сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

Курсы лекций Вяч. Вс. Иванова

(апрель - май 2005 г.)

 


 

I. Дуальные структуры в антропологии

Лекции будут прочитаны по вторникам, начиная с 19 апреля, до конца мая или начала июня 2005 г. В апреле-июне по каждой из тем будет проведен семинар с обсуждением прочитанной слушателями литературы, список прилагается.

Лекции состоятся в 14:30, в "аспирантской" аудитории (445; гл. корпус РГГУ, 4 этаж)

1. Дуальная организация и дуалистическая мифология. Работы французской социологической школы. Австралийские системы (19 апреля)

Антропологические характеристики, сопряженные с двоичностью, и характер их связи друг с другом. Возможность строгой импликации: если в обществе есть дуальная организация (наличие двух экзогамных половин, связанных брачными отношениями, шутовской или ритуальной враждебностью и взаимным обслуживанием), то с ней соотносится дуальная мифология (в частности, представление о двух божественных близнецах-родоначальниках племени и/или главных началах мироздания) и институт двух священных царей (вождей). Существование одной или двух таких характеристик без полной строгой импликации создает необходимость диахронической и синхронической интерпретации «вырожденной» (неполной) дуальной системы, при которой есть только некоторые из перечисленных черт и одна невыводима прямо из другой. Краткая предыстория  вопроса.  Работы французской социологической школы – Дюркгейм и Мосс о системах  примитивной классификации (1903). Австралийские системы как  классический пример страны  дуальных половин (современный их анализ ведется в терминах дискретной математики: алгебра родства, см о системах с предписанным браком Уайт 1973). Работа Эрца о преобладании правой руки как проявлении религиозной полярности (1909). Биологическое и культурно-историческое понимание правшества и левшества: проблема  генетической передачи левшества. Культурные зоны мира с инверсией противопоставления правый-левый. Этимология названий рук в разных языках: «правый» как «правильный, верный»; замены терминов и табу.

2. Хокарт и типология дуальных этнологических структур.

Сведения о жизни, полевых исследованиях и трудах Хокарта. Хокарт как предшественник структурной антропологии. Понимание Хокартом лингвистики как модели точной гуманитарной науки (аналогия с А.А. Потебней), реконструкция в лингвистике, палеонтологии и антропологии. Хокарт на островах Фиджи как Гоген на Таити: примитивные культуры для него становятся точкой отсчета. Значение царского ритуала на Фиджи как архетипа у Хокарта. Работа Хокарта об островах Фиджи - опыт построения системы антропологии как точной  науки (сопоставление с «Этикой» Спинозы) Использование структурной схемы в книге о царствовании (ритуал коронации в соотнесении с ритуалом инициации, сходство с ранними работами В.Я.Проппа). Чисто ритуальная роль священного царя и его «советников», идея позднего возникновения государственных структур и биологические аналогии (изменение функций  уже существующих органов), сравнение с выводом о преодолении вожаческой  тенденции у русского зоопсихолога Вагнера. Исследования (в том числе археологические) Хокарта на Шри Ланке и гипотеза возникновения каст из социальных рангов (сопоставление с гипотезами поэта Н.С.Гумилева и Дюмезиля). Сравнение разных обществ и систем двоичных признаков, в них используемых,  в книге Хокарта «Короли и советники» (1936). История и современность у Хокарта, ориентация книги против тоталитаризма и преувеличенности функций современного государства. Позднее новое открытие Хокарта и переиздание его трудов (Р.Нидхем). Хокарт сегодня.

3. Близнечные мифологии. А.М. Золотарев.

А.М.Золотарев и идея первичности культа близнецов; книга Харриса (1913; в особенности замечательна глава о божественных близнецах в латышских дайнах-народных песнях) и развитие его идей Золотаревым; гипотеза Харриса о роли Фомы (=«Близнеца») и апокрифическое (гностическое) коптское евангелие от Фомы. Идея городов близнецов (древний Сухум- Диоскурия времени Страбона как один из возможных примеров). Гипотеза Великого Страха перед близнецами и ее подтверждение данными приматологии (Тих о страхе пр рождении близнецов в обезьяньей стае). Реконструкция древнего отношения к близнецам и их родителям. Хокарт и Золотарев, влияние первого и параллельный ход работ; общий вывод о взаимосвязи дуальной организации и наличия двух вождей. Исследование дуализма на каждом из континентов. Работы Золотарева и других отечественных авторов о дуализме народов Сибири. Двоичность в структуре шаманского бубна и  исследования С.В.Иванова о сибирском искусстве.  Золотарев о происхождении евразийского мифа о возникновении Земли (твердой суши). Судьба самого Золотарева и книги Золотарева и ее ненапечатанные части. Проблем дуализма римских обрядов (Лупрекалии), тонкий анализ древнеегипетского мифа о Хоре и Сете, совпадающий с новейшими его истолкованиями. В какой мере реконструкция Золотарева универсальна и приложима к разным обществам.

4. «Палеонтология любви и ненависти» (В.И. Абаев). М.М. Бахтин и двоичные оппозиции в карнавале.

Исследование иррационального в значениях слов; поток сознания у Джойса и подход к киноязыку у Эйзенштейна и к языковым значениям у работавших с ним ученых (Марр, «комплексное» мышление по Выгодскому и данные нейролингвистики, Лурия). Фрейд об амбивалентности символов подсознательного и отражении этого в семантике языка, критика  этой гипотезы в статье Бенвениста о психоанализе. Антиномии языка по Гумбольдту и выражение антиномий в языке.  Антиномии Канта и их осмысление у священника Павла Флоренского. Карнавал и буффонада в античности: Ф.Зелинский, Анненский и Адриан Пиотровский. М.М.Бахтин и двоичные оппозиции в карнавале: книга о Рабле. Понимание Средневековья у Бахтина, ле Гоффа и Хойзинги. Инверсия  бинарной оппозиции в карнавале. Смех над смертью как пример сложной трансформации двоичных оппозиций: Бахтин, Богатырев, С.Я.Лурье, Р.Якобсон («Средневековая старочешская мистерия»).

5. Бинаризм Романа Якобсона. Фонологические противопоставления и соответствия им в других языковых и антропологических структурах.

«В зашиту числа «2». Фонологические противопоставления и соответствия им в других языковых и антропологических структурах. Привативные фонологические оппозиции по князю Н.С. Трубецкому и их отличие от других типов оппозиций. Понятия маркированности и нейтрализации противопоставления. Архифонема, возникающая при нейтрализации привативного противопоставления фонем, по учению Пражского Лингвистического Кружка (гиперфонема Московской фонологической школы) . Одинаковость оппозиций по палатализации согласных в евразийском языковом союзе. Перенос  понятия бинарной оппозиции на морфологию. Работа Р.Якобсона о бинарных признаках падежей. Понятие нулевого падежа. Описание категорий глагола по Якобсону. Распространение идеи двоичного противопоставления на языковую семантику и на другие гуманитарные науки. Оппозиции, намеченные А.Ф.Лосевым в ранних работах. Исследования Якобсона по мифологии (в частности, славянской). Интерпретация западнославянских имен богов. Споры вокруг бинаризма Якобсона. Критерии реальности оппозиций. Афазии, обучение ребенка языку. Число элементов и количество членов в отношениях между элементами разных уровней. Их отражение в письме. Якобсон о симметрии дальневосточного стиха в свете работы физиков – нобелевских лауреатов Ли и Ян(г)а о китайском орнаменте.

6. Двоичные оппозиции в работах Леви-Строса.

Истоки идей Леви-Строса: влияние психоанализа и сюрреализма, соотношение рационального метода и иррационального материала. Полевые исследования в Бразилии, «Печальные тропики». Мейбери-Льюис о диалектике бразильских дуалистических систем. Воздействие на Леви-Строса лекций Романа Якобсона во время 2 –ой Мировой войны в Нью-Йоркской Вольной Школе Высших Исследований. Пропп и Леви-Строс: есть ли различие между  поздним формализмом и ранним структурализмом? Праформы в понимании Гете: «працветок» и архетип волшебной сказки по Проппу (ссылка Леви-Строса на д’Арси Томпсона). Современное понимание морфогенеза (Моно, Рене Том). Исследование систем родства и алгебраическая модель А.Вейля. Универсальность запрета инцеста и происхождение экзогамных половин. Основные признаки человека по Якобсону и Леви-Стросу. Модель и реальность в работе Леви-Строса о дуальной организации. Геометрические схемы  дуальных поселений с точки зрения членов разных половин племени. Противопоставления типа сырой-вареный, видимый-невидимый (параллели у Потебни, Проппа и Голосовкера), мед-табак в книге «Мифологичные». Характер формальной записи.  Леви-Строс и Шпет : сходства и различия.

7. Тернер и современная африканистика.

Двоичность и троичность как проблема (ср. работы Дюмезиля по индоевропейской мифологии). Дуальные системы классификации в Африке и их изучение (Р.Нидхем, Бейдельман), роль соспоставлений с древнеегипетским бинаризмом (Зете, Моренц, Фрэнкфорт).  Возможна ли диффузия дуализма из Египта? Цветовая символика обрядов ндембу в изложении Тернера, предметный характер воплощения оппозиции сперма-кровь= белый-красный. Цветовые различия в свете нейропсихологии и нейролингвистики. Противопоставления основных цветов, их универсальный характер и вероятная  генетическая предопределенность. Нечеткие (размытые) множества и цвета. Карнавал в английском флоте на Рождество по Тернеру. Позднейшие работы Тернера, антропология коммуникации и театр, влияние философии Дильтея. Создание собственного театра как антропологической модели и как эксперимент. От антропологии обряда к антропологии театра.

8. Московско-Тартуская школа.

Изучение трудов предшественников. Бинарные оппозиции в понимании Эйзенштейна. Влияние на него книги Гране о древнекитайской мысли. Оппозиция инь-ян в китайской эстетике и ее использование Эйзенштейном. Чет и нечет у Хлебникова: уравнения человеческой истории в «Досках судьбы».Основные семиотические комплексы в понимании В.Н.Топорова. Развитие идей Леруа-Гурана о пространственных зонах верхнепалеолитических пещер и их символике. От ранних мифологических описаний к историческим. Эпоха мирового дерева по Топорову. Сравнительное изучение  буддийской символики. Нумерология (в особенности символ Третьего в индоевропейских традициях) по Топорову и анализ ранних систем числительных (Фролов о графике Палеолита). Реконструкция славянской мифологии и универсальный набор оппозиций. Лотман и функциональная асимметрия мозга.

9. Проблема симметрии в антропологии.

Психофизиологические основы симметрических отношений. Структура человеческого тела и мозга, функциональное противопоставление правого и левого полушарий, правой и левой руки, правого и левого глаза и зрительных полей, правого и левого уха. Основанные на этом экспериментальные методы. Расщепленный мозг, труды Сперри и сотрудников; односторонние электросудорожные шоки, работы Л.Я.Балонова и В.Л.Деглина. Как симметрии индивида накладываются на симметрические отношения между дуальными половинами в обществе и их мифологическими проекциями в религии этого общества? Усложнение симметрических отношений. Важность принципа нейтрализации противопоставлений. Дуализм религии ессеев и его преодоление в раннем хрстианстве. Смысл высказывания  «нет эллина, нет иудея». Принцип дополнительности Бора (свет как волна и одновременно как частица), боровский пример из истории религии- дополнительность актера и зрителя, преломление этого у Будды. Устойчивость двухпартийной системы и ее антропологическое объяснение. Карнавал как обеспечение устойчивости. Семантика полярных эпитетов типа правый-левый, белый-красный. Противопоставления в истории искусства по Вельфлину. Праницы применимости бинарных оппозиций и ограничения приложения структурных методов. Использование теории катастроф.

Литература

А.М.Золотарев. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964.

Вяч. Вс. Иванов. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний (рец. на кн. Золотарев 1964).- Советская археология, 1968, № 4, с. 276-287.

Вяч. Вс. Иванов.  Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии // Semeiotike. Труды по знаковым системам. Т.4. Тарту, 1969, с.44-75.

Вяч. Вс. Иванов. Двоичная символическая классификация в африканских и азиатских традициях // Народы Азии и Африки. М., 1969, №5, с.105-115.  

Вяч. Вс. Иванов. Бинарные структуры в семиотических системах // Системные исследования. Ежегодник 1972. М., с. 206-236; Системные исследования. Ежегодник 1973. М., с. 214-221.

Вяч. Вс. Иванов. Нечет и чет.- Избр.труды по семиотике и истории культуры. Т.I, М., 1998,с.379-602.

 Вяч. Вс. Иванов, В.Н.Топоров. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965.

Вяч. Вс. Иванов, В.Н.Топоров.  Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы славянских древностей и реконструкции текстов. М., 1974.

Вяч. Вс. Иванов, В.Н.Топоров. К описанию некоторых кетских семиотических систем.- // Semeiotike. Труды по знаковым системам II. (Уч. Зап. Тарт. Гос. Ун-та),  1965, с.116-143.

М.Мосс. Общество, обмен, личность. Труды по социальной антропологии.

Природа и человек в религиозных представлениях Сибири и Севера. Л. 1976.

В.Н.Топоров. К реконструкции некоторых мифологических представлений на материале буддийского изобразительного искусства.-Народы Азии и Африки, 1964, № 3.

В.Н.Топоров. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений. - Уч. Зап. Тартуск. Ун-та, вып.181 Semeiotike,Труды по знаковым системам.

В.Н.Топоров. Статьи в энц. Мифы народов мира (о числах, о животных).

Х.Уайт. Модели систем родства с предписанным браком.- В кн. : Математические методы в социальных науках.М. 1973.

Э.Эванс-Притчард. Нуэр.

B.Beck. Peasant Sociey in Konku. A Study of Right and Left Subcastes in South India . Vancouver : University of British Columbia Press, 1972.

M.Fortes and E.E. Evans-Pritchard (eds.) African Political Systems. London : Oxford University Press, 1967 (reprint);

R.Fox. Kinship and Marriage. Baltimore , Maryland ; Penguin Books, 1967.

A.M.Hocart. Kings and Councillors, Cairo , 1936, 2 ed. Chicago , 1970.

A.M.Hocart. The Divinity of the Guest.- in: A.M.Hocart. The Life-giving Myth and Other Essays. London : Methen and Co LTD., 1970 (2ed.), pp.78-86

D.Maybury-Lewis, and U.Almagor (eds.). The Attraction of the Opposites. Thought and Society in a Dualistic mode. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1989.

R.Needham (ed.). Right and Left: Essays on Dual Symbolic Classification. Chicago : University of Chicago Press, 1973.

P.Radin. The  Winnebago Tribe. Lincoln : The Univesity of Nebraska Press, 1990 (reprint).

U.Schneider. Yama und Yami.-Indo-Iranian Journal,vol.10, 1967, N1, pp1-32.

V.Turner. The Anthropology of Performance;

V.Turner.  From Ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. New York :PAJ Publications, 1992.

D.Ward. The Divine Twins. An Indo-European Myth in German Tradition. University of California Folklore Studies,19. Berkley and Los Angeles : University of California Press.


II. Сравнительное изучение литератур
Древнего Востока и Запада

Часть первая. Западно-семитские литературы

(курс продолжится в сентябре 2005 г.)

1.  Лекция: Финикийская культура и ее значение для древнего Средиземноморья.

Ханаанейские народы и языки. Финикийская культура и ее значение для древнего Средиземноморья. Бродель о финикийцах как первой волне колонизаторов-мореходов в начале 1-го тыс. до н.э.: соотношение с греками и этрусками, сопоставление с Голландией XVII в.н.э. Финикийцы во время переселений народов моря. Пути по Средиземноморью, сферы влияния и завоевания. Особенности кораблей и морских путешествий по Атлантическому и Тихому океанам. Бразильская надпись: фальшивка или (скорее) след первого открытия Америки финикийцами (след в античной литературе, гипотеза Вернадского). Основные черты искусства, ремесла и торговли. Взаимовлияние финикийской и греческой культур. Чем финикийский консонантно-силлабический алфавит оказался нужным для греков, характер его изменения при заимствовании. Дискретный принцип и его отражение на письме. Логический дискурс и следы иррационального. Финикийская и пуническая мифология, возможный ее след  в литературе. Главные боги и их имена.

Семинар: работы Тураева (переизданы), работы по истории алфавита (Дерингер,Фридрих) и по сравнительному изучению семитских языков (Дьяконов, Гранде).

2. Лекция: Карфаген и Рим: столкновение культур.

Финикийцы в Северной Африке и Испании, на островах (Сардиния, Корсика, Сицилия). Карфаген и Рим: столкновение культур. Пунические войны. Сравнение каждой из враждующих сторон с другой. Торговый характер финансового капитализма Карфагена и малая продуктивность экономической системы. Историческая обреченность Карфагена и проблема человеческих жертвоприношений. Африка и границы тогдашней цивилизации. Усвоение греческой культуры и его темпы. Что римская культура могла заимствовать из пунической? Греческий, этрусский, карфагенский и римский театр. Что осталось в Северной Африке после уничтожения Карфагена? Пуническо-латинское двуязычие, его отражение в надписях. Продолжение  пунической традиции вплоть до Блаженного Августина. Августин о пуническиз войнах и разрушении Карфагена.

Семинар: Финикийско-пуническая часть текста комедии Плавта «Пуниец».

3. Лекция: Пуническо-(финикийско-)этрусский симбиоз в древней Италии.

Сопоставительная характеристика этрусков, финикийцев и римлян. Этнические группы и их соотношения. Пуническо-(финикийско-)этрусский симбиоз в древней Италии. Характер и имена богов. Этрусская письменность в сравнении с финикийской. Данные о финикийско-этрусском языковом взаимодействии. Что мы знаем об этрусском языке, религии и культуре? Северо-кавказская макросемья и языки, в нее входящие. Восточные черты этрусской религии и культуры.

Семинар: Финикийский и этрусский тексты билингвы из Пирги.

4. Лекция: Типология двуязычных надписей и текстов.

Языковая характеристика Северной Сирии рубежа 1-го и 2-го тыс. до н.э. Иероглифический лувийский язык и письменность, его функции. Следы воздействия ранней хеттской традиции. Монументальный стиль лувийских иероглифических надписей. Соотношение хеттского (северно-анатолийского), лувийского (южно-анатолийского) и финикийского. 

Семинар: двуязычная финикийско-иероглифическая лувийская надпись из Каратепе.

5. Лекция: Финикийская литература: современные данные.

Финикийская литература: современные данные. Что мы знаем о финикийской поэзии и ее соотношении с другими семитскими традициями. Стилистика надписей. Сопоставление с угаритскими текстами и с Библией. Что могло исчезнуть из собственно финикийских и пунических литературных текстов? Источники, возможности и ограничения реконструкции. Теория и практика реконструкций в гуманитарных науках. Лингвистическая реконструкция. Сравнительно-историческая внешняя и внутренняя реконструкция. Реконструкция и абдукция (сравнение с детективом).

Семинар: разбор текстов.

6. Лекция: Угаритский эпос.

Основные черты угаритского клинописного алфавита. Многоязычные словари и билингвы из Угарита. Угаритский миф в хеттском пересказе, типология его сюжета и пути распространения. Общесемитские и западно-семитские черты угаритской мифологии. Анат и сходные женские образы богинь в других ближневосточных традициях. Эпос о Данеле. Мотив орлов и его типология.

Семинар: чтение отрывков.

7. Лекция: Что такое древнеханаанский?

Соотношение аккадских, западно-семитских и древнеегипетских языковых и этнических слоев в документах Амарнского архива. Вероятные параллели с Ветхим Заветом. Гипотеза Шилейко. Пареомиологические реконструкции.

Семинар: отрывки писем из Амарны.

8. Лекция: Древнеханаанский и эблаитский. Гипотеза М.Дахуда.

Значение Эблы для изучения Древнего Ближнего Востока и для исследования Библии. На скольких языках говорили и писали в Эбле (статья Гельба). Гипотеза М.Дахуда о сопоставлениях эблаитской традиции с другими ханаанейскими. Мифология Эблы и ее происхождение. Жанры литературных текстов из Эблы. Ритуалы из Эблы.

Семинар: мифологические тексты из Эблы.

Литература

И.Гельб. Западносемитские силлабарии // Тайны древних письмен, ред. И.М.Дьяконов. М., 1976, с.263-300.

И.М. Дьяконов. Cемито= хамитские языки. М.:Наука,1965.

И.М. Дьяконов. Языки Древней Передней Азии. М.:Наука,1967, с.179-262, 329-429 и 468,473.

И.М. Дьяконов. Люди города Ура. М. 1990.

И.М. Дьяконов. Пути истории. М. 1994. 

Вяч.Вс. Иванов. О возможности реконструкции литературы как совокупности текстов.// .- Избр.труды по семиотике и истории культуры. Т.III, М., 2004, с.142-162 (литература в посткриптумах).

М.Паллотино. Проблема этрусского языка.//Тайны древних письмен,  c. 349-379.

Иоганнес Фридрих. Дешифровка забытых письменностей и языков" М. 2003

Иоганнес Фридрих. История письма. М. 2001

D. Diringer. Early Hebrew Script Versus Hebrew Script, Essays and Studies Presented to S.A. Cook

Edward L. Greenstein. Autobiographies in Ancient Western Asia //Jack M. Sasson Civilization of the Ancient Near East" New-York, 1995.

William W. Hallo. The Context of Scripture. Leiden , 2000

Shlomo Israe'el. The Amarna Letters from Canaan // Jack M. Sasson. Civilization of the Ancient Near East. New-York, 1995.

Joseph Naveh. Early History of the Alphabeth. Jerusalem , 1997

Simon B. Parker. The Literature of Canaan, Ancient Israel and Phoenicia : an overview // Jack M. Sasson. Civilization of the Ancient Near East. New-York, 1995.

William D. Whitt. The Story of Semitic Alphabeth // Jack M. Sasson. Civilization of the Ancient Near East. New-York, 1995.


14 июня, 15:00, в клубе «Живой уголок» 
(Серпуховский вал. д. 17, вход со двора)

Круглый стол 
«Роль психоактивных веществ (ПАВ) 
и измененных состояний сознания (ИСС) 
в культуре»

под руководством
Вячеслава Всеволодовича ИВАНОВА
·
ПАВ и ИСС: Сущность и границы
·
ПАВ и ИСС: Типология и прагматика
·
ПАВ и ИСС в сакральных и обрядовых практиках
·
ПАВ и ИСС в современном мире: психотехника и зависимости.

сотовый телефон samsung . Обсадные трубы и вспомогательные трубы. . такси в аэропорт домодедово от речного вокзала.
Используются технологии uCoz