участники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

С. Фролова

Мюзикл как феномен культуры

 

Долгое время мюзикл был главным деликатесом, который предлагал искушенному и неискушенному народу Бродвей.     После успешных театральных постановок многие мюзиклы перекочевали на большие экраны, так что даже неизвестно, благодаря театру или кино они завоевали огромную популярность у зрителей всего мира. Для некоторых это была тяжелая дорога, другие стали только лучше смотреться с экранов кинотеатров. Но факт остается фактом: мюзиклы популярны до сих пор, песни из них знают или слышали практически все, независимо от того, интересен человеку театр или нет.

История мюзиклов началась в Америке в 1943 году с музыкального спектакля «Оклахома!». Из-за песен, которые обозначали повороты сюжета, добавляли новые черты в характеры героев, этот спектакль не вписывался в рамки музыкальной комедии. Исключить их было не возможно. Так возник новый жанр, названный мюзикл. Вскоре на Бродвее и британском Уэст-Энде появились сети театров, специализировавшихся только на мюзиклах.

Так получилось,  что к мюзиклу всегда относились, как к низкому жанру, а первые мюзиклы были построены на классических сюжетах. На мюзиклы, как на забаву, смотрели до тех пор, пока в 1957 году американский пианист Леонард Бернстайн не написал известный мюзикл «Вестсайдская история». Это произведение определило несколько рецептов удачного мюзикла: запоминающаяся, хитовая мелодия и любовная история,  которая заканчивается трагически. Кроме этого важную роль играла и хореография.

Второй всплеск мюзиклов произошел 32 года назад, когда осенью 1971 года композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс, переосмыслив популярный сюжет о жизни Христа, написали мюзикл «Jesus Christ Superstar». Кроме «Суперзвезды» Уэббер написал множество известных мюзиклов: Evita, Cats, The Phantom of the opera.

Не только в Англии и Америке появились известные мюзиклы. В 1980 году во Франции поставлен мюзикл «Отверженные», а в 1998-м «Собор Парижской богоматери». В СССР к мюзиклам относились настороженно, но в 1976 году Рыбников и Глушко создали спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», а в 1979 году Рыбников и Вознесенский написали «Юнону и Авось», поставленный в 1981 году на сцене театра им. Ленкома.

В рамки, предложенные автором «Вестсайдской истории» прекрасно вписывается и спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Можно сказать, что этот спектакль имеет почти реальную основу. Во многих странах Латинской Америки живет  легенда о добром разбойнике Хоакине. В поисках  лучшей жизни, Хоакин с товарищами плывет на поиски золота, но находит лишь смерть. Сперва погибает его жена, а затем и сам Хоакин. На эту легенду  в 1967 году чилийский поэт Пабло Неруда написал драматическую кантату «Сияние и смерть Хоакина Мурьтты», по мотивам которой Рыбников и Глушко написали свою «Звезду и смерть Хоакина Мурьетты». Начинается и заканчивается произведение в настоящем, а само действие разворачивается в прошлом. В рассказе Блаженного мы узнаем историю Хоакина и Тересы, историю о любви и потерях, о счастье и страданиях. Словно два воплощения судьбы стоят над Хоакином Звезда и Смерть. И если одна называет себя «его свободой и его звездой», то вторая обещает лишь «обернется мукой твой кровавый путь».

Трогательная история любви Хоакина и Тересы обречена на смерть. Убивают Тересу и ее еще не родившегося ребенка. Хоакин мстит за нее, но и сам умирает, предательски убитый, на могиле Тересы. Не зря же предупреждала Смерть, что там, где золото, там и свинец.  Закончен рассказ, смолкли крики ярмарки из первой песни, и только Блаженный продолжает задавать свои вопросы. Вопросы без ответов: «Где умирают птицы? О чем молодая листва поет весеннему бризу? Откуда является смерть – сверху или же снизу? Как зовется звезда, которая тебе снится? Сколько листьев, чтобы выжить, платят зиме деревья? Стоит ли жить, когда что-то еще не родилось?». Словно все произведение заканчивается этим вопросом, огромным знаком вопроса.

В еще большей мере трагическая любовь представлена в «Юноне» и «Авось». У этого произведение тоже реальная история. В 1806 году граф Николай Петрович Резанов поплыл в Америку на парусниках «Юнона» и «Авось». После долгого и тяжелого плавания через Тихий океан, Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-доминиканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо. Будучи приглашен на прием к губернатору, Резанов знакомится с 16-ти летней Кончитой, дочерью губернатора. Дела Русско-американской компании шли плохо и, тайно обвенчавшись с Кончитой, Резанов возвращается в Россию. Там он заболевает и умирает где-то в Сибири. Верная Кончита ждала его 30 лет, а затем постриглась в монахини. Такая печальная  история, основанная тоже на реальных событиях, тем не менее заканчивается светлым гимном «Аллилуйя любви».

«Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали.

Я люблю твои руки и речи.
С твоих ног я усталость разую…
В море общем сливаются реки –
Аллилуйя!  

Аллилуйя Кончите с Резановым!
Исповедуя веру живую,
Мы повторим под занавес заповедь:
Аллилуйя любви! Аллилуйя любви»!

Во многом этот спектакль стал известен благодаря прекрасным актерам, в нем игравшим. Такие имена, как Николай Караченцев, Елена Шанина, Александр Абдулов, известны всем. Поставленный на сцене в театра им. Ленкома в 1981 году, спектакль до сих пор идет на сцене. В 1983 году спектакль был снят на кинопленку, благодаря чему он стал еще более известным. Менялось многое, менялись исполнители ролей,  в 2002 году была снята новая видео версия спектакля. Главную роль по-прежнему играет Караченцев,   слегка изменился текст, вместо не актуального «жители двадцатого столетья», стало «двадцать первого», но все также величественно и трогательно звучит финал этого спектакля «Аллилуйя».

Пожалуй, самым  неоднозначным, по отзывам можно, назвать мюзикл, написанный Э.Л. Уэббером и Т.Райсом «Иисус Христос Суперзвезда».  Во многом успех этого произведения можно объяснить тем, что авторы пересказывают евангельский сюжет понятными молодежи средствами. Написанный в 1971 году, видео версия этого спектакля была создана в 1973 году и не раз транслировалась и в России. Еще в 70-х этот мюзикл попал в Россию,  но только в 1990 году он пошел на сцене на русском языке. До сих по, уже 13 лет, театр имени Моссовета продолжает ставить этот спектакль.

Одной из причин споров, идущих вокруг спектакля, является вопрос насколько возможно изображать жизнь Христа такими методами. Произведение показывает последние недели его земной жизни, показывает, как мне кажется, историю Христа, как человека. Человека, способного сомневаться в своей божественной избранности. Особенно это сомнение можно почувствовать в проникнутой драматизмом арии «Гефсиманский сад».

«Я об одном молю,
Как судьбу мою:
Не испить мне чашу эту,
Горечь яда душу жалит!
Дай мне силы, чтоб я снова
Стал таким, каким ты хочешь!
Я лишь добра хотел,
Жаль, что не сумел
Оправдать твои надежды,
Но три года стоят жизни.
Разве мог бы кто-нибудь другой проделать этот путь?

Скорбь в моих устах,
Но я так устал!
За три года тридцать прожил,
Так скажи, зачем я должен
Завершать, что я не начал?
Я бы сделал все иначе,
Будь все в моих руках,
Я б смерти не искал».

 Все главные герои произведения находятся между своеобразными молотом и наковальней. Между системой  и толпой. Я опросила пять человек, смотревших спектакль, и трое из них ответили, что самое страшное в этом спектакле – это толпа. «Толпа всегда слепа», - не без основания заявляет первосвященник Кайафа.

Вопреки общепринятому мнению об образе Иуды (представленном таким автором, как Мигель Отера Сильва, исключение составляет пожалуй только Леонид Андреев) он представлен не настолько отрицательным героем, как, к примеру, Симон.

(Симон)
Власть твоя апогея достигла,
Пламя вспыхнет, лишь искра нужна.
Сбрось проклятое римское иго, под которым томится страна.
Всех, кто против веры,
Боже, покарай!

(Иуда)
Но это страшно!
(Симон)
Всех, кто против веры,
Боже, покарай!

(Иуда)
Их чуть подтолкни и они
Все вокруг сокрушат,
(Симон/Иуда)
Здесь сотни тысяч готовых/Безумцы!
В бой под знаменем твоим/Во власти громких фраз
И каждый скажи только слово/Фанатик!
Свой меч поднимет на Рим/Он всех погубит нас!
(Симон)
Пусть звучит в их молитве
Беспощадность к врагам,
В этой праведной битве
Мир падет к твоим ногам!
Ты себя покроешь славой навеки, навеки, навеки!
Ты себя покроешь славой навеки, навеки, навеки!

Не зря в одной статье, посвященной спектаклю, Симона  назвали экстремистом. И если поступки Иуды можно попытаться понять и простить (по крайней мере, это делает Иисус) поскольку Иуда действительно раскаивается в совершенном им предательстве, то Симон слишком поглощен своей целью.

(Симон)
Свято место пусто,
Может, ты займешь?
Ты же знал Иисуса - разве это вождь?
Оказался жертвой собственных идей,
Был почти что Богом, а теперь он где?
Люди жаждут крови, дух неистребим!
Значит, и о нас еще услышит Рим!
Время придет - (Иуда) нет!
Мы победим - (Иуда) нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет!
Хей-хей, Иерусалим!

Не обошлось в данном спектакле и без любви – чистой, искренней любви Магдалины к Христу. Так трогательно и нежно звучит ее ария и их дуэт.

Как его найти?
Как его вернуть?
Как сказать: «Прости»?
Как сказать: «Забудь»?
И я не знаю, как мне быть,
Как его любить.

(Иисус/Магдалина)
Простые радости земные/За что мне эта доля?
Мне не суждено их испытать/Или чья злая воля
Царит незримо надо мной/Надо мной
Высшая власть/Царит как ночь
Всесильная власть/И никто мне
Мне не дано связать/Не в силах помочь
Здесь на Земле/Найти его любовь
Найти любовь.

Этот спектакль выглядит современно не только из-за проблем, поставленных там. Любовь, верность, предательство, прощение, все это как нельзя лучше представлено там. Начинается и заканчивается спектакль в наше время, что делает нас не только сторонними наблюдателями, но и  современниками этих событий. И все герои в конце выглядят уже современно. И как понятно звучат слова первосвященников:

Кайафа:
«Ради спокойствия нашей системы
Кто же из нас не пожертвует всем?
Савл: Яркая личность рождает проблемы...
Анна: Нет человека - нет и проблем».

Кайафа:
«Все мы – слуги народа,
Каждый, кто верует,  в жертвы поймет,
Славься, наша свобода,
В рамках которой послушен народ!
В рамках свободы послушен народ!
В рамках свободы ликует народ!
Народ! Народ! Ликует! Ликует! Ликует народ!»

Заканчивается этот спектакль тоже вопросом, как и «Звезда и Смерть». Может, только вопрос этот никем не произнесен, и каждый из зрителей может найти его сам. Уже нет на сцене Иисуса, Магдалины, Иуды, нет первосвященников, они стоят выше. На сцене только Симон и толпа. Они подходят к краю сцены и смотрят в зал, а зрители смотрят на них. Потом медленно гаснет свет.

Люди жаждут крови, дух неистребим!
Значит, и о нас еще услышит…мир…?

Каждый человек выносит из этого спектакля что-то свое. Но мне кажется, если спросить, о чем этот спектакль, то я бы ответила, о том, что надо уметь прощать.

buy-edmeds.com . Детектор валют и счетчик банкнот одновременно.
Используются технологии uCoz