на главную

 
Вяч. Вс. Иванов

Компаративный подход в изучении культур

Аннотация курса

 

1 лекция
5 сентября, 15:00

Различные типы мышления  личности и общества в культурах разных типов. Гипотезы об особом «первобытном» мышлении: анимизм, теория партиципации Леви-Брюля. Проблема коллективного бессознательного. Интепретация тотемизма Дюркгеймом и Моссом, Фрейдом, Леви-Стросом. «Мысль дикаря» и бриколаж по Леви-Стросу. Различие комплексного и понятийного мышления и их развитие и распад по Выготскому; биологические источники интеллекта. Нейрофизиологические гипотезы: Джейнз о «крушении двухпалатного мозга» и становлении сознания: отличие Древнего Востока от Греции. Иерусалим и Афины, мудрость и разум. Буддийская логика в сравнении с европейской. Обоснование чужой одушевленности и проблема Другого-Ближнего в европейской философии. Основная проблема искусства по Эйзенштейну и роль искусств Востока. Различие Китая (древнекитайская мысль по Гране) и Японии (Розенберг о японском буддизме).

2 лекция
5 сентября 16:30

«Горячие» и «холодные» культуры. Особенности отношения ко времени в культурах Востока (Чаадаев и Топоров об Индии). Строго синхронная точка зрения при отсутствии ей противоположных – индийская наука о языке (Панини). Древнеиндийская скульптура и танец (влияние на Бежара). Диахрония и синхрония (Соссюр и структурализм). Реконструкция в науке. Панхрония и универсалии. Хронология и история в греческой науке и ее продолжениях. Критика истории у Морозова и Фоменко. Идеи циклов в истории (древнеиндийские периоды - yuga, Йейтс, Хлебников). Циклы Кондратьева. Эволюция и прогресс. Физиология активности (Н.А.Бернштейн), планы поведения и лобные доли. Настоящее как момент отсчета, антропоцентризм языка. Роль будущего в европейских культурах. Информация и энтропия. Поиск нового. Причины появления авангарда.. Остранение. Ноосфера и точка «омега» по Тейяр де Шардену. Регресс и идея «конца Европы» (Шпенглер). Конец истории по Фукаяма. Философия общего дела Федорова, идея воскрешения и русская комическая философия.

3 лекция
7 сентября 15:00.

«Иероглифические» и «алфавитные» культуры. Отличие значений знаков в письменностях этих типов. Пример различий в структуре определения преступника в иероглифическом детективе (Ляо Чжай=Пу Сун Лин) и в детективе  с абдукцией (Эдгар По). Различие в сроках, темпе и объеме обучения (время и характер экзаменов для чиновников в старом Китае и т.д.). Роль дискретности в культурах алфавитного типа: понятие натурального ряда и логического вывода. Значение дискретного принципа в науках ХХ в. – генетике, фонологии и др. (об этом- Бугаев, Флоренский. Колмогоров). Этюд Л.Толстого о карме. Сравнение «Книги перемен» (И Цзинь) с современной генетикой: сходства и различия. Введение иероглифов в язык современной науки и критика деконструкции.

4 лекция
7 сентября, 16: 30

Числа и математические понятия в культурах разных типов. Предполагаемые биологические корни определения числа и количества, их развитие и вырождение в «первобытных» обществах (новые данные о культурах бассейна Амазонки). Числа в графике палеолита. Ранние жестовые способы кодирования чисел (Древний Египет и параллели в других культурах), нейрофизиологические истоки (синдром Герстмана). Гипотезы о характере математики в Древнем Египте, особенности языка математических и медицинских папирусов.Отсутствие доказательств как основное отличие древнеиндийской математики от европейской. Пример Рамануджана. Роль интуиции в культурах Востока и Запада (разных периодов). Проблема противоречия и принцип «третьего не дано». Интуиционизм и конструктивный принцип в математике; параллели в ранних культурах. Роль очень больших и очень малых чисел в физической картине мира. Антропный принцип. Пифагорейство. Вычислительные возможности современных и будущих компьютеров. Техника оракулов и предсказаний; вероятностный подход и детерминизм: в каких культурах Бог или боги играет (играют) в кости.

5 лекция 
9
сентября, 15:00

Роль народного искусства и фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах. Оценка количества информации, передающейся сказителямми в форме песен под музыку. Сопоставление с объемом информации, хранимой и перерабатываемой индивидуальным мозгом, целой культурой и ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних обществах. Социальные и семиотические последствия появления письменности и ее распространения после неолитической революции. Необходимость учета в производящей экономике, значимость писцов и возникновение бюрократии. Отличие письменной  литературы от фольклора. Жанровые различия между фольклорной и письменной литературой. Библиотеки и архивы в разные эпохи. Личность и общество в письменной литературе древности и Средневековья на Западе и Востоке. Личное и архетипы в литературе Нового времени в Европе и Америке. Социальные функции литературы в новоевропейских обществах. Литература и власть. Литература и религия. Ангажированность и искусство для искусства.

6 лекция
9 сентября, 16:30

Общественные институты жестко организованного типа (мужские союзы, церкви, монашеские ордена, партии, мафиозные группы и др.) в восточных и западных традициях. Зоопсихологические параллели. Преодоление вожаческой тенденции по Вагнеру и предистория общества (Тих). Символическая роль священного царя и его советников (Хокарт), новые их функции после неолитической революции. Стабильность и вороятность катастрофического развития в структурах этого типа. Почитание прошлого и канон в культурах Востока. Ограниченность числа богов в пантеоне, выдающихся  лиц  прошлого в разных областях жизни (классиков) как проявление степени  жесткой фиксированности основных черт культуры. Стабильность словаря и других сторон языка. Нарушения стабильности при  предельной жесткости ограничений. Карнавальная смеховая культура и инверсия отношений. Шуточные перебранки между половинами в дуалистических обществах. Роль юмора и остроумия. Смех как свойственное человеку (античные источники Рабле, «Имя розы» У.Эко). Серьезность  фундаменталистской религии и официальных общественных установлений.

7 лекция
11 сентября  15:00

Представления разных культур о реальности окружающего мира (ср. диалог разных мыслителей Востока и Запада по Щербатскому). Соотношение внешнего и внутреннего. Мистицизм по отношению к индивиду и коллективу. Проблема «моста» к небу в шаманизме и последующих культурах. Выбор спасителя и посредника («Я хочу говорить с Богом без телефона марки ‘Христос’», Рильке). Отношение к природе. Роль эстетического начала в сравнении с другими (этическим, религиозным: Кьеркегор). Идея Вечной Женственности. Дуализм и гностицизм в средневековой Азии вдоль Шелкового Пути. Воздействие арабских средневековых представлений на Европу. Гностицизм в европейской поэзии от Данте до Блока.  Атеизм, богоборчество и конфликт веры и разума в  западных обществах нового времени. Фундаменталистские тенденции обществ Востока.  

8 лекция
11 сентября, 16:30

Инженерная точка зрения (общие черты древнеримского и современного американского общества). Роль техники и орудий. Бергсон об интеллекте и инстинкте. Сопоставление с социальными системами беспозвоночных  и их коммуникацией (танцы пчел). Вынесение интеллектуальных и языковых операций вовне (язык жестов, устный  естественный язык, другие  системы знаков). Наскальная живопись и ее символика по Леруа-Гурану, Универсальные семиотические комплексы  эпохи мирового дерева согласно Топорову (дерево Боддхи, образ распятия). Музыкальные инструменты как внешняя реализация потенциала височных отделов правого полушария. Значение кино, телевидения и других средств общения. Компьютеры как продолжение левого полушария мозга.  Интернет и возможности мировой культуры.  Вероятное развитие квантовых компьютеров и перспективы на будущее.  

9 лекция
12 сентября, 15:00

Роль науки и интеллекта в обществах разных типов. Одомашнивание растений и животных и особенности религии после неолитической революции. Экология и интеллект. Мечников: цивилизация и исторические реки. «Гидравлические» общества  по Витфогелю и характер их социальных структур (восточный деспотизм) и культуры; культ драконов. Конфуцианство, культ государства и причины малого влияния технических открытий на историю Китая. Начало научно-технической революции в Западной Европе и ее продолжение. Капитализм и отношение к богатству в протестантской религии (кальвинизме: М.Вебер): сравнение с дискуссиями о собственности  церкви и монастырей в Западной и Восточной Европе (стяжатели и нестяжатели). Юродивые в Византии и России. Сектанство и лишние люди. Утопический социализм и его динамика. Идеи социализма и социал-демократии и их влияние на культуру. Тоталитарные режимы Европы  и Китая ХХв. и культура.  Влияние волн Кондратьева на культуру. Прогноз развития роботов и цивилизации с их участием. Декаданс и эсхатология Нового Времени. Оценки вероятной длительности цивилизации. Завоевание космоса и прогноз для жизни на Земле. Культурное значение поиска внеземных цивилизаций. Осознание роли человека в нашей Вселенной и идея Мультиверсума.  

10 лекция
12 сентября 16:30

Основные типы цивилизаций и их различия (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Степень замкнутости культурных миров. Возможности коммуникации между ними (презумпции дешифровки сообщения, переданного в земных условиях). Культурные круги (патер Шмидт). Вопрос об универсалиях, взаимовлияниях и конвергенции: степень независимости цивилизаций  доколумбовской Америки. Гипотезы о путях расселения Человека Разумного Разумного из Африки. Основные периоды истории культуры на Земле. Пещерное искусство. Городская революция. Осевое время, сходства и различия главных мировых религий. Семиотический взрыв в Греции. Преемственность от античности к арабско-еврейской культуре Средневековья. Христианские и буддийские монастыри как центры хранения и передачи информации. Роль христианства для европейских культур. Возрождение и его роль. Тенденции развития культур Европы нового времени. Просвещение и смерть Бога (Ницше). Колониализм и интеграция культур. Глобальная цивилизация и ее будущее. Гибель локальных культур, религий и языков (фундаменталистская реставрация как реакция на угрозу гибели, обострение религиозных и этнических конфликтов как часть процесса глобализации). Проблема  международного языка науки и человечества и автоматический перевод. Языки в космосе. Проблема осмысленности (или абсурдности) истории и роли ноосферы.

кромкофрезерный станок omca 400 . Двери межкомнатные цены на сайте http://ramhouse.ru.
Используются технологии uCoz