сотрудники      образовательные программы      исследования      архив

 
 

Bubo
на главную
страницу

 
Игорь Введенский 

Александр Аксинин: 
репрезентация и рецепция

(опубликовано в: Симпозиум. Studia Humanitatis. 
Выпуск 3. Ростов-на-Дону, 2006)

 


Содержание

Александр Аксинин: репрезентация и рецепция

Тексты Александра Аксинина (pdf):
   Конспект трансцендентальной эстетики А. А.
   Основы трансцендентальной эстетики –  трансцендентальный супрематизм – М. Фуко /из дневника А.А./
   Пространство молитвы см. воспроизведение)

Работы Александра Аксинина


Человек это то, на что [и как] он смотрит.
Иосиф Бродский[1]

Мир – это то, что мы видим,
и нам еще необходимо научится его видеть.
Морис Мерло-Понти[2]

Прошло 22 года со дня трагической гибели Александра Аксинина. С тех пор визуальный облик мира неузнаваемо изменился. Медиальность, диджитальность, виртуальность и эскалация форм и средств визуальной коммуникации: фотография, телевидение, кинематограф, Интернет и особенно современное изобразительное искусство, ставшее мультимедийным метаискусством, использующим не только живописные и графические средства, но также фото- и видеотехнику, создающим объекты и инсталляции, перформансы и акции, хепенинги и артефакты. Аксинин, избрав для своей художественной практики одну из самых традиционных художественных техник – офорт, сумел в чем-то предвидеть и предвосхитить эти движения визуальных изменений мира, а в чем-то остаться значимым и актуальным почти через четверть века, несмотря на  наросший слой нового визуального облика мира. Философское осмысление мира в работах Александра Аксинина как никогда актуально и востребовано в наше время как осмысление своего бытия в этом мире – «бытия-в-мире-визуальной-культуры»[3]. Об этом говорят и персональные выставки художника[4] и публикации[5].     

Имя и место в чем-то предопределило судьбу художника. Город Львов – место встречи, борьбы и взаимовлияний западноевропейской и восточноевропейской культур, православной и католической религий, многих национальных культур и художественных течений. Все это нашло свое отражение в творчестве художника. Об этом писал в своем известном эссе «Офорты Александра Аксинина» петербургский поэт Виктор Кривулин[6]. Аксинин и Львов неразрывно связываются понятием - Genius Logi.

Имя художника также имело глубокий онтологический и мистический смысл  для творчества А. А. Во-первых, двойное «А» (ставшее монограммой художника), одно из которых перевернутое и как бы непрерывно сталкивающее, противоборствующее со вторым «А», образует фигуру Андреевского креста или ромба с разрезанными и переставленными частями. Фигура, которая означает взаимодействие низшего и высшего[7]. Во-вторых, сами имена как бы и противостоят и неразрывно соединены друг с другом.  Значение имени Александр ("защитник людей", "оберегающий муж" (древнегреч.) широко известно, более редким и характерным представляется фамилия художника.  «Аксинин» – относится к материнским фамилиям и происходит от имени Ксения  - чужестранка, гостья (греческий)[8]. В другой интерпретации -  «Xenia» – в переводе с латыни – «подарки гостям»[9].  Понятия «дар», «гость», «чужестранец» - близки его творчеству и художественной практике. У писателя Игоря Клеха в эссе «Аксинин как Культурный Враг» об этом же сказано: «Аксинин, в чьей фамилии щиплет язык отдаленный аскорбиновый привкус безотцовщины, подняв имя Александр (а все, кто читал Павла Флоренского, знают, к чему оно обязывает) и, соорудив из двух А песочные часы отмеренного себе времени…»[10].

Для художника ответ на вопрос «Кто я?» составляет необходимую часть работы переживаний и рефлексии, которая интегрируется в образе Я[11], но и в дневниках А.А. и в некоторых его офортах чаще встречается вопрос «Где я?»[12].  И именно к такому типу творческой личности, находящейся в подвижных границах и на стыках культур, относятся слова Юлии Кристевой. «Вместо того, чтобы задаваться вопросом о своей сущности, он интересуется своим местом: он спрашивает себя скорее «Где я?», чем «Кто я?».  Так как пространство, которое занимает заброшенное/заброшенного, исключенное/исключенного, никогда не является единственным, ни гомогенным, ни обобщаемым, но принципиально делимым, свертываемым и взрывным. Строитель территорий, языков, произведений, заброшенный безостановочно изменяет свою вселенную, подвижные границы которой – подвижные, поскольку они определяются отвратительным, то есть не-объектом – постоянно ставят под угрозу его основательность и заставляют его все начинать сначала. Неутомимый созидатель, заброшенный на самом деле – заблудившийся. Путешественник в бесконечно ускользающей ночи. … И чем больше он блуждает, тем ближе он к спасению»[13]. 

Новое видение мира – цель и предназначение художника. Без этого нет художника. В своем тексте «Как увидеть мир» А.А. писал: «Взгляд не только видит, но он как бы и порождает вещь и как бы осмысливает, придает ей смысл и оценку и тем самым возвращает ее себе в своей самоценности»[14]. А вот уже из восприятия его творчества эстонским художником и близким другом Тынисом Винтом: «Необыкновенное ощущение, что ты из иного мира и причастен инобытию. Творчество художника может стать дорогой в незнакомую реальность, о существовании которой мы большей частью и не подозреваем. Здесь свои законы и свои запреты, никем еще не отмеченные и не описанные. Ты продолжаешь свой путь по невидимой тропе, в конце которой, как тень, на тебя надвигается смысл произошедшего, Тропа узкая и опасная, но это единственное, что тебе дано»[15].

Еще одной важной целью художника является поиск и создание собственного языка, ибо без него не возможно ни передать новое видение мира, ни построить иной мир, иное бытие.  По этому поводу слова Жиля Делеза, относящиеся к литературному творчеству, в еще большей степени подходят к творчеству художественному: «Перспективная задача писателя – поиск собственного языка… Литература в этом смысле говорит на иностранном языке – каждый писатель вырабатывает внутри, точнее, на границах своего родного языка новый язык, который только и делает его писателем»[16].  А.А. создал собственный неповторимый визуальный язык, рассчитанный на диалог со зрителем, предполагающий напряженную работу встречной мысли и активное сотворчество. Его работы – это своеобразные письмена – послания близким по духу.

Перефразируя высказывание известного филолога М. И. Шапира, относящееся к поэзии, можно сказать, что Аксинин «моделирует вечность или то, что под ней подразумевается» и что если «как категория мира физического вечность нам не дана», то в его работах она становится реальностью[17].


[1] «Прогулки с Бродским - II. История съемок», DVD, Кармен Видео, 2004.

[2] Мерло-Понти. М. Видимое и невидимое; пер. с фр. О.Н. Шпарага. – Мн.; Логвинов, 2006 –  400 с. – (Conditio humana) – стр.10

[3] Усманова Альмира «Визуальный   поворот» и гендерная  история»  // Гендерные исследования. Харьковский центр гендерных исследований. №4, 2000.

[4] Персональные выставки: «Офорты Аксинина», Галерея “Дзыга”, Львов (Украина), 2001; Александр Аксинин «День Р.» Музей Изобразительного Искусства на Дмитровской. Ростов-на-Дону, 2006.  Каталоги групповых выставок с участием работ А. Аксинина в Ростове-на-Дону в 2001- 2006 г .г.: 1) «Явь грядущего», Группа «Синтел-Радуница»,  Ростов-на-Дону, 2001, стр.8-11. (Экспозиция - Ростовский областной музей изобразительных искусств, 2001); 2) «Пирамида отражения»,  Группа «Синтел-Радуница»,  Ростов-на-Дону, 2003, стр. 14-15, 65. (Ростовский областной музей изобразительных искусств, 2003); 3) «Письмена»,  Группа «Синтел-Радуница»,  Ростов-на-Дону, 2004, стр.6-711. (Ростовский областной музей изобразительных искусств, 2004, Государственный Литературный музей  – Москва, 2005); 4) «ТрансМиф. Град земной – Град небесный», К 100-летию Даниила Андреева, Группа «Синтел-Радуница»,  Ростов-на-Дону, 2006, стр.8, 10-11. (Московская муниципальная галерея “L”, 2006).

[5] Статья в ВИКИПЕДИИ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сайты – Манкурты: http://www.mankurty.com/aksinin/aksinintitul.html
http://mankurty.narod.ru/aksinin2/aksininindex.html
Выставка А. Аксинина «День Р.»:  http://www.gif.ru/afisha/den-r/
Материалы из журнала «СИМПОЗИУМ», выпуск 2-й, 2005, Часть 1,  на сайте РАШ: http://www.kogni.narod.ru/aksinin.htm
В сборнике киевского поэта Александра Коротко «По обе стороны любви», Киев, Издательский центр «Академия», 2005, 225 с. - помещены офорты А.А. в качестве визуального контекста и сопровождены следующей аннотацией: «…При жизни был известен немногим. Сегодня, двадцать лет спустя,  перед именем Александра Аксинина можно поставить определение – гениальный художник. Его трансцендентальные, мистические офорты и через десятилетия пульсируют нерастраченной энергией и поражают концентрацией мысли и виртуозной техникой, в них зашифрованы представления художника о мире...» - Стр.10. http://www.korotko-poetry.com/ru/work/gallery/both_sides_of_love .

[6] Кривулин Виктор. «Офорты Александра Аксинина» – «Toronto Slavic Quartely» №6, 2003, Торонто (Канада).- http://www.utoronto.ca/tsq/06/krivulin06.shtml

[7] «Ромб» // Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. - М., «REFL-book», 1994, 608с. - Стр. 440.

[8] «Аксинин» http://mirimen.com/co_fam/Aksinin-247.html

[9] «Xenia, или Последовательный процесс», К выставке «Верю», Составитель Д.А. Тимофеев, ММСИ, 2007, 446с. – Стр.2.

[10] Клех И. Инцидент с классиком. Рассказы и эссе. – Соло; Новое литературное обозрение, 1998. – 256с. –Стр. 183.

[11] Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. «Смысл» М. , 2005, 192с. – Стр.160.

[12] «Гербарий структур. Каталог», Офорт, 272, 1982.

[13] Кристева Ю. «Силы ужаса: эссе об отвращении», - СПб.: Алтея, 2003, -256 с. – (серия «Гендерные исследования»).  – «Изгнанник, говорящий: «Где?» стр. 43-44.  Книга одной из самых известных современных французских философов Юлии Кристевой (которую Ролан Барт назвал letrangere  - «чужестранка»), и как писала сама Кристева в «Чужих самим себе»: « Нам нужно стать чужестранцами – и мы уже сконструированы как чужестранцы: «сироты, но творцы; творцы, но отверженные»… Без этого отчуждения…, что толкает поэта на поиски совершенно нового мира, не оживает воображение и, в конце концов, нет ни оснований для взаимопонимания и сотрудничества, ни надежды на парадоксальную универсальность, необходимую для мира без границ» - В изложении Миглены Николчиной «Власть и ее ужасы: полилог Юлии Кристевой» -  стр.7.

[14] «Симпозиум». Studia Humanitatis. Ежегодный междисциплинарный журнал, Выпуск.2, 2005, часть 1, Ростов-на-Дону. Стр.223.

[15] Тынис Винт, «АКСИНИН» // Из книги «Библиотека Утопий», Издательство Орден Пятой Масти ИМА-пресс, Москва, 2000. 288 с.

[16] Жиль Делез «Критика и клиника» (XX век. Критическая библиотека), Machina, СПб, 2002, 240 с.

[17] М.И. Шапир (1962-2006). «Стих как модель поэтической вечности. Доклад на конференции «Символ времени – время символа», Институт мировой культуры МГУ, 9.09.2003.

Используются технологии uCoz