на главную

 
М.Н. Эпштейн

Гуманистика в XXI веке: 
творческое мышление в науке и взаимодействие ценностей в культуре.

Аннотация курса.

Этот курс, рассчитанный на 3 занятия, рассматривает  ситуацию в гуманитарных науках после  постструктурализма и очерчивает дальнейшие пути гуманитарного сознания в 21-ом веке. Особый упор делается  на ценностные и творческие аспекты научного мышления, на гуманитарные технологии, преобразующие те предметные сферы, которые данными науками изучаются. Задача курса - системное освоение "возможностных" понятий, терминов и методологических подходов, расширяющих границы существующих гуманитарных дисциплин и генерирующих новые проблемные и дисциплинарные области (например, экофилология, транслингвистика, технософия, стереоэтика).

Первое занятие посвящено общей характеристике  современной ситуации в гуманитарных науках, в частности, понятиям научности и гуманитарности, а также теоретической  проблеме универсальных ценностей, открытости и взаимодействия культур.  Второе занятие акцентирует филологическую проблематику: как с  появлением новых информационных технологиий меняются понятия текста и  методы интерпретации.  Третье занятие сосредоточено на философской проблематике обновления гуманитарных наук, смене модальностей мышления и языка.

Занятие 1. Познавательная и творческая специфика гуманистики. Гуманитарные науки и  технологии.

Соотношение знания и мышления в науке. Концептивизм - метод зачинающих понятий. Ситуация в гуманитарных науках на исходе постструктурализма и постмодернизма. Что приходит после "пост-".  Гуманитарные технологии и культуроника - практическое измерение гуманитарных теорий.  Трансдисциплины, преобразующие то, что они изучают. Ценностный потенциал теорий. Модели взаимоотношения культур. Глобальная культура - мультикультурализм - транскультура. От плюрализма - к диалогу и критической универсальности.

Занятие 2. Текст в эпоху интернета.  От анализа к синтезу языка.

Текстоиды, надтексты, мегатексты... Перформативность интерпретации. Трансформативные и контраформативные высказывания и их важность для гуманитарного дискурса. Стереотекстуальность, взаимодополнительность языков в тексте.  Текст и внетекстуальная среда. Знаки пробелов и экология текста (экофилология). Частотный словарь и философская картина мира.  Проективный словарь и виртуальное состояние языка. Транслингвистика, транспоэтика, творческая филология.

Занятие 3. Философские предпосылки новой гуманистики.

Три эпохи философского развития.  Модальности гуманитарного дискурса. Специфика и задачи современного этапа в развитии философии. Переход от аналитизма к синтезу. Роль гипотезы. Чем интересные теории отличаются от неинтересных. Новая гуманитарная  методология: потенциация vs деконструкция. Возможностная этика и культурология. Техника и софия. Как рождаются новые гуманитарные дисциплины.  Гуманология - наука о трансформациях человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума.

Литература:

М. Эпштейн. Философия возможного. СПб, Алетейя, 2001.

Проективный философский словарь. Новые термины и понятия, под ред. Г.Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна.  СПб., Алетейя, 2003.

М. Эпштейн. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., Новое литературное обозрение, 2004.


См. фото.

Купить продукты Фаматек Трейд
Используются технологии uCoz