сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Круглый стол
Границы семиотического метода
(4 сентября 2004 г.)

Вопросы к обсуждению
(сост. Вяч. Вс. Иванов)

1. Верно ли применение идеи соотношения «означаемого» (signifié Соссюра) или «плана содержания» (в глоссематике Ельмслева) = символизируемого (у Флоренского) и «означающего» = signifiant, плана выражения, «символизирующего» применительно ко всем неязыковым системам, описываемым как знаковые (семиотические), включая, например, абстрактную (беспредметную) живопись, непрограммную (и неоперную) музыку? Можно ли принять тезис Флоренского о влиянии символизируемого (в частности, религиозного содержания чудотворной иконы) на символизирующее и его составные части (скажем, краски и их сочетание на иконе)?

2. В какой мере полезно предложенное Соссюром понятие наук о «ценностях» («стоимостях» - valeur), объединяющее лингвистику, семиотику и экономическую теорию и лежащее в основе противопоставления синхронии и диахронии (описание современного состояния знаковой системы и ее истории)?

3. Каково соотношение знака и текста (являющегося главным объектом исследования представителей московско-тартуской школы)? Можно ли считать текст (а не только слова знаки, из которых он состоит) особого рода знаком?

4. Насколько методы исследования дискретных знаков (например, слов и других единиц языка) могут быть перенесены на непрерывные тексты (музыку, живопись, немонтажное кино, пользующееся кадром-эпизодом как основным приемом, внутри которого осуществляется панорамирование камеры без монтажной склейки, как в «Веревке» Хичкока и «Русском ковчеге» Сокурова)?

5. Применимы ли принципы семиотики к системам типа игр (аналогия языка и шахмат у Соссюра, языка математической системы символов и шахмат в книге Клини о математике) и к биологическим системам коммуникации (ср. статью Бенвениста о танцах пчел). Можно ли говорить о семиотике по отношению к генетическому коду (ДНК)?

6. Насколько полезно различение концепта «денотата» (референта-объекта) и самого знака, образующего треугольник (концепт - денотат - знак, см. напр., Введение в книге А.Черча о математической логике). Каково соотношение семиотики и семантической теории информации (например, у Бар Хиллела и Карнапа)? Насколько продуктивны вероятностные методы по отношению к знакам и текстам? Можно ли говорить о стохастической семиотике?

Используются технологии uCoz