторван от людей, вещей и стал лишь инструментом сделок.

Таким образом, деньги изначально были даром, подарком, кот. с течением времени приобрёл покупательную способность и стал восприниматься отдельно от владельца.

§ 3. Многообразие форм дарения.

Дарение-это добровольный акт, хотя это утверждение можно оспорить. Но в современном понимании подарок-это благо, нечто положительное, исходящее от души, добровольное. С помощью подарка люди выражают своё отношение. Манера дарить подарки может многое сказать о человеке (напр., о его финансовых возможностях, интуиции). С помощью подарка можно попросить прощение. Например, часто жёны воспринимают внезапную щедрость мужей воспринимают как косвенное свидетельство их вины.

Подарок часто используется, чтобы купить привязанность, преданность."Покупатель любви» пытается завоевать любовь или уважение дорогими подарками или богатыми благотворительными пожертвованиями. Иногда таким людям трудно принимать ответную любовь и они никак н6е могут понять, почему заваленные дорогими подарками любовницы в конце концов бросают их и обижаются на их"чёрную неблагодарность».

Иногда щедростью маскируют истинную враждебность.

Подарками можно подчинить себе человека, когда взамен он не может преподнести достойного, равного по стоимости дара, На этом основана одна из теорий возникновения социального неравенства.

Взятка – это тоже дар, кот. требует обязательного возмещения. В принципе, любой дар можно рассматривать как взятку. Возникает вопрос: «Существует ли дар, кот. не обязательно предполагает отдачу?» Думаю, что существует. Мы часто дарим надежду, возможность, любовь. Мне кажется, что эти вещи очень субъективны и не имеют определённой стоимости, поэтому и не предполагает обязательной отдачи.

Неопределённым может быть не только предмет дарения, но и объект. Например, дар Богу. Первоначально подношения имели характер жертвы, в дальнейшем, по мере смягчения нравов, они превратились в пожертвования. Поскольку сам Бог [«или боги), по сути, равнодушен к золоту, пище, то очень скоро появились посредники,использующие всё это на собственные нужды. Таким образом, дары человека Богу превратились в дары жрецам или Церкви. Понятно, что всё это с самого начала носило характер взаимовыгодной сделки: чем больше даров ты принесёшь, тем больше очистишься от грехов.

Подарок может быть вещественным и невещественным [«любовь, надежда).

Объект дарения, тот, кто принимает, может быть человеком [«группой людей), а может быть Богом. Принесение вещественных даров Богу может быть названо атеистом своеобразной взяткой. Но если предмет дарения невещественен, обезличен [«любовь, почитание,вера), и объект дарения [«Бог, государство) также невещественен это можно назвать религией.

Покупая подарки, мы превращаем деньги в объекты, несущие особый смысл и значение, то есть осуществляем их сакрализацию. Деньги сами по себе никакого священного не несут, а наоборот, являются приметой повседневного мира. Объект священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, подвергая их недопустимому контакту с областью профанного. Такими объектами являются не только подарки, но и вещи. доставшиеся по наследству. Именно поэтому трансформация сакрализованных денег обратно в профанные [«например, продажа подарка[« обычна связана с мучительными угрызениями совести.

Связь посредством вещей – это связь душ, т.к. вещь сама по себе обладает душой, происходит от души. Отсюда следует. что дарить нечто кому-нибудь значит отдавать частичку своего «Я».

У древних народов подарок обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу. многочисленные сказочные коллизии подчёркивают: память-тот узел. который связывает дарителя и одариваемого.

В наше время, мы, например, даря книгу подписываем её «на добрую память».

§ 4. Подарок как часть русских обычаев.

С древнейших времён подарок неразрывно связан с обычаем, он входит в обряд наравне с песней, танцем, дакоративно-прикладным искусством.

Святочный обычай колядования и щедрых подношений колядовщикам имел двойной смысл.

С одной стороны, люди как бы заговаривали действительность, представляя её более сытой, богатой, чем она есть на самом деле. С другой, выражали убеждение. что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, тому дарю»,чин чина почитай, а подарок не забывай».

К весне, на» 40 мучеников» дари ли» жаворонков».

В наше время мы на пасху обязательно обмениваемся крашенными яйцами. Так в сознании народа песня, пляска, подарки были неразделимы в восприятии веселья, праздника.

Ещё более значительное место занимают подарки в некалендарных, семейных торжествах. Как только девочка научалась держать в руках иголку, она начинала готовиться к свадьбе: шить и вышивать подарки ещё незнакомому жениху. Подарки жениха были покупными, и в первую очередь характеризовали его щедрость: одежда, драгоценности. Родители и близкие также одаривали молодых скотом, посудой, полотном. Известны приговоры свата: «Чарочку выпивай, молодых одаряй, рублём аль полтиною, либо золотою гривною, а коли твоя честь, так рубликов шесть, а чашку за ушко, коровку за головку». Все участники свадьбы тоже получали подарки из рукоделия невесты, сладости, деньги.

Когда в связи с подарками речь заходит о государстве трудно разобраться, где дар, а где дань, где искреннее подношение, а где вымогательство.

Дары иностранным правителям и их послам служили чётким барометром дипломатических отношений. Такой дар называли в России «поминком». Поминком могли служить кони, оружие, золото, дорогая ткань, соболя. Подношения их происходило строго по ритуалу, который каждый раз записывался в Наказе послам: сначала передать от великого князя поклон, потом», мало посидев, поминки явити и молвити…» А уж после этого подать верительные грамоты. Государи строго следили за тем, чтобы их подчинённые ни с кем не сносились помимо их, государевой, воли и никаких поминков со стороны не принимали. Верных слуг они одаривали сами, и в тех случаях трудно было провести грань между подарком и наградой. В древней Руси не было системы орденов, и жалованные правителем шубы со своего плеча, золотые чаши, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции.

В дошедших до нас описаниях этих предметов основной упор делался на то, сколько пошло на их изготовление драгоценных металлов, камней, дорогих мехов. Никогда не упускался вес предмета, но почти не встречается сведений о» хитрой» работе мастера. Начиная с Ивана Третьего и до начала 18-го века великие князья и цари чеканили специальные» золотые». Ими жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом»,золотые» были одновременно и государевой наградой, и его подарком, и памятью о крупнейших событиях в стране.

Восемнадцатый век принёс многочисленные изменения в русскую жизнь. Сломав старые государственные институты, Пётр Первый нарушил и прежнюю систему царских подарков.

Знаки его благоволения и подарки сыпались на людей, которых сталкивала с ним судьба не менее щедро, чем палочные удары и другие знаки его гнева. Золотая медаль, выбитая в честь победы, серебряный рубль для многочисленных царских крестников из простого звания, табакерки – эти предметы не имели такой утилитарной ценности, как, например, шуба с царского плеча, но ценность подарка как знака расположения была неимоверно высока.

Изменения в частном быту привели к возникновению многих новых ситуаций. Стремление выразить в подарке своё доброе отношение к другому человеку осталось, но теперь оно уже не так строго регламентировано и допускало, выражаясь современным языком, творческий подход. От кавалера требовалось галантное обхождение с дамой, умение ухаживать и говорить комплименты. И обязательно дарить подарки.

Подарок в быту постепенно теряет связь с обрядом.

Предметом дарения становиться всё: от деревни в несколько тысяч душ крестьян до локона волос. Наиболее распространёнными подарками были предметы женского рукоделия, кольца, миниатюрные портреты, которые можно было носить как медальон.

Чем ближе к нашему времени. тем более подарок ценится не за его материальную стоимость. а за память, воспоминание, с которыми он связан. Формула-«мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь» - всего точнее передаёт суть человеческих взаимоотношений (источник http://www.acapod.ru).

Заключение.

В заключении мне хочется вернуться к,.Очерку о даре» Марселя Мосса. В качестве эпиграфа там приведена древняя скандинавская песня, которую я хочу процитировать в качестве своеобразного эпилога

Давая оружие и одежду,
Друзья должны доставлять друг другу удовольствие;
Каждый знает это из своего собственно опыта.
Те, кто обменивается подарками
Дольше всех остаются друзьями,
Если дела идут успешно.
Следует быть другом
Для своего друга
И отвечать подарком на подарок;
Следует отвечать
Смехом на смех
И обманом на обман.
Ты знаешь, что, если у тебя есть друг,
Которому ты доверяешь,
И если ты хочешь добиться успеха,
Надо слить твою душу с его душой,
И обменяться подарками,
И часто ходить к нему в гости.
Но если у тебя есть другой, ложный друг,
Которому ты не доверяешь,
И если ты хочешь добиться успеха,
Надо говорить ему приятные слова,
Но скрывать свои мысли
И отвечать обманом на обман.
Так же и с тем,
Кому ты не веришь
И в ком подозреваешь притворство,
Надо улыбаться ему,
Но говорить не то, что думаешь:
Ответные подарки должны быть подаркам полученным.
Щедрые и доблестные
Счастливы в жизни;
Они ничего не страшатся.
Но трус боится всего;
Скупой всегда боится подарков.
Лучше не просить,
Чем жертвовать безмерно (богам):
Подарок данный всегда ждёт ответного подарка.
Лучше не подносить даров,
Чем чрезмерно раздавать их» (М. Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии // Очерк о даре. М., 1996, с. 83-85).

Тема подарков очень многообразна. Подарки можно рассматривать с различных точек зрения: подарок, как часть обрядов и ритуалов, как важное средство коммуникации, позволяющее устанавливать связь как между индивидами. так и с государствами. В каждом конкретном случае подарок выполняет различную функцию: взятка, милостыня, знак внимание, чистосердечное подношение.

Сколько людей, столько и мнений, От этого зависит и отношение к подарку. Но с уверенностью можно сказать только одно: все люди любят подарки, так как он несёт с собой ожидание лучшего.

Давайте радовать друг друга!

Используются технологии uCoz