на главную

 
А. В. Ахутин 

Античность в современной философии: Гегель, Хайдеггер, Библер 
(краткая программа курса)

 

 

Преамбула

Контекст, в котором ставится основная задача курса и развертывается его содержание, не историко-культурный и не историко-философский, а собственно философский. Античная философия - прежде всего, конечно, древнегреческая - понимается как насущная тема, вопрос и действующий соучастник современной философии. Современность философии усматривается при этом не в разноголосице господствующих мнений и направлений текущего момента, а в том, как сказывается в них современная исторической ситуация, чем она озадачивает мысль философски радикально. Формула тут проста и известна: глобальность мультикультурного мира, неизбежная со-общенность разно-осмысленных миров. Эта сообщенность не только внешняя (осведомленность, оповещенность, всемирные "сети" и "паутины"), она входит в культурный строй сознания, мышления, воображения каждого, пронизывает человеческое существо своего рода всемирной со-вестью. В результате смысловое, культурообразующее начало (архе, принцип) каждого обособленного мира (начало идентичности) ставится под вопрос, вводится в со-мнение.  

Иначе говоря, фундаментальные философские вопросы о человечности человека, универсальности мира, божественности бога, разумности разума, истинности истины назревают сегодня с неслыханной доселе радикальностью. В такой ситуации и собственные культурные эпохи европейской истории - античность, средние века, новое время - открываются (словно возрождаясь в очередной раз) как целостные смысловые миры, имеющие свои ответы на эти общезначимые вопросы. Здесь, в общей озадаченности "первым и последним" эпохальные миры и/или мировые культуры - не изолированы, а сообщены друг другу, но сообщены не в схеме роста, а в схеме развития драматического действия, где персонажи не уходят со сцены (не проходят исторически), а напротив, в новых эпизодах по-новому раскрывают общезначимость своего собственного особого смысла. Общее развертывается тут как углубляющееся общение, а не как растущее обобщение или выход на единый магистральный путь: углубляется именно вопросительность первовопросов.

Общение - разговор, диалог (Платон: "мышление - безмолвный диалог души с самой собой"), диспут, спор, суд (Кант: суд разума с самим собой) - по фундаментальным вопросам -  известная со времен Сократа, но постоянно забываемая в метафизических, богословских или эпистемологических системостроительствах ситуация философствования. Философия находит себя - и приходит в себя - именно в таких ситуациях.

Современная же - возможная - философия находит себя (свои порождающие начала - удивления, сомнения, отчаяния) в средоточии всемирно-исторического суда. Этим ее положение особо близко ситуации древнегреческой философии, выросшей на перекрестках среди-земно-морской ойкумены.

 

Тематические блоки.

 

1. Что значит философская история философии. [4 часа]    

1.1. Филология и философия в понимании философских текстов. Слово и мысль.

1.2. (От)объясняющая доксография и философское понимание как включение в разговор.

1.3. Где и как возможен философский разговор? Законченность (замкнутость) метафизики и изначальность философии, философия как архео-логика. 

1.4. Три опыта понимания греческой философии путем включения ее в современную: античная философия в целом как исходный тезис диалектического развития европейской философии (Г. Гегель); история европейской философии как история забвения начала, приоткрывшегося грекам, посему - философская задача современности: возвращение к этому началу, хранящему возможность новоначинания (М. Хайдеггер); античная философия как целостное философское произведение, содержащее внутреннего "автора": свой (особоый) ум (всеобщее), авторский ум,  способный участвовать в начинающемся (возможном) философском диалоге возможных  умов (трансцендентальных субъектов, логических культур мысли) (В. Библер). 

 

2. История философии как философия. История философии и философская историчность мысли. [10 часов]

2.1. Урок Канта. Историческое знание и рациональное. Систематическая философия и история философии. "Историческое введение" вводит в философию или уводит от нее? Что такое философствование? Философия как "искусство" самостоятельного мышления. Трансцендентальность рассудка и трансцендентность разума.

2.2. Гегель: диалектическая историчность мысли.
Понятие "духа времени". Философия эпохи как форма выхода этого "духа" за свои эпохальные (мы скажем, культурные) пределы. (Само)критика разума как внутреннее событие: акт познания есть акт критического самопознания и самоизменения ума. Позитивная негативность мышления. Мысль как критическое развитие и конкретизация понятия. Развитие и "снятие". Мышление мысли, понятое как история, втягивает в себя историю (или развертывается как история) мышления: (а) феноменология духа (культуры) как растущего опыта сознания; (б) диалектическая логика понятия; (в) историческое развертывание моментов. Культурные (новоевропейские) основания  философии Гегеля: онтология метода; схема развития позитивных наук; история мысли (и культуры) как история образования (новоевропейского) человека.

2.3. Хайдеггер: историчность понимающего бытия.
Размежевание с Гегелем: два смысла истины, греческий и картезианский. Припоминание вопроса о бытии как конститутивного вопроса философии, поставленного греками, оставленного ими нерешенным и забытым (превращенным) в истории европейской философии. Время как горизонт понимания бытия, темпоральный смысл онтологии. Ре-конструирование философии предполагает аналитическую деструкцию - в этом темпоральном аспекте - всей предшествующей онтологии. Разобранная и возвращенная к греческому началу история философии есть способ постановки радикального философского вопроса о смысле бытия. Два важных новых акцента: в основе онтологии (а) аналитика человеческого бытия как бытие-понимающего-бытия, как бытия-о-бытии (соответственно, аналитика культурной эпохи как целостного "опыта бытия") и (б) понимание историчности (фактичности: здесь-теперь-так) человеческого бытия как фундаментального условия всякого понимания бытия (внеисторического, сверхвременного) и соответственно всякой возможной онтологии.

2.4. Библер: философия как диалог культур.
Размежевание с Гегелем: снятие снятия. Размежевание с Хайдеггером: философия как преодоление метафизики и философия как диалог метафизических (онтологических) начал. Схематизм истории как развития моно-логичного субъекта (Гегель); схематизм истории понимающего бытия: забвение, преодоление забвения, возвращение к начинающему (Хайдеггер); схематизм истории как развертывающейся многоперсонажной драмы. Как идея логической архитектоники  разума (всеобщее) соединяется с идеей архитектоники культуры (особенное). Идея культуры в диалогике культур. Разум культуры и культуры разумов, как возможна множественность "чистых" разумов (не "ментальностей", не "типов рациональности)? История философии как введение (вступление) во всемирно-исторический сократический диалог. Диалогическая реконструкция истории философии как форма современной (возможной) философии.

   

3. Античная философи в современной философии. [14 часов]

3.1. Античная философия в диалектической философии Г. Гегеля.
Мир как дом. Мысль, (уже) нашедшая и (еще) не узнавшая себя. Греческая философия как диалектическая фигура: мышление бытия: ничто-становление-определенность (качество-количество)-мера-безмерное. Греческая философия как историческое развертывание логического момента (Парменид-Гераклит-Платон-Аристотель). Греческий дух как эстетический феномен (прекрасная индивидуальность). Греческое начало как преходящий и как непреходящий "момент".

3.2. Античная философия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.
Вопрос о бытии. Истина Гегеля и истина греков, другая истина: самодостоверность и несокрытость (а-летейя). Феноменологическое истолкование Аристотеля. Философия как "шаг назад". Поэтика "шага назад" и логика "забвения". Греческий язык и философская мысль: слово как место мысли, мыслящее слово, слово-понятие, слово-термин. Что такое хайдеггеровское этимологизирование. Первомыслители: Гераклит и Парменид. Субстантивирование бытия: мир идей Платона. Онто-тео-логическая структура метафизики.

3.3. Античная философия в диалогической онто-логике В. Библера.
(1) Как возможны разные разумы?  Странность бытия и спорность бытия. Аристотель: эпистема и нус (ум), вопрос о начале, аподиктика и диалектика. Что такое ум, мыслщий себя, и ум, мыслимый собой? Апорийное тождество мышления и бытия. Платон: что значит по-ту-сторонность (сверх-мысленность и сверх-бытийность) идеи блага (идеи идеи). Философия как мысль по ту сторону космо-логической (эпистемной мысли): возможна ли логика невозможного? Идея трансдукции. Философская логика как логика онтологических пред-полаганий.

(2) Архитектоника античного разума. Понятие эйдетического разума. Что значит античная философия как целостное произведение: внутренне связное, как-бы-одновременное целое (сценарий и композиция платоновского "Парменида"). Что значит "понять" по-гречески, соответственно, каково "непонятное"? Фундаментальные апории эйдетического понимания (Парменид-Зенон). Античная философия как диалог логик эйдетического понимания.

(3) Греческая философия и греческая культура. Философия как самосознание эпохального опыта бытия человека человеком. Микросоциум культуры. Эпический, лирический и трагический подтексты греческой философии.

 

4. Античный голос в современной культуре. [2 часа]
Внутреннее "припоминание" античного начала современной мыслью. (1) Концы и начала, "хаосмос" и "хаотиды": стихийность, виртуальность; (2) вопрос о "бытийности" предмета: само-бытность, само-начальность; (3) эстетический критерий теории и пойетический характер мысли; (4) анархия, агон, полемос: диалогические интенции современной культуры. Политейя глобального мира. 

Литература.

Ахутин А. В. Античные начала философии. СПБ 2007.

Историчность философии:

Гегель Г. Понятие истории философии. // Гегель Г. Лекции по истории философии. Т. 1. Кн. 1. А. 1. Гегель Г. Феноменология духа. Предисловие.

Хайдеггер М. Бытие и время. § 6. Задача деструкции истории онтологии.

Хайдеггер М. Время картины мира. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. С. 41-176.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПБ 1997. §§11-15.

Библер В. С. История философии как философия. // Библер В. С. На гранях логики  культуры. М. 1997. С. 81-94.

Библер В. С. Замыслы. М. 2002. С. 61-67; 82-89; 134-151; 165-187; 197-198; 226-232; 316-324. Логика парадокса в соотнесении с логикой Гегеля (там же, с. 1019-1045)

Греческая философия в философии Гегеля:

Гегель Г. Лекции по истории философии: 1. История греческой философии. Раздел первый; Т. 2. Часть первая. Глава III Третий отдел первого периода: Платон и Аристотель.

Гегель Г. Наука логики. Первая книга. Учение о бытии. Первый отдел. Первая глава. Бытие. (См. также Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. Первый отдел. Учение о бытии (А, В, С)).

Гегель Г. Эстетика. Т. 2. Второй отдел. Классическая форма искусства. Введение. Главы первая и вторая.

Греческая философия в философии Хайдеггера:

Хайдеггер М. Гегель и греки. // Хайдеггер М. Время и бытие. С. 381-390.

Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. // Хайдеггер М.

Хайдеггер М. Тождество и различие. М. 1997. С. 29-59.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПБ. 1997. §§3-4 и вся Четвертая глава. Что зовется мышлением? Вторая часть. // Хайдеггер М. Что зовется мышлением. СПБ. 2006. С. 129-215.

Хайдеггер М. О существе и понятии φσις. Аристотель "Физика" β- 1. М . 1995. (См. также этот перевод в кн. Т. В. Васильевой "Семь встречь с Хайдеггером". М. 2004).

Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Хайдеггер М. Время и бытие. С. 345-360.

Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером. Греческая философия. СПБ. 2007.

 

Греческая философия в философии В. Библера:

Библер В. С. Замыслы. С. 75-78; 86; 109; 182-184; 228-234; 262; 283-287.

Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М. 1991. (Предисловие; Часть вторая. Очерк первый. 3. Понятие культуры. Культура как общение культур. Мир   впервые. Очерк второй. 3. Две регулятивные идеи культуры. Б. Идея философской логики.

Библер В. С. Сократ и Кратос. (Энигма-диалог по пяти диалогам Платона). // Архэ: труды культуро-логического семинара. Выпуск 3. М . 1998. С. 27-110.

 

Ахутин А. В. Материалы к словарю по диалогике. // Ахутин А. В. Поворотные времена. СПБ. 2005. С. 666-704.

www nsp com . The poker online give an answer all your problems! . бюро переводов в Харькове
Используются технологии uCoz